logo search
4

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Если судить по книжным прилавкам, риторика сегодня «в моде». Если судить по реальной речевой ситуации – нам пока далеко до риторического мастерства. А ведь еще в античную эпоху именно риторика определяла высшую степень образованности эллина.

В системе научных знаний риторика неразрывно связана с этикой, философией, логикой, психологией, языком и культурой речи; в недрах риторики взяла свои начала педагогика, на риторическом материале оттачивали методы преподавания гуманитарных дисциплин первые софисты.

В наше время риторика предполагает две трактовки: «…с одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство. Оно – предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации»1.

Коммуникативная направленность риторики отражена в ее основополагающих категориях – этосе, пафосе и логосе. В трактовке современного известного ритора Ю.В. Рождественского этос представляет собой «условия, которые получатель речи предлагает ее создателю», пафос – «намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем интересующего того тему», логос – «словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла»2.

Иными словами, неразрывными этосом, пафосом и логосом обеспечивается взаимообусловленность содержания и формы речи, которую говорящий, преследуя свои цели, адресует определенному слушателю (или кругу слушателей) в конкретных условиях. Вместе с тем в феномене речи (и публичная речь не исключение) важно увидеть и понять главное – ее диалоговое начало. Оно проявляется на каждой ступени создания текста, в каждом штрихе воплощения намерения говорящего в риторический поступок, будь то эксплицитное речевое взаимодействие или имплицитный диалог. Предмет же речи в ракурсе ораторского видения определяет вид создаваемой речи и «подсказывает» масштабы ее содержания.

Этос, пафос и логос – «три кита», на которых стоит риторика. И когда дисциплине, предметом которой является действенная, убеждающая речь, суждено по социально-политическим причинам, сложившимся в том или ином государстве, снисходить на нет, ее основополагающие категории, в отличие от богатого, веками накопленного ею иллюстративного материала, не могут перейти в другую, пусть даже смежную дисциплину. Когда же этос, пафос и логос остаются невостребованными, слово перестает быть целенаправленным речевым поступком, что на практике приводит к освобождению говорящего от ответственности за сказанное. Следовательно, ответственность за слово – та самая «риторическая призма», через которую следует рассматривать действенность речи в любой коммуникативно-речевой ситуации, особенно когда вы – оратор.

Кроме того, если вы собираетесь стать высокообразованным юристом, вам необходимо представлять специфику юридической риторики, практика которой связана не только с философией, логикой, профессиональной этикой, юридической психологией, конфликтологией, но и латинским языком, римским правом, теорией государства и права, конституционным (государственным) правом России, организацией судебной деятельности.

Что касается ораторских навыков, их можно приобрести только эмпирическим путем. Так что используйте любую возможность выступать публично.