23. Традиционная классификация частей речи. История вопроса.
Учение о частях речи восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский. Достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выдели имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. Затем Ф.И. Буслаев выделил в рамках имени имя прилагательное, имя числительное и имя существительное.
Следующий этап в изучении частей речи был начат А.А. Потебней, указавшим на некий параллелизм частей речи и членов предложении. В результате, последователи А.А. Потебни сократили количество частей речи до четырех: существительное, прилагательное, глагол и наречие. Такое разделение соответствует представлению о предмете, действии, признаке и признаке признака.
Более широкий подход к частям речи обнаружил А.А. Шахматов, выделивший критерии определения частей речи, а также разделивший части речи на четыре группы: знаменательные, незнаменательные, служебные, междометия.
Особое место в истории развития учения о частях речи занимает В.В. Виноградов, разделяющий слова на: слова-названия и их заместители, связочные (служебные), модальные, слова эмоциональной сферы (междометия). При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи, остальные три группы классифицировались как частицы речи.
В современной науке в качестве критериев выделения частей речи выделяются категориальное значение слова, свойственные слову формы изменения, а также синтаксическая сочетаемость слова. Служебные слова, в свою очередь, классифицируются по синтаксическим функциям. Особое место занимают местоимения.
Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, категория состояния. Знаменательные части речи так называются, так как они обладают номинативным значением и способны называть предметы, признаки, действия и так далее. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не обладают номинативным значением. Две особые группы составляют модальные слова и междометия.
_______________________________________________
- 1. Наиболее распространенные теории, объясняющие происхождение языка.
- 2. Факторы, оказавшие влияние на развитие языка.
- 3. Генеалогическая классификация. Праязык как историческое понятие.
- 4. Виды типологической классификации.
- 5. Доалфавитный период в истории письменности.
- 6. Разновидности фонетического письма. История алфавита.
- 7. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи.
- 8. Знаковая природа языка. Структура языкового знака.
- 9. Система языка: язык как система систем. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
- 10. Понятие функции языка и функции речи.
- 11. Функционирование, развитие и история языка.
- 12. Внутренние и внешние законы развития языка.
- 13. Биологическая основа языка и сознания.
- 14. Языковое сознание и картина мира.
- 15. Акустический аспект изучения и классификации звуков речи.
- 16. Учение о фонеме.
- 17. Методы и приемы экспериментальной фонетики.
- 18. Значение слова: лексическое и грамматическое значение слова; полисемия; омонимия.
- 19. Слово и понятие.
- 20. Стилистический, социальный и исторический аспекты лексического состава языка.
- 21. Понятийные и грамматические категории.
- 22. Уровни грамматики языка и их единицы. Грамматическое значение и грамматическая форма.
- 23. Традиционная классификация частей речи. История вопроса.
- 24. Преимущества и недостатки лексико-семантического, морфологического и синтаксического подходов к классификации частей речи.
- 26. Генезис и функции частей речи.
- 27. Проблема границ слова в лингвистике (грамматический аспект).
- 28. Словосочетание. Процесс морфологизации синтаксической конструкции.
- 29. Предикация и номинация.
- 30. Семантическая и синтаксическая структура словосочетания и предложения.
- 31. Полупредикативные (потенциально предикативные) и полипредикативные единицы.
- 32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.
- 33. Сравнительно-историческое языкознание и младограмматизм.
- 34. Основные направления современной лингвистики.