3. Глаголы, характеризующие речь человека и их употребление в произведениях детской художественной литературе
Большие мастера в использовании глаголов звучания в произведениях детской художественной литературы: Э.Машковская, К.Чуковский, Н.Носов, Ю.Владимиров, Т.Белозеров, Д. Хармс, и др.
Рассмотрим употребление глаголов, характеризующих речь человека, на примере стихотворения Юрия Владимирова:
Заснул Евсей,
Захрапел Евсей,
Только слышен храп
По квартире всей.
Мы его будили,
В барабаны били,
Ему кричали все:
- Вставай, Евсей!
А Евсей и не слыхал –
Только крепко спал.
Дали сигнал, что заснул Евсей,
Вызвали двадцать пожарных частей,
Приехал пожарный с большой бородой,
Велел поливать Евсея водой.
Поливали из ста одного рукава.
Обмелела Фонтанка, обмелела Нева,
Пересохла Мойка и Крюков канал.
И только Евсей все спал да спал.
Позвали к Евсею сто силачей,
Сто скрипачей, сто трубачей,
Сто скрипачей как ударят в смычки,
Сломались смычки, струны - в клочки,
Стотрубачей стали в трубы трубить,
В трубы трубить, Евсея будить.
А силачи скакать, играть,
Гири в квартире кидать, швырять,
Тут и дом задрожал. Тут и пол задрожал,
Но только Евсей по-прежнему спал.
Кликнули роту красногвардейцев:
- Готовы помочь?
- Ну, разумеется!
Перед домом поставили пушек ряд.
В каждую пушку вложили заряд,
Из пушек палили за залпом залп.
Евсей же все спал, да спал, да спал.
Умчались пожарные части домой.
Уехал брандмейстер с большой бородой,
Ушли отдыхать в цирк силачи,
Ушли скрипачи и трубачи.
Промаршировала домой, разумеется,
Первая рота красногвардейцев.
Мама к Ессею вошла утром раненько:
- Хочешь, Евсеюшка, мятного пряника?
Как проснулся Евсей.
Потянулся Евсей грудью всей:
- Давай!!! [7, 42]
Какие же глаголы относятся к группе глаголы звучания? Это глаголы: захрапел, били (в барабаны), кричали, дали (сигнал), позвали, (как) ударят (в смычки), (в трубы) трубить, кликнули, гаркнул.
Перечисленные глаголы можно разделить на группы:
Предмет, как источник звука (музыкальные инструменты): били (в барабаны), (как) ударят (в смычки), (в трубы) трубить.
Источник звука «голос»: захрапел, кричали, позвали, кликнули, гаркнул.
Автор сознательно употребил эти глаголы звучания, так как они усиливают эмоциональную окраску. Для того чтобы показать беззаботность Евсея, Ю.Владимиров употребил глагол «захрапел». На то, что сон крепкий указывают глаголы, относящиеся к группе предмет, как источник звука (музыкальные инструменты). Глагол «кричали» - это глагол отображающий, что Евсей не проснулся от звуков барабанов, скрипок, труб. Глагол «кликнули» предполагает быстрый отклик на просьбу (красногвардейцы сразу согласились помочь). Глагол «гаркнул» говорит о том, что Евсей очень хорошо выспался, набрался сил, и с охоткой, и с радостью встретил предложение поесть мятного пряника.
Все употребленные глаголы звучания дают личностную характеристику Евсею (каким он был, его внешний вид, возраст), помогают нам только догадываться, сколько энергии и сил было приложено к тому, чтобы разбудить его.
В отдельных произведениях детской литературы глаголы звучания играют немаловажную роль, потому что, они помогают передать детям все многообразие, яркость, сочность, точность отдельных слов (глаголов), это расширяет детский кругозор и словарный запас, способствует пониманию словообразования.
Как известно дети сами придумывают, изобретают новые слова, занимаются словообразованием, и употребление глаголов звучания в этом смысле им очень понятны и близки.
Дети с удовольствием читают и слушают, в исполнении взрослого (родителя, воспитателя, учителя) литературные произведения в которых достаточно много групп глаголов, которые относятся к группе глаголов звучания.
- Функции глаголов звучания в художественных текстах для детей
- Лексико-Семантические Группы глаголов в русском языке
- 2. Глаголы звучания в русском языке
- 3. Характеристика глаголов звучания
- 3. Глаголы, характеризующие речь человека и их употребление в произведениях детской художественной литературе
- 4. Литература