logo search
Ответы на билеты

32. Логическое и психологическое направления в лингвистике.

Логическое направление — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии.

Логический подход к языку характерен для воззрений греческих философов 5—1 вв. до н. э., для концепций западноевропейской схоластической науки (логики и грамматики) средневековья, для рационалистических концепций языка, лежащих в основе всеобщих (философских) грамматик (17 — 1‑я половина 19 вв.), а также для ряда школ и течений в логике, философии и лингвистике конца 19 — 20 вв. (философии анализа, лингвистической философии, философских логик, логического анализа естественных языков).

Связь языкознания с логикой является изначальной. Сам термин «логика», введённый стоиками (в отличие от них Аристотель применял к законам мышления термин «аналитика»), обозначал словесное выражение мысли (λόγος). Основным для большинства греческих мыслителей являлся принцип «доверия языку» в его обнаружении разума и доверия разуму в его познании физического мира. Предполагалось, что, подобно тому как имя выражает сущность обозна­ча­е­мо­го им предмета (тезис реалистов в их споре с номиналистами), структура речи отражает структуру мысли (см. Античная языковедческая традиция). Поэтому теория суждения основы­ва­лась на свойствах предложения, способного выражать истину. Наиболее ранние термины, применявшиеся греками к языку, имели синкретический логико-лингвистический смысл. Термином λόγος обозначались и речь и мысль, и суждение и предложение; имя (греч. ὄνομα) относилось и к классу слов (существительным), и к их роли в суждении (субъекту); глагол (греч. ῥῆμα) означал и часть речи, и соответ­ству­ю­щий ей член предложения (сказуемое) и т. п. Логические, синтаксические и формально-морфологические аспекты единиц речи воспри­ни­ма­лись в их нерасчленённой целостности, предполагающей прямую обусловленность формы логической функцией. Таким образом, внимание фиксировалось на случаях взаимного соответ­ствия, гармонии логических и языковых (как формальных, так и содержательных) категорий. В центре анализа — логически релевантные единицы, прежде всего предложение-суждение, с которым связывались значения истинности и модальности. Этим определялся функциональный (в противовес формальному) подход к речи, понимаемой как сопряжение обозначающего, обозначаемого и предмета.

________________________________________________