4. Контрольное задание
4.1. Тест. Выберите правильный вариант и поставьте в квадрате матрицы, соответствующем номеру правильного ответа, знак
Например: 1. А.
Б.
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме существительных.
| |||||||||
1. Эта работа должна быть выполнена во втором … | А. квартале Б. квартале
| ||||||||
2. Петербургские ученые разработали программное ... для управления роботом по Интернету. |
А. обеспечение Б. обеспечение
| ||||||||
3. Посмотрите новые поступления книг в .... | А. каталоге Б. каталоге
| ||||||||
4. Вам необходимо получить заключение .... | А. эксперта Б. эксперта
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и причастий
| |||||||||
5. ... страны характеризует высокий уровень жизни населения. | А. развитые Б. развитые
| ||||||||
6. В универмаге началась распродажа товаров по ...ценам. | А. оптовым Б. оптовым
| ||||||||
7. Я очень ...: завтра у меня экзамен. | А. занята Б. занята
| ||||||||
8. Мне сообщили, что я ... на работу в "Ростелеком". | А. принята Б. принята
| ||||||||
9. Депутаты ...: необходимо увеличить расходы на и образование. | А. правы Б. правы
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме глаголов прошедшего времени.
| |||||||||
10. Повторите, пожалуйста, я не очень хорошо ... ваше объяснение. | А. поняла Б. поняла
| ||||||||
11. Когда я училась в школе, я часто... в библиотеке самые современные произведения российских писателей. | А. брала Б. брала
| ||||||||
12. Деканат... лучших студентов. | А. премировал Б. премировал
| ||||||||
13. Итак,... новый учебный год. | А. начался Б. начался В. начался
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж}.
| |||||||||
14. В нашем университете работают известные … | А. профессоры Б. профессора
| ||||||||
15. ... вузов Санкт-Петербурга собрались на очередное совещание. | А. ректора Б. Ректоры
| ||||||||
16. ... подготовили все материалы для годового отчета. | А. бухгалтера Б. бухгалтеры
| ||||||||
17. Молодые дизайнеры - ... разработали коллекцию модной одежды для подростков.
| А. конструкторы Б. конструктора
| ||||||||
18. Наши судостроители выпустили новые пожарные.... | А. катеры Б. катера
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).
| |||||||||
19. В универмаге большой выбор осенних … | А. туфель Б. туфлей
| ||||||||
20. Сообщение декана об изменении сроков сессии было принято без.... | А. комментариев Б. комментарий
| ||||||||
21. В инструкции указано, что сила тока в цепи должна быть не выше пяти.... | А. амперов Б. ампер
| ||||||||
22. Среди беженцев была большая группа.... | А. осетин Б. осетинов
| ||||||||
23. На праздник мы купили пять килограммов | А. апельсинов Б. апельсин
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
| |||||||||
24. Выборы состоялись в... округах. | А. трехстах пятидесяти восьми Б. триста пятьдесят восьми
| ||||||||
25. Новую линию метро откроют в ... | А. двухтысячном первом году Б. две тысячи первом
| ||||||||
26. Университет находится в ... километрах от общежития | А. полутора Б. полтора
| ||||||||
27. Преподаватель особо отметил ... студенток. | А. троих Б. трех
| ||||||||
28. Президент выступил перед ... палатами | А. обоими Б. обеими
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
| |||||||||
29. МВФ ... решение оказать финансовую помощь странам, которые пострадали от засухи. | А. принял Б. приняла В. приняло
| ||||||||
30. НХЛ ... страну, в которой будет проходить следующий чемпионат мира. | А. определил Б. определила В. определило
| ||||||||
31. НДС в этом году не.... | А. изменилось Б. изменилась В. изменился
| ||||||||
32. 30 лет назад в медицинской практике редко ... УЗИ. | А. использовалась Б. использовался В. использовалось
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование)
| |||||||||
33. Менеджер модного салона Ирина Васильевна ... по радио. | А. выступил Б. выступила
| ||||||||
34. В нашей фирме работает ... программист Елена Субботина. | А. хорошая Б. хороший
| ||||||||
35. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина .... артистам Гран-при. | А. вручил Б. вручила
| ||||||||
36. Москву ...... госсекретарь США Мадлен Олбрайт. | А. посетил Б. посетила
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование)
| |||||||||
37. Произведения молодых прозаиков опубликованы в ... роман-газете. | А. новой Б. новом
| ||||||||
38. В этом году ... музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. | А. открылся Б. открылась
| ||||||||
39. Студентов пригласили на ... вечер-встречу с ветеранами войны. | А. торжественную Б. торжественный
| ||||||||
40. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" ... о повышении курса рубля. | А. сообщили Б. сообщила
| ||||||||
41 .... Сочи привлекает всех туристов. | А. солнечное Б. солнечный В. солнечные
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).
