Тест «человек на трибуне»
У каждого оратора существует свой способ общения с аудиторией, свой стиль. Как справедливо заметил В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпою силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д.»1.
Характер общения зависит от темперамента и индивидуальных качеств человека. Однако в психологии общения принято выделять два основных типа: «авторитарный» и «демократичный».
Представители авторитарного типа подчиняют себе аудиторию, не допускают вольностей в поведении и речи. Безусловно, они учитывают реакцию аудитории, но предпочитают держать бразды правления в своих руках.
Принадлежащие к демократичному типу ораторы, ориентируясь на реакцию слушателей, в известной мере сами подчиняются аудитории. Они имеют более гибкую индивидуальную манеру общения и располагают более разнообразным выбором вариантов речевого поведения.
У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от слушателей может сделать оратора нечувствительным к их интересам; стремление же во всем следовать аудитории может привести его к потере эффекта от выступления, а зачастую и собственного авторитета. Чтобы избежать ошибок, определите свой тип общения со слушателями. И к какому бы типу вы не относились, не пытайтесь копировать манеру другого.
Инструкция:
На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.
Варианты ответов: «Да», «Нет».
-
Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
-
Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?
-
Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя?
-
Всегда ли одинаково начинаете выступление?
-
Приходите ли задолго до начала выступления?
-
Нужно ли вам время, чтобы установить контакт с аудиторией и заставить ее внимательно вас слушать?
-
Стремитесь ли вы говорить по строго намеченному плану?
-
Любите ли вы во время выступления двигаться?
-
Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?
-
Успеваете ли во время выступления пошутить?
Результаты:
Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на все остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу ораторов.
Если же наоборот – к демократичному.
Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5 – у вас сильный тип нервной системы.
«Нет» на вопросы 1, 4, 6 и 10 говорит о подвижности ваших эмоций.
Рекомендации для ораторов авторитарного типа:
Вам нужно предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку выступления. Следует составить подробный предварительный конспект, даже если не собираетесь говорить «по бумажке».
Рекомендации для ораторов демократичного типа:
Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти к слушателям. Максимально контролируйте свое поведение, мимику, жесты, интонации, чтобы выработать специфическую, свойственную только вам манеру общения с аудиторией.
Тестовое задание «ПРОВЕРКА СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ»
Предложите своей аудитории упражнение для проверки и развития слуховой памяти1 (но предварительно, попросив вам помочь, выполните его сами).
Помните: оптимальная скорость речи составляет 110-120 слов в минуту (средняя скорость речи может достигать и 150 слов в минуту), слушающий же способен воспринять в минуту от 300 до 500 слов. Так что у него остается время на анализ фактов и повтор некоторых слов и фраз вслед за говорящим.
Итак, прочтите вслух 10 слов под порядковыми номерами со скоростью 1 слово – 2 секунды, и пусть ваши слушатели запишут запомнившиеся слова с их номерами.
Например:
1 – клен,
2 – акварель,
3 – медленно,
4 – глобус,
5 – культура,
6 – мужественный,
7 – сова,
8 – фотографировать,
9 – кристалл,
10 – сходство.
(Слова могут быть и другими; единственное ограничение: хорошо знакомыми вашим слушателям).
Порядок подсчета коэффициента таков:
-
если порядковый номер и слово совпадают – 10 баллов;
-
если слово и его номер не совпадают – 5 баллов.
Сумма баллов дает примерный процент эффективности слуховой памяти.
Результаты:
От 100 до 90 баллов – эффективность слушания 95%;
От 85 до 70 баллов – эффективность слушания 80%;
От 65 до 50 баллов – эффективность слушания 60%;
От 55 до 30 баллов – эффективность слушания 40%;
От 25 до 10 баллов – эффективность слушания 20%;
Менее 10 баллов – эффективность слушания 5%.
Тест «УРОВЕНЬ ВАШЕГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ»
Инструкция:
На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.
Варианты ответов: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».
-
Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) вам не интересны?
-
Раздражают ли вас манеры собеседника?
-
Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
-
Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?
-
Перебиваете ли вы собеседника?
-
Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
-
Изменяется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
-
Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
-
Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, «сленговые словечки», вульгаризмы?
-
Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?
Ключ: (в баллах):
«почти всегда» – 2, «в большинстве случаев» – 4,
«иногда» – 6, «редко» – 8, «почти никогда» – 10.
Результаты:
Максимальная оценка – 100 баллов.
Если вы набрали 62 и более, то уровень вашего умения слушать выше среднего.
Экспериментально подтверждено, что средний балл слушателя – 55.
Приложение 2.
Задание 2.1. Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»1 стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.
Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».
Блиц-урок 16.
В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления”.
Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.
Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.
Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.
Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.
Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».
Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.
Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».
- Российская академия правосудия
- Риторика
- Содержание
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план дисциплины «Риторика» для студентов 1 курса очной формы обучения
- Программа
- Тема 5. Развитие отечественных риторических традиций: от Древней Руси до современной России.
- Раздел III. Особенности текста публичной речи
- Тема 6. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 7. Особенности судебного красноречия.
- Тема 8. Концептуальные аспекты текста публичной речи: целевой, этический, лингвистический, психологический, логический.
- Раздел IV. Арсенал ораторских средств
- Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Тематический план практических занятий дисциплины «Риторика»
- Планы практических занятий
- Тема 1. Главные категории риторики: этос, пафос, логос.
- У себя спросите: «Заслужил ли я? Был ли я послушным, милым мальчиком?»
- Тема 2. Оратор и аудитория.
- Тема 3. Классификация родов и видов публичной речи.
- Тема 4. Особенности судебного красноречия.
- Андреевский с.А.
- Кони а.Ф.
- Плевако ф.Н.
- Спасович в.Д.
- Тема 5. Концептуальные аспекты текста публичной речи:
- Тема 6. Вербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 7. Невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.
- Тема 8. Ораторские приемы воздействия и их допустимость.
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- Примерная тематика научных докладов и публичных выступлений
- Примеры контрольных заданий для проведения рубежного контроля
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для подготовки к зачету
- Тест «человек на трибуне»
- 11 Способов завоевать аудиторию