Художественные средства и их функционирование в речи.
Русский язык богатый язык. Его богатство заключается в количество слов, которые мы используем. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.
Художественные средства-это часть нашей жизни ,они могут встречаться в любом стиле, но меньше всего их используют в научном и официально-деловом. Разговорный и художественный стили наоборот богаты художественными средствами. Это способ нашего мышления, который говорит о творческой натуре человека. Передать всю прелесть необъятного, все чувства и эмоции, всю глубину бытия и реальности нам помогают художественно-выразительные средства языка. Это и яркие эпитеты, и звонкие метафоры, и чуткие олицетворения, и риторические вопросы, заставляющие читателя задуматься. Они делают нашу речь красивой, образной и выразительной.
Самым ходовым художественным средством является сравнение.
СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). С помощью него мы создаем в нашем сознании картинку, иллюстрацию к какому-то предмету. И в голове(в сознании) фиксируется эмблема ,которая помогает нам вспомнить об этом предмете в последующем. Обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы.
Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной. (А.С.Пушкин)
Как васильки во ржи (С.Есенин)
Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
В других случаях сравнение осуществляется в речи с помощью творительного падежа или посредством сравнительной степени.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин)
Под ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонотов)
Можно сказать, что все художественные средства основаны на сравнении
На второе место по важности можно поставить олицетворение .
Олицетворение-это наделение неживого предмета или явления человеческими признаками.
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")
..Море распевало мрачный и торжественный гимн. (М.Горький)
(буря)..то как зверь она завоет, то заплачет как дитя.. (А.С.Пушкин)
...И звезда с звездою говорит...(М.Ю.Лермонтов)
Человек стремится сделать живым все то, что его окружает ,присвоить свои чувства.
Метафоры- перенос значения с одного предмета на другой по принципу смежности.
Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А.С. Пушкин)
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Учебный год был настоящим марафоном
"Ледяные руки", вместо "Холодные руки"
Существует так же такой вид метафоры, как развернутая.
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Развернутая метафора имеет сложную конструкцию. Она заставляет работать все органы чувств для восприятия действительности. Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из выступления к поэме
В.Маяковского "Во весь голос":
Парадом развернув моих страниц войска,
Я прохожу по строченному фронту...
Гипербола и Литота - о двух этих тропах говорят вместе, так как они представляют собой два противоположных явления.
Гиперболой называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Я не спал сто лет(с помощью числительных)
(«...Какая бездна здесь приемов»),
Литотой называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.Литоту называют еще обратной гиперболой.
Магазин в двух шагах.
Лошадь величиной с кошку
черепашьи темпы
рукой подать
Денег кот наплакал
- Язык- определение, функции, гипотезы происхождения.
- Русский язык как многоуровневая система.
- Русский язык в мировой лингвистической системе.
- Грамотная речь как личностный признак. Понятие идиолекта.
- Активный и пассивный словари русской лексики.
- Пассивный словарь: выделение лексем по хронологическому принципу.
- 7. Пассивный словарь: выделение лексем по локальному принципу.
- Пассивный словарь: выделение лексем по социальному признаку.
- Пассивный словарь: выделение лексем по культурологическому признаку.
- Хрия как риторический приём.
- Публичные выступления и структурирующие их вербальные и невербальные компоненты.
- Владение материалом:
- Владение собой:
- Образ оратора:
- Риторический канон.
- Речевой этикет.
- Табу и эвфемизмы.
- Лексические нормы русского языка и ошибки связанные с их нарушением.
- Грамматические нормы русского языка и ошибки связанные с их нарушением(существительное, прилагательное, местоимение)
- Грамматические нормы русского языка и ошибки связанные с их нарушением(числительное, глагол)
- Омонимия как лексическое явление(определение, функционирование, частные случаи)
- Фразеология как свидетельство богатство русского языка.
- Классификация фразеологических единиц.
- Источники русской фразеологии.
- Русский язык в своём развитии: устаревшая лексика(виды, функции).
- Экспрессивная лексика.
- Иностранные заимствования в русском языке.
- Функциональная стилистика: научный стиль(понятие, функционирование, особенности)
- Функциональная стилистика: научный стиль(жанры и подстили)
- Письменные и устные варианты жанров научного стиля.
- Художественные средства и их функционирование в речи.