| |||||||||
42. Согласно ... ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. | А. распоряжению Б. распоряжения
| ||||||||
43. Вопреки ... погода в День Победы была без дождей. | А. прогноза Б. прогнозу
| ||||||||
44. По ... экзаменационной сессии необходимо все ведомости сдать в деканат. | А. окончании Б. окончанию
| ||||||||
45. Не забудьте по ... из командировки сдать документы. | А. приезду Б. приезде
| ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление)
| |||||||||
46. Руководитель написал очень хороший отзыв…
| А. на мою курсовую работу Б. о моей курсовой работе
| ||||||||
47. В журнале «Наука и жизнь» напечатана рецензия… экстрасенса В. Григорьева.
|
А. на статью Б. о статье
| ||||||||
48. Какова ваша точка зрения ...?
| А. по этой проблеме Б. на эту проблему
| ||||||||
49. Назовите, какие черты характерны
| А. политическим лидерам Б. для политических лидеров
| ||||||||
50. Туристов попросили оплатить ... услуги.
| А. дополнительные Б. за дополнительные | ||||||||
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.
| |||||||||
51 .... Всероссийского конкурса студенчес-ких работ получили денежную премию. | А. дипломники Б. дипломанты
| ||||||||
52. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному.... | А. абонементу Б. абоненту
| ||||||||
53. Специалисты предложили ... способ фильтрации питьевой воды. | А. экономичный Б. экономный
| ||||||||
54. Председатель собрания ... слово старосте группы. | А. представил Б. предоставил
| ||||||||
55. Всем ... необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. | А. командированным Б. командировочным
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания гласных в корне.
| |||||||||
56. Посв_щение в студенты. | А. е Б. и В. я
| ||||||||
57. Шансы претендентов ср_внялись. | А. а Б. о
| ||||||||
58. Экспер_мент. | А. е Б. и
| ||||||||
59. Под_тожить затраты. | А. и Б. ы
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания приставок
| |||||||||
60. Обе_ценивание акций | А. з Б. с
| ||||||||
61. Пр_образовать уравнение. | А е Б и
| ||||||||
62. Пр_оритетное направление в науке | А. е Б. и
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания ъ или ь.
| |||||||||
63. Пред_юбилейные дни. | А. отсутствие буквы Б. ь В. ъ
| ||||||||
64. Без_ядерная страна. | А. отсутствие буквы Б. ь В. ъ
| ||||||||
65. С_экономить энергию. | А. отсутствие буквы Б. ь В. ъ
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов имен прилагательных и существительных.
| |||||||||
66. Застенч_вый человек. | А. е Б. и
| ||||||||
67. Недюжин_ая сила. | А. отсутствие буквы Б. н
| ||||||||
68. Нефтян_ая вышка. | А. отсутствие буквы Б. н
| ||||||||
69. Тружен_ик. | А. отсутствие буквы Б. н
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания глаголов.
| |||||||||
70. Накле_л марку. | А. е Б. и В. я
| ||||||||
71. План выполнить удаст_ся. | А. отсутствие буквы Б. ь
| ||||||||
72. Они наде_тся на успех. | А. ю Б. я
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.
