logo search
4

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Нет необходимости убеждать будущего юриста в важности занятий риторикой. Вместе с тем получить хорошую риторическую подготовку значит иметь хорошую эрудицию, знания по теории риторики, умения работать с текстом публичной речи и обладать ораторским мастерством, овладение которым сопряжено зачастую с преодолением самого себя. Иными словами, нужно уметь учить самого себя. Для этого студентам настоятельно рекомендуется следующее:

Хорошо бы для занятий риторикой дома использовать диктофон и (или) видеокамеру, тогда отработка дикции, дыхания, голоса, интонирования текста (то есть интонации и пауз) будет более продуктивной.

В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:

Например:

Задание 1: Массовая информация не предполагает реального диалога с получателем: ведь нельзя же, например, в диалоговом режиме задать вопрос диктору, читающему новости. Таким образом, воздействие текста носит не индивидуальный, даже не сегментный, а статистический характер.

Тем не менее, и при такой форме коммуникации существуют непреложные риторические правила. Какие? Сделайте анализ нескольких последних телевизионных сообщений, обращая внимание на характерные риторические ошибки. Попробуйте исправить их. Что, по вашему мнению, изменится при этом: содержание или форма речи? Станет ли другим восприятие речи массовой аудиторией?

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Задание 2: Что значат эти замечания известных людей по отношению к оратору и его речи? Согласны ли вы принять их в качестве советов и рекомендаций?

Попробуйте вывести для себя риторическое правило подготовки текста речи (оформите в тетради как «памятную страницу»).

1) «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести» (Скилеф). 2) «Можно, должно все говорить, когда умеешь все сказать» (А. Франс). 3) «Отличайте слова, в которых суть, от других. Движение без направления немыслимо» (С.М. Волконский). 4) «Великое правило: если твое немногое не представляет ничего оригинального, то выскажи его по крайней мере оригинально» (Г. Лихтенберг).

Задание 3: Ораторы, выступающие в состоянии эмоционального напряжения, часто допускают такие ошибки: колебание уровня громкости, произнесение слов во время смеха, неоправданный повтор слов, оговорки.

Проанализируйте свою ораторскую практику на выявление подобных ошибок. Составьте себе памятку, чтобы суметь избежать их на практике.

Задание 4: Современный известный ритор А.А. Волков в своем учебном пособии приводит ряд рекомендаций по произнесению ораторской речи. Последуйте его советам и, чтобы не забыть их, оформите как памятку и проделывайте эти упражнения каждый раз во время репетиций.

«Многие, в том числе и опытные ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

Однако слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, следует непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания: не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем.

Если это не помогает, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног».1

Задание 5: С.Н. Паркинсон предлагает начинающим ораторам изучить видеозапись их выступления:

«Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальца. Какой из этих жестов был необходим? Какое впечатление производят все остальные, кроме того, что человек не может сидеть спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы вы раскрыть именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?» 2

Задание 6: Наполеон I не раз подчеркивал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Как вы считаете, это касается карьерного роста вообще или продвижения по конкретной служебной лестнице?

[Занесите в «цитатник»: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Наполеон I (подчеркивал не раз)].

Вопрос:

Оптимальный темп русской речи?

Когда находите ответ: «Оптимальный темп русской речи (для носителей русского языка) составляет 110-120 слов в минуту, однако для публичной речи, например лекции, лучше всего произносить в минуту не более 70 слов»3, оформите в тетради как памятку.

Как известно, «встречают по одежке…». Поэтому перед зеркалом внимательно оглядите себя и соотнесите свой внешний облик с ситуацией, к которой вы готовитесь. Учитесь видеть в зеркале «говорящие» штрихи к вашему портрету, когда вы берете на себя функцию говорящего. Причем, не только своими глазами, но и глазами собеседника или целой аудитории. Учтите, что внешний облик, манеры, позу, мимику и жесты говорящего слушатель оценивает в первую очередь.

При освоении секретами речевой практики следует обратить внимание на ее дискуссионные формы: спор, состязание сторон в судебном заседании и др. Именно в процессе отстаивания своей точки зрения говорящий применяет полемические приемы, демонстрирует умение нейтрализовать софизмы или уличить демагога. (Задания и упражнения для самостоятельной работы – см. Приложение 2).

Работайте, веря в успех. И не стесняйтесь спрашивать у преподавателя и сокурсников, как у вас получается.