logo search
Методичка Чижова Ч[1]

Способы словообразования в современном русском языке

Морфологические

Неморфологические

  1. I. Аффиксальный

1. Префиксальный: порядок  беспорядок, летный  нелетный

2. Суффиксальный (суффиксация):

а) материально выраженная: школа  школьник, глина  глиняный

б) нулевая: переходить  переходø, синий  синьø, пять  пятøый

3. Постфиксальный: умыть  умыться, кто  кто-то

4. Комбинированные (смешанные):

а) префиксально-суффиксальный: снег  подснежник, верх  вверху, избежать  неизбежный

б) аффиксально-постфиксальный:

– префиксально-постфиксальный: думать  вдуматься, ждать  дождаться

– суффиксально-постфиксальный: гордый  гордиться, нужда  нуждаться

– префиксально-суффиксально-постфиксальный: шептать  перешептываться

II. Сложение

1. Чистое сложение: лесопарк, сухофрукты

2. Аффиксально-сложный: книголюбø, кареглазøый, мимоходом, умиротворить, втридорога

III. Аббревиация

1. Инициальная:

а) буквенная: ЭВМ, РФ

б) звуковая: вуз, ЦУМ, ГЭС

в) буквенно-звуковая: ЦСКА

2. Слоговая: Минфин, профком, физорг

3. Состоящие из сочетания начальной части слова с целым словом: запчасти, оргработа, сбербанк

4. Смешанная: ГИТИС, завуч, КамАЗ, военкомат

I. Морфолого-синтаксический

(переход слов из одной части речи в другую): прохожий, набережная, пирожное, отпускные, блестящие (способности), изысканный (вкус)

II. Лексико-синтаксический

(сращение)

1. Чистое сращение: вечнозеленый, быстрорастворимый

2. Сращение с суффиксацией:

ничегонеделани[j], сногсшибательный

III. Лексико-семантический

(расщепление многозначного слова на омонимы)

Долг: долг1 обязанность

долг2 взятое взаймы

В современной лингвистической литературе нет единой классификации способов словообразования в русском языке. Так, авторы Грамматики-70 и Грамматики-80 выделяют две разновидности способов образования слов с учетом количества мотивирующих основ: имеющие одну мотивирующую основу и имеющие более чем одну мотивирующую основу [см.: Грамматика-70: 41-42, Грамматики-80: 138-139]. Е. А. Земская на первой ступени различает две основные группы способов словообразования – аффиксальные и безаффиксные, в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова; а далее конкретизирует, какие из них используются для производства простых и сложных слов [8, с. 179-180, 189].

По мнению Н. А. Николиной, классификация способов словообразования на синхронном уровне должна строиться с учетом трех признаков:

1) характера форманта (аффиксальные и безаффиксные);

2) количества формантов (простые, или чистые, и комбинированные);

3) отношения к системе языка (узуальные и окказиональные) [12, с. 95].

В. Н. Мусатов в своем учебном пособии дает сводную классификацию, объединяя признаки, выделенные авторами грамматик и Н. А. Николиной [10, с. 247].

Таким образом, мы видим, что в зависимости от того, какие признаки кладутся в основу классификации, выделяются разные способы словообразования в современном русском языке.

В школе традиционно рассматриваются приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов, а также сложение и переход слов из одной части речи в другую [см.: Русский язык : учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – С. 55; Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – С. 61-64].

При выделении способов словообразования мы опираемся на классификацию, предложенную В. В. Виноградовым. В. В. Виноградов считал целесообразным различать:

1) словопроизводство (т. е. образование производных слов с помощью морфологических средств);

2) собственно словообразование (т. е. образование новых слов путем комбинаций уже существующих слов или путем переосмысления их форм) [4, с. 212].

В соответствии с этим он разграничивал морфологическое, синтаксическое, лексико-семантическое