logo search
Методичка Чижова Ч[1]

I. Классификация морфем в русском языке

МОРФЕМЫ

Корни Аффиксы

Префик- Суффик- Интер- Оконча- Пост- сы сы фиксы ния фиксы

(флексии)

Деление морфем на корневые и аффиксальные является общепринятым в языкознании. Кроме этого, во многих учебных пособиях рассматриваются морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами, – аффиксоиды [см., например: Тихонов 2003: 42; Николина, Фролова, Литвинова 2005: 19; Мусатов 2010: 60]. «Термином аффиксоид обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами» [см.: Тихонов 2003: 42-43]. Среди аффиксоидов различают:

1) префиксоиды – корневые морфемы, употребляющиеся в функции префиксов и занимающие в слове их позицию: пол-у-ботинки, горе-охотник и др.;

2) суффиксоиды – корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов и занимающие в слове их позиции: язык-о-вед, сил-о-мер, камн-е-рез, чаш-е-образн-ый, плод-о-носн-ый и др. [см.: Тихонов 2003: 43-44].

В современной лингвистической литературе нет единой классификации аффиксов по месту относительно корня. В школьной практике используются термины приставка, суффикс и окончание. В вузовских учебниках традиционно выделяются префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и окончания, или флексии.

О постфиксах и интерфиксах следует сказать особо.

Существует широкое и узкое понимание постфиксов. При широком понимании к постфиксам относят все аффиксы, стоящие после корня [см.: Земская 2006: 26]. Сюда включаются суффиксы, окончания и собственно постфиксы, то есть постфиксы в узком смысле – морфемы, стоящие после окончания (например, умываться, кто-то, что-либо, какой-нибудь, идемте, сходи-ка). В большинстве учебных пособий отражено узкое понимание [см., например: Тихонов 2003: 35; Николина, Фролова, Литвинова 2005: 20-21; Филиппова 2009: 25; Мусатов 2010: 53]. В практических целях мы тоже будем придерживаться узкого понимания постфиксов.

Нет единства и в определении интерфиксов. Например, А. Н. Тихонов понимает их очень широко. Он включает в их состав:

1) соединительные гласные: лес-о-воз, бур-е-лом, пят-и-летний;

2) части слова, находящиеся между производящей основой и суффиксом: дв-а-жды, дв-е-надцать, тр-и-дцать;

3) различные основообразующие элементы, используемые в формо- и словообразовании: чуд-ес-а, доч-ер-и, чит-а-ть, чита-j-ут;

4) части слова, используемые в качестве «прокладки» между производящей основой и словообразующим суффиксом: купе-й/ный, вуз-ов/ский, мексик-ан/ец, перв-ен/ство [21, с. 37].

Е. А. Земская относит к интерфиксам «межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию», например, жи-л-ец, пе-в-учий, кофе-j-ный, орл-ов-ский, америк-ан-ский [8, с. 117-118].

Нам представляется целесообразным придерживаться точки зрения авторов, которые выделяют среди интерфиксов:

1) соединительные гласные в составе сложных слов и

2) незначимые прокладки, вставляемые между производящей основой и суффиксом для устранения сочетаний фонем, нехарактерных для русского языка [см.: Николина, Фролова, Литвинова 2005: 23; Филиппова 2009: 29; Мусатов 2010: 55].

Еще один спорный момент – выделение конфиксов в качестве самостоятельных морфем в русском языке. Под конфиксом, или циркумфиксом, понимается аффикс, «опоясывающий» корень, то есть состоящий из двух частей, находящихся перед корнем и после него, и несущий единое нерасчлененное значение. Используются  конфиксы  при  префиксально-суффиксальном,  префик-сально‑постфиксальном и других смешанных способах словообразования, например, под-локот-ник локоть, рас-кричать-ся кричать. Многие ученые считают их выделение как особых морфем в русском языке нецелесообразным, так как «наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка» [см., например: Земская 2006: 32] и «в их составе не происходит полного семантического слияния значений приставок и суффиксов, постфиксов» [см.: Тихонов 2003: 46]. При разборе необходимо отметить, что аффиксы, использующиеся в смешанных способах словообразования (префикс и суффикс, суффикс и постфикс и др.), выступают в качестве единого словообразовательного форманта и имеют общее словообразовательное значение.

II. Для правильного определения морфемного состава слова и выделения чередований в современном русском языке необходимо знание исторических процессов в области гласных и согласных звуков.