logo search
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ

3. Глаголы, характеризующие речь человека и их употребление в произведениях детской художественной литературе

Большие мастера в использовании глаголов звучания в произведениях детской художественной литературы: Э.Машковская, К.Чуковский, Н.Носов, Ю.Владимиров, Т.Белозеров, Д. Хармс, и др.

Рассмотрим употребление глаголов, характеризующих речь человека, на примере стихотворения Юрия Владимирова:

Заснул Евсей,

Захрапел Евсей,

Только слышен храп

По квартире всей.

Мы его будили,

В барабаны били,

Ему кричали все:

- Вставай, Евсей!

А Евсей и не слыхал –

Только крепко спал.

Дали сигнал, что заснул Евсей,

Вызвали двадцать пожарных частей,

Приехал пожарный с большой бородой,

Велел поливать Евсея водой.

Поливали из ста одного рукава.

Обмелела Фонтанка, обмелела Нева,

Пересохла Мойка и Крюков канал.

И только Евсей все спал да спал.

Позвали к Евсею сто силачей,

Сто скрипачей, сто трубачей,

Сто скрипачей как ударят в смычки,

Сломались смычки, струны - в клочки,

Стотрубачей стали в трубы трубить,

В трубы трубить, Евсея будить.

А силачи скакать, играть,

Гири в квартире кидать, швырять,

Тут и дом задрожал. Тут и пол задрожал,

Но только Евсей по-прежнему спал.

Кликнули роту красногвардейцев:

- Готовы помочь?

- Ну, разумеется!

Перед домом поставили пушек ряд.

В каждую пушку вложили заряд,

Из пушек палили за залпом залп.

Евсей же все спал, да спал, да спал.

Умчались пожарные части домой.

Уехал брандмейстер с большой бородой,

Ушли отдыхать в цирк силачи,

Ушли скрипачи и трубачи.

Промаршировала домой, разумеется,

Первая рота красногвардейцев.

Мама к Ессею вошла утром раненько:

- Хочешь, Евсеюшка, мятного пряника?

Как проснулся Евсей.

Потянулся Евсей грудью всей:

- Давай!!! [7, 42]

Какие же глаголы относятся к группе глаголы звучания? Это глаголы: захрапел, били (в барабаны), кричали, дали (сигнал), позвали, (как) ударят (в смычки), (в трубы) трубить, кликнули, гаркнул.

Перечисленные глаголы можно разделить на группы:

Предмет, как источник звука (музыкальные инструменты): били (в барабаны), (как) ударят (в смычки), (в трубы) трубить.

Источник звука «голос»: захрапел, кричали, позвали, кликнули, гаркнул.

Автор сознательно употребил эти глаголы звучания, так как они усиливают эмоциональную окраску. Для того чтобы показать беззаботность Евсея, Ю.Владимиров употребил глагол «захрапел». На то, что сон крепкий указывают глаголы, относящиеся к группе предмет, как источник звука (музыкальные инструменты). Глагол «кричали» - это глагол отображающий, что Евсей не проснулся от звуков барабанов, скрипок, труб. Глагол «кликнули» предполагает быстрый отклик на просьбу (красногвардейцы сразу согласились помочь). Глагол «гаркнул» говорит о том, что Евсей очень хорошо выспался, набрался сил, и с охоткой, и с радостью встретил предложение поесть мятного пряника.

Все употребленные глаголы звучания дают личностную характеристику Евсею (каким он был, его внешний вид, возраст), помогают нам только догадываться, сколько энергии и сил было приложено к тому, чтобы разбудить его.

В отдельных произведениях детской литературы глаголы звучания играют немаловажную роль, потому что, они помогают передать детям все многообразие, яркость, сочность, точность отдельных слов (глаголов), это расширяет детский кругозор и словарный запас, способствует пониманию словообразования.

Как известно дети сами придумывают, изобретают новые слова, занимаются словообразованием, и употребление глаголов звучания в этом смысле им очень понятны и близки.

Дети с удовольствием читают и слушают, в исполнении взрослого (родителя, воспитателя, учителя) литературные произведения в которых достаточно много групп глаголов, которые относятся к группе глаголов звучания.