logo search
4

Тест «человек на трибуне»

У каждого оратора существует свой способ общения с аудиторией, свой стиль. Как справедливо заметил В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпою силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д.»1.

Характер общения зависит от темперамента и индивидуальных качеств человека. Однако в психологии общения принято выделять два основных типа: «авторитарный» и «демократичный».

Представители авторитарного типа подчиняют себе аудиторию, не допускают вольностей в поведении и речи. Безусловно, они учитывают реакцию аудитории, но предпочитают держать бразды правления в своих руках.

Принадлежащие к демократичному типу ораторы, ориентируясь на реакцию слушателей, в известной мере сами подчиняются аудитории. Они имеют более гибкую индивидуальную манеру общения и располагают более разнообразным выбором вариантов речевого поведения.

У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от слушателей может сделать оратора нечувствительным к их интересам; стремление же во всем следовать аудитории может привести его к потере эффекта от выступления, а зачастую и собственного авторитета. Чтобы избежать ошибок, определите свой тип общения со слушателями. И к какому бы типу вы не относились, не пытайтесь копировать манеру другого.

Инструкция:

На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.

Варианты ответов: «Да», «Нет».

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

  2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

  3. Волнуетесь ли перед выходом на трибуну настолько, что должны преодолевать себя?

  4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

  5. Приходите ли задолго до начала выступления?

  6. Нужно ли вам время, чтобы установить контакт с аудиторией и заставить ее внимательно вас слушать?

  7. Стремитесь ли вы говорить по строго намеченному плану?

  8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

  9. Отвечаете ли на записки с вопросами по ходу их поступления, не группируя их?

  10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Результаты:

Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные на все остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу ораторов.

Если же наоборот – к демократичному.

Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3 и 5 – у вас сильный тип нервной системы.

«Нет» на вопросы 1, 4, 6 и 10 говорит о подвижности ваших эмоций.

Рекомендации для ораторов авторитарного типа:

Вам нужно предварительно проработать свою тему так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку выступления. Следует составить подробный предварительный конспект, даже если не собираетесь говорить «по бумажке».

Рекомендации для ораторов демократичного типа:

Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти к слушателям. Максимально контролируйте свое поведение, мимику, жесты, интонации, чтобы выработать специфическую, свойственную только вам манеру общения с аудиторией.

Тестовое задание «ПРОВЕРКА СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ»

Предложите своей аудитории упражнение для проверки и развития слуховой памяти1 (но предварительно, попросив вам помочь, выполните его сами).

Помните: оптимальная скорость речи составляет 110-120 слов в минуту (средняя скорость речи может достигать и 150 слов в минуту), слушающий же способен воспринять в минуту от 300 до 500 слов. Так что у него остается время на анализ фактов и повтор некоторых слов и фраз вслед за говорящим.

Итак, прочтите вслух 10 слов под порядковыми номерами со скоростью 1 слово – 2 секунды, и пусть ваши слушатели запишут запомнившиеся слова с их номерами.

Например:

1 – клен,

2 – акварель,

3 – медленно,

4 – глобус,

5 – культура,

6 – мужественный,

7 – сова,

8 – фотографировать,

9 – кристалл,

10 – сходство.

(Слова могут быть и другими; единственное ограничение: хорошо знакомыми вашим слушателям).

Порядок подсчета коэффициента таков:

Сумма баллов дает примерный процент эффективности слуховой памяти.

Результаты:

От 100 до 90 баллов – эффективность слушания 95%;

От 85 до 70 баллов – эффективность слушания 80%;

От 65 до 50 баллов – эффективность слушания 60%;

От 55 до 30 баллов – эффективность слушания 40%;

От 25 до 10 баллов – эффективность слушания 20%;

Менее 10 баллов – эффективность слушания 5%.

Тест «УРОВЕНЬ ВАШЕГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ»

Инструкция:

На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.

Варианты ответов: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».

  1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) вам не интересны?

  2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

  3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?

  4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

  5. Перебиваете ли вы собеседника?

  6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

  7. Изменяется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

  8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

  9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, «сленговые словечки», вульгаризмы?

  10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?

Ключ: (в баллах):

«почти всегда» – 2, «в большинстве случаев» – 4,

«иногда» – 6, «редко» – 8, «почти никогда» – 10.

Результаты:

Максимальная оценка – 100 баллов.

Если вы набрали 62 и более, то уровень вашего умения слушать выше среднего.

Экспериментально подтверждено, что средний балл слушателя – 55.

Приложение 2.

Задание 2.1.  Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»1 стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Блиц-урок 16.

В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления”.

Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.

Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.

Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.

Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.

Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».

Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.

Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».