logo search
Ответы на билеты

34. Основные направления современной лингвистики.

Генеративная лингвистика - одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Ноама Хомского в конце 50-х годов 20 века и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для ГЛ типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики. ГЛ выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: четко различаются компетенция - знание языка и употребление - использование языка в речевой деятельности. ТПГ описывает прежде всего компетенцию говорящего. Структура грамматики имеет три основных компонента: синт., сем. и фон., из которых центральный - синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к нему интерпретирующую ф-цию.

В ТПГ вводится два уровня синт представления: глубинная структура и поверхностная структура, задачей синт описания является исчисление всех глубинных и поверх структур, а также установление между ними строгого соответствия.

"Бобры строят плотины. Плотины строятся бобрами." Пассивизация. Ядерное предложение.

Прагмалингвистика - область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков в речи в аспекте отношения "знак - пользователь знака". Теоретические основания прагмалингвистики были заложены к 60-м годам 20-го века трудами лингвистов-философов Оксфордской школы. В 60-70 гг. для становления прагмалингвистики как науки о языке в его живом функционировании возникли объективные предпосылки - возможность легко получать, хранить и анализировать магнитофонные и видеозаписи речевого общения. Цель ПЛ - изучение языка в контексте - социальном, ситуативном и пр., т.е. исследование языка как средства коммуникации.

Психолингвистика - наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, П проверяет их путем психологических экспериментов, т.о., будучи по предмету исследования близка к лингвистики, по методам П ближе к психологии. П возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным, как то: обучение родному и иностранному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности СМИ, авиационная и космическая психология, судебная психология и криминалистика (опознание людей по особенностям их речи), проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в компьютеры и т.д. Термин П вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим названием, но идеи, близкие к проблематике П, развивал в СССР еще в начале 30-х гг. психолог Выготский.

Его ученик Лурия разработал основы нейролингвистики, научной дисциплины, возникшей на стыке неврологии и лингвистики и изучающей систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.

Этнолингвистика — область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (антропологическая лингвистика) и «коммуникативной» (лингвистическая антропология).