| |||||||||
73. Неприемл_мые условия. | А. е Б. и
| ||||||||
74. Путан_ый ответ. | А. отсутствие буквы Б. н
| ||||||||
75. Выкач_нная нефть. | А. а Б. е В. и
| ||||||||
76. Рискован_ый шаг. | А. отсутствие буквы Б. н
| ||||||||
77. Стро_щаяся линия метро. | А. е Б. и В. я Г. ю
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий промаем написания частиц (слитное, дефисное или раздельное).
| |||||||||
78. Проблема не_ решена. | А. слитно Б. раздельно
| ||||||||
79. Ему не_достает знаний. | А. слитно Б. раздельно
| ||||||||
80. Еще не_подписанный контракт. | А. слитно Б. раздельно
| ||||||||
81. Ответил, не_смотря в текст. | А. слитно Б. раздельно
| ||||||||
82. Кое_в_чем разобрался. | А. слитно Б. раздельно В. через дефис
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам постановки тире меж подлежащим и сказуемым.
| |||||||||
84. Грамотность _ лишь начало культуры, первая ступень, фундамент ее развития. | А. отсутствие знака Б. –
| ||||||||
85. Глубина озера Байкал _ 1620 метров. | А. отсутствие знака Б. –
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам постановки тире двоеточия в предложениях с однородными членами.
| |||||||||
86. И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека _ наука, искусство и свободный физический труд.
| А. отсутствие знака Б. – В.: | ||||||||
87. Мир атома, мир атомных ядер и мир элементарных частиц _ все это открытия физики нашего века. | А. отсутствие знака Б. – В.:
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам постановки запятых предложениях с обособленными определениями.
| |||||||||
88. Озаренный талантом и страстью к работе _ Борис Пастернак оставил нам огромное литературное наследство. | А. отсутствие знака Б. ,
| ||||||||
89. Созданная в конструкторском бюро С. Королева _ ракета вскоре обрела не только оборонное, но и мирное значение. | А. отсутствие знака Б. ,
| ||||||||
Выберите вариант, соответствующий правилам написания запятых сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
| |||||||||
90. Orдобрых слов рождается улыбка _ и радость появляется в глазах. | А. отсутствие знака Б. ,
| ||||||||
91. Ведь если я гореть не буду _ и если ты гореть не будешь _ и если мы гореть не будем _ так кто же тогда рассеет мрак? | А. отсутствие знаков Б. отсутствие знаков , В. отсутствие знака ,, Г. , отсутствие знаков Д. ,, отсутствие знака Е. ,,,
|
92. Выберите номера предложений, дополняющих определение реферата.
Реферат - краткое изложение содержания документа или его части для первоначального ознакомления с документом, которое... | А. Содержит развернутые доказательства, рассуждения, сравнения и обсуждение результатов исследования. Б. Допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и разную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.
|
93. Прочитайте микротекст. Выберите самое точное название текста | |
Многие коммерческие фирмы, желающие организовать свойWebсервер, не в состоянии принимать на работу профессиональныхWeb-дизайнеров и программистов. В качестве реальной альтернативы рассматривается вопрос об использовании так называемых авторских средств публикации вWeb. Авторские средства ориентированы на пользователя-непрофессионала, т.е. не предусматривает специальных навыков программирования, однако они достаточно мощны и способны обеспечить высокое качествоWeb-продукции. После созданияWeb-документ может быть опубликован на действующемWeb-сервере. | А. Проблемы коммерческих фирм. Б. Авторские средства публикации Web. В. Подготовка программистов-профессионалов. Г. Создание Web-сервера. |
94. Прочитайте вопрос и выберите самый точный ответ на него. | |
Что лежит в основе термодинамики? | А. Фундаментальные законы, лежащие в основе термо-динамики, установлены на основании обобщения большой совокупности опытных фактов. Б. Фундаментальные законы, установленные на основании обобщения большой совокупности опытных фактов, лежат в основе термодинамики. В. В основе термодинамики лежит несколько фундаментальных законов, установленных на основании обобщения большой совокупности опытных фактов. |
95. Прочитайте микротекст. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная мысль текста. | |
Непосредственным доказа-тельством существования хаотического движения молекул служит броуновское движение. Это явление заключается в том, что весьма малые (видимые только в микроскоп) взвешенные в жидкости частицы всегда находятся в состоянии непрерывного беспорядочного движения, которое зависит от внешних причин и оказывается проявлением внутреннего движения вещества. Броуновские частицы совершают движение под влиянием беспорядочных ударов молекул. | А. Броуновские частицы совер- шают движение под влиянием беспорядочных ударов молекул. Б. Доказательством существова-ния хаотического движения молекул служит броуновское движение, представляющее собой непрерывное беспорядочное движение малых частиц под влиянием ударов молекул. В. Хаотическое движение видимых в микроскоп частиц называется броуновским движением. |
96. В данном микротексте изменено место первого предложения. Выберите предложение, которое должно стоять первым.
|
А. Такой газ называется идеальным.
Б. Взаимодействие между молекулами всякого газа становится пренебрежимо слабым при большом разрежении, т.е. при малых плотностях газа.
В. Всякий реальный газ при достаточном разрежении близок по своим свойствам к идеальному.
Г. Простейшими свойствами обладает газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало.
Д. Некоторые газы, такие, как воздух, азот, кислород, даже при обычных условиях, т.е. при комнатной температуре и атмосферном давлении, мало отличаются от идеального газа.
Е. Особенно близки по своим свойствам к идеальному газу гелий и водород.
97. Выберите, какой из перечисленных ниже жанров относится к офиииально-деловому стилю.
А. Аннотация.
Б. Научная статья.
В. Заявление.
98. Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил вам льготную путевку в лагерь. Выберите, что вы напишете:
А. Служебную записку.
Б. Письмо на имя вице-президента университета.
В. Заявление.
Г. Автобиографию.
Д. Объяснительную записку.
99. Выберите правильный вариант начала текста заявления.
А. Прошу, чтобы Вы выделили мне материальную помощь....
Б. Прошу студенческий профком выделить мне материальную помощь....
В. Я, Иванов А.С., студент первого курса механико-машиностроительного факультета, прошу выделить мне материальную помощь....
Г. Прошу выделить мне материальную помощь....
Д. Хотелось бы получить материальную помощь....
100. Прочитайте личную доверенность. Выберите, какой компонент (реквизит) является лишним.
На № 204-7 от 03.03.2000 ДОВЕРЕННОСТЬ Я, Акимова Галина Ивановна, доверяю Федоровой Валентине Сергеевне получить в ОАО "Сатурн" мою заработную плату за вторую половину марта 2000 г.
Г.И.Акимова
10.03.2000 г
Подпись т. Акимовой Г.И. удостоверяю.
Зав. канцелярией ОАО "Барс" А.Т. Исаева
10.03.2000
Печать
| А. Фамилия, имя и отчество лица, выдавшего доверенность. Б. Фамилия, имя и отчество лица, которому выдана доверенность. В. Содержание доверенности. Г. Ссылка на индекс и дату входящего документа. Д. Наименование организации, в которой должны быть произведены операции то доверенности. Е. Подпись лица, выдавшего доверенность. Ж. Дата выдачи доверенности. 3. Должность и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя. И. Дата удостоверения подписи. К. Печать. |
Матрица
1. | а. б. | 17. | а. б. | 32. | а. б. В. | 47. | а. б. | 63. | а. б. В. | 77. | а. б. В. Г. |
2. | а. б. | 18. | а. б. | 33. | а. б. | 48. | а. б. | 64. | а. б. В. | 78. | а. б. |
3. | а. б. | 19. | а. б. | 34. | а. б. | 49. | а. б. | 65. | а. б. В. | 79. | а. б. |
4. | а. б. | 20. | а. б. | 35. | а. б. | 50. | а. б. | 66. | а. б. | 80. | а. б. |
5. | а. б. | 21. | а. б. | 36. | а. б. | 51. | а. б. | 67. | а. б. | 81. | а. б. |
6. | а. б. | 22. | а. б. | 37. | а. б. | 52. | а. б. | 68. | а. б. | 82. | а. б. В. |
7. | а. б. | 23. | а. б. | 38. | а. б. | 53. | а. б. | 69. | а. б. | 83. | а. б. В. |
8 | а. б. | 24. | а. б. | 39. | а. б. | 54. | а. б. | 70. | а. б. В. | 84. | а. б. |
9. | а. б. | 25. | а. б. | 40. | а. б. | 55. | а. б. | 71. | а. б. | 85. | а. б. |
10. | а. б. | 26. | а. б. | 41. | а. б. В. | 56. | а. б. В. | 72. | а. б. | 86. | а. б. В. |
11. | а. б. | 27. | а. б. | 42. | а. б. | 57. | а. б. | 73. | а. б. | 87. | а. б. В. |
12. | а. б. | 28. | а. б. | 43. | а. б. | 58. | а. б. | 74. | а. б. | 88. | а. б. |
13. | а. б. В. | 29. | а. б. В. | 44. | а. б. | 59. | а. б. | 75. | а. б. В. | 89. | а. б. |
14. | а. б. | 30. | а. б. В. | 45. | а. б. | 60. | а. б. | 76. | а. б. | 90. | а. б. |
15. | а. б. | 31. | а. б. В. | 46. | а. б. | 61. | а. б. |
| а. б. |
| а. б. |
16. | а. б. |
|
|
|
| 62. | а. б. |
| а. б. |
| а. б. |
91. | а. б. В. Г. Д. Е. | 93. | а. б. В. Г. | 95. | а. б. В. | 97. | а. б. В. | 99. | а. б. В. Г. Д. | 100. | а. б. В. Г. Д. Е. Ж. З. И. К. |
92. | а. б. | 94. | а. б. В. | 96. | а. б. В. Г. Д. Е. | 98. | а. б. В. Г. Д. |
|
|
|
|
4.2. Напишите реферат текста «Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов» (Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.- с.188-200).
Аргументация– это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный.
Что представляет собой доказательство как логическая операция?
Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис(мысль или положение, истинность которого требуется доказать),аргументы, или основания, доводы,демонстрация, или форма, способ доказательства.
Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.
При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Следует иметь ввиду, что тезис нужно четко сформулировать, он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства, и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов нужно использовать истинные положения, причем их истинность доказывается независимо от тезиса. Кроме того, нельзя забывать, что аргументы должны быть достаточны для данного тезиса.
При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. Так, наиболее распространенной ошибкой считается «подмена тезиса». Суть ее заключается в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Эта ошибка может быть непроизвольной, неумышленной. Говорящий не замечает, как он с одного тезиса переходит на другой. Однако нередко приходится сталкиваться с намеренным искажением тезиса, с приписыванием ему другого смысла, сужением или расширением его содержания.
К «подмене тезиса» прибегают, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, обеспечить себе победу в споре. Вот, к примеру, что рассказывает В.В.Вересаев в «Воспоминаниях» о действиях своего университетского товарища: … Печерников ловко переиначивал мои слова, чуть-чуть сдвигал мои возражения в другую плоскость и победительно опровергал их, а я не умел уследить, где он мои мысли передвинул. Сплошная была софистика, а я был против нее бессилен...
Писатель подчеркивает:
Только долгим трудом и привычкою дается умение незаметно для противника непрерывно выпрямлять линию спора, не давать ей вихляться и отклоняться в стороны, приходить к решению вопроса, намеченного вначале.
В одном из произведений Эразма Роттердамского описывается спор между аббатом и образованной дамой. Монаху не нравится, что в ее комнате очень много книг, женщина отстаивает свое право на чтение. Приведем два отрывка из этого разговора:
Антроний. Что ты называешь мудростью?
Магдалия. Это когда ты понимаешь, что счастье человеку приносят только духовные блага, а богатства, почести, знатность не делают его ни счастливее, ни лучше.
Антроний. Бог с нею, с этакой мудростью.
Магдалия.А что, если мне приятнее читать хорошего писателя, чем тебе охотиться, пить или играть в кости? Ты не согласишься, что я живу приятно?
Антроний. Я бы так не жил.
Магдалия. Я не про то спрашиваю, что тебе приятнее всего, а что должно быть приятно.
Магдалия. А ты считаешь человеком того, кто не знает мудрости и знать не хочет?
Антроний. Для себя я достаточно мудр.
Магдалия. Для себя и свиньи мудры.
А н т р о н и й. Да ты прямо софистка какая-то — до чего ловко споришь!
Антроний не прав. Магдалия не ведет себя, как софистка. Но спорит она действительно умело. Ей удается обнаружить логические ошибки в рассуждениях Антрония и показать ему их. Так, в приведенных отрывках аббат все время подменяет тезис, суживает его. «Я не про то спрашиваю, что тебе приятно, а что должно быть приятно», — говорит ему Магдалия. На ее вопрос, считает ли он человеком того, кто не знает мудрости и знать не хочет, Антроний отвечает: «Для себя я достаточно мудр», т. е. опять сводит разговор от общего к частному. Поэтому-то Магдалия и бросает ему реплику: «Для себя и свиньи мудры».
Остановимся на основных ошибках, относящихся к аргументам. Если тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные, возникает ошибка, называемая «ложное основание» или «основное заблуждение». Недобросовестные люди порой ссылаются на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые не проводились, подтасовывают факты, искажают статистические данные и т. д. Однако эта ошибка может быть и непреднамеренной, она возникает из-за недостаточной компетентности человека.
Когда в качестве аргумента берется недоказанное положение, совершается ошибка «предвосхищение основания». Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.
Следует опасаться ошибки, получившей название «порочный круг» или «круг в доказательстве». Она состоят в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса. Приведем разговор, который происходит по такому кругу:
- Наша бригада в этом квартале добилась больших успехов.
- Поздравляю. Как вам это удалось?
- Очень просто. Наша бригада все время работала хорошо.
- А что значит работала хорошо?
- А то, что она добилась больших успехов.
Тезис «бригада добилась успехов» обосновывается аргументом «работала хорошо», а этот аргумент доказывается тезисом «она добилась больших успехов».
Подобный род ошибок метко высмеивается мастерами слова. Например, в пьесе французского драматурга Мольера «Лекарь поневоле» описывается такая сцена. Отец немой девочки пожелал узнать, почему его дочь нема. «Сделайте одолжение, — ответил Сганарель. — Оттого, что она утратила дар речи». «Хорошо, — возразил Жеронт, — но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила». Медик ответил: «Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается».
Обнаружить в рассуждениях ошибку «порочный круг», не всегда бывает легко, особенно если оппоненты недостаточно опытны, поэтому порой она остается незамеченной и создается впечатление, что выдвинутый тезис доказан. Подтверждением этому может служить описание наивного спора о самолюбии двух молодых людей в повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Нехлюдов спрашивает Николеньку Иртеньева, считает ли тот его самолюбивым. Разговор между ними продолжается:
— Я думаю, что да, — сказал я, чувствуя, как голос мой дрожит и краска покрывает лицо при мысли, что пришло время доказать ему, что я умный, — я думаю, что всякий человек самолюбив, и все то, что ни делает человек, — все из самолюбия.
— Так что же, по-вашему, самолюбие? — сказал Нехлюдов, улыбаясь несколько презрительно, как мне показалось.
— Самолюбие, — сказал я, — есть убеждение в том, что я лучше и умнее всех людей.
— Да как же могут быть все в этом убеждены?
— Уж я не знаю, справедливо ли, или нет, только никто, кроме меня, не признается; я убежден, что я умнее всех на свете, и уверен, что вы тоже уверены в этом.
— Нет, я про себя первого скажу, что я встречал людей, которых признавал умнее себя, — сказал Нехлюдов.
— Не может быть, — отвечал я с убеждением.
— Неужели вы в самом деле так думаете? — сказал Нехлюдов, пристально вглядываясь в меня.
— Серьезно, — отвечал я.
И тут мне вдруг пришла мысль, которую я тотчас же высказал.
— Я вам это докажу. Отчего мы самих себя любим больше других?.. Оттого, что мы считаем себя лучше других, более достойными любви. Ежели бы мы находили других лучше себя, то мы бы и любили их больше себя, а этого никогда не бывает. Ежели и бывает, то все-таки я прав, — прибавил я с невольной улыбкой самодовольствия.
Нехлюдов помолчал с минуту.
— Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! — сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.
В этом споре Николенька, отстаивая положение «все люди самолюбивы», утверждает, что каждый считает себя умнее других. Нехлюдов возражает ему. Тогда Иртеньев прибегает к такому доказательству: люди считают себя умнее других потому, что любят себя больше других; а любят себя больше других, так как считают достойнее других, т.е. умнее. Налицо «порочный круг». Но Нехлюдов не заметил этого. Рассуждения Николая ему показались очень разумными.
Логические ошибки, как отмечалось выше, бывают непреднамеренными и намеренными. Ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человека логической культуры, навыков ведения публичного спора, вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения и т. п. Намеренные ошибки —это сознательно допускаемые ошибки, это логические уловки, умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами(греч.sophisma— измышление, хитрость). Известны они были еще в далекой античности, многие из них описаны Аристотелем в работе «О софистических опровержениях». Цель их — сделать противника уязвимым, привести его в наибольшее затруднение.
Следует иметь в виду, что одни логические ошибки распознать легче, другие труднее. Одни ясны каждому, другие остаются незамеченными даже самыми опытными людьми.
Логические ошибки в рассуждениях, независимо от того, какова их причина, являются ли они преднамеренными или ненамеренными, осложняют ведение диалога, мешают поиску истины, принятию правильного решения. Поэтому необходимо стараться свести их к минимуму в своей речи, уметь найти логические ошибки в рассуждениях оппонентов, разоблачить логические ухищрения противников.
Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.
Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.
К логическим аргументам относятся следующие суждения:
— теоретические или эмпирические обобщения и выводы;
— ранее доказанные законы науки;
— аксиомы и постулаты;
— определения основных понятий конкретной области знании;
— утверждения о фактах.
В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение.
Факт—это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле.Мнение —суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.
Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Так, во время дискуссии о пользе «космических знаний» для живущих на Земле был приведен очень веский аргумент в защиту мирного освоения космоса: «Одни только прогнозы погоды на основе сообщения с космических орбит ежегодно сберегают стране материальные ценности на 500—700 миллионов рублей».
Однако цифрами нельзя злоупотреблять.Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие содержания речи.
Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не искажали действительность.
Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Вы, наверное, замечали, что если оратор в своем выступлении затронет какие-либо чувства — чувство долга и чести, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его речь больше воздействует на нас, мы ее лучше запоминаем. Почему это происходит? Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи.
Вспомните, как играет на честолюбивых чувствах васюкинцев Остап Бендер, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью». Остап, чувствуя прилив новых сил, говорил:
— Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира.
— Всего мира!!! — застонали оглушенные васюкинцы.
— Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!
Как подходит к этой ситуации утверждение Гельвеция:
«Бывают люди, которых нужно ошеломить для того, чтобы убедить».
Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата.
Наиболее распространенными считаются следующие доводы:
— довод к чувству собственного достоинства;
— довод от угрозы;
— довод от обещания;
— довод от сочувствия;
— довод от осуждения;
— довод от сомнения;
— довод от недоверия и т.п.
Используя психологические доводы, не следует забывать, что
риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п. [3, 157.
Необходимо иметь в виду, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Назовем лишь некоторые из них:
— аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);
— аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
— аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);
— аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);
— аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.) и др. [34, 237.
Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые были поставлены.
Как считает С. И. Поварнин, неумение принимать в расчет задачи спора при выборе доводов — промах, безграмотность в споре. Он пишет:
Желая проверить истину какой-нибудь мысли, мы выбираем в пользу ее самые сильные с нашей точки зрения основания. Желая убедить кого-нибудь, выбираем доводы, которые должны казаться наиболее убедительными ему. Желая победить противника, выбираем доводы, которые более всего могут поставить его в затруднение. В споре для убеждения слушателей мы приспособляем выбор доводов не столько к противнику, сколько к слушателям [61, 43.
Знать того, к кому обращены доводы.
Чтобы добиться своей цели, надо хорошо звать того, к кому обращены доводы, и приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента. Блестящее подтверждение этому находим в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Обратите внимание, как искусно убеждает Чичиков местных помещиков продать ему мертвые души. Вот он разговаривает с «дубинноголовой» Коробочкой, которая никак в толк-то не возьмет, что происходит. Все доводы от нее отскакивают, как резиновый мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков предпринимает все новые попытки уговорить собеседницу. Он использует, с его точки зрения, очень сильный довод — деньги. Он сулит Коробочке за продажу мертвых душ пятнадцать рублей ассигнациями. Выспросив, что мед она продавала по 12 рублей пуд, он говорит ей:
— Ну, видите ль? Так зато это мед. Вы собирали его, может быть, около года с заботами, со старанием, хлопотами; ездили, морили пчел, кормили их в погребе целую зиму, а мертвые души — дело не от мира сего. Тут вы с своей стороны никакого не прилагали старания: на то была воля божья, чтоб она оставили мир сей, нанеся ущерб вашему хозяйству. Там вы получили за труд, за старание двенадцать рублей, а тут вы берете ни за что, даром, да и не двенадцать, а пятнадцать, да я не серебром, а все синими ассигнациями.
После таких сильных убеждений Чичиков почти совсем не сомневался, что старуха наконец сдастся. Но не тут-то было! Помещица заявила, что она еще немного повременит, вот понаедут купцы, тогда она и применится к ценам. На слова Чичикова «кто же станет покупать их», «на что они им», «какое употребление он может из них сделать», старуха возразила, что, может, они в хозяйстве как-нибудь понадобятся. Она сама испугалась этих слов и со страхом ждала, что он на это скажет. Чичиков рассердился:
— Да не найдешь слов с вами! Право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест сена, и другим не дает. Я хотел было закупать у вас хозяйственные продукты разные, потому что я ж казенные подряды тоже веду...— Здесь ом прилгнул, хоть и вскользь без всякого дальнейшего размышления, но неожиданно удачно. Казенные подряды подействовали сильно на Настасью Петровну; по крайней мере, она произнесла уже почти просительным голосом:
— Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, да я бы совсем тебе не прекословила.
Совсем по-другому протекает разговор на эту же тему с Собакевичем. Н. В. Гоголь пишет:
Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются... Соба-кевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность, и без того уже весьма сложного, государственного механизма... Собакевнч все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры, она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал душ умершими, а только несуществующими.
Собакевич слушал, всё по-прежнему нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности.
— Итак?..— сказал Чичиков, ожидая не без некоторого волненья ответа.
— Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.
— Да, — отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши: — несуществующих.
— Найдутся, почему не быть...— сказал Собакевич.
В разговоре с помещиками Чичиков, конечно, преследует свои корыстные цели, и вряд ли его действия вызывают к нему наши симпатии. Однако приведенные примеры наглядно показывают, что хорошее знание психологии собеседников помогает подыскать наиболее убедительные для них аргументы.
Подобрать сильные и убедительные доводы - дело далеко не простое. Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости и сообразительности, от быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.
- 4.09.2008 Г. Протокол № 1
- Русский язык и культура речи
- 3. Функциональные стили речи
- 4. Контрольное задание.
- Ортологический (правильность речи) аспект культуры речи.
- Задания
- 1.2. Лексические и грамматические нормы.
- Задания
- Нарушение порядка слов Задание. Определите место данных фрагментов в предложении
- 2. Коммуникативный аспект
- 2.1. Качества речи
- 2.1.1. Точность речи
- Задания
- 2.1.2. Экономичность и полнота речи
- Задания
- 2.1.3. Логичность речи
- Задания
- 2.2. Коммуникативный кодекс
- Принцип вежливости Дж. Лича
- Задания
- 3. Функциональные стили речи
- Письменная научная речь
- Задания
- 3.2. Официально-деловая письменная речь.
- Задания
- 4. Контрольное задание
- Использованная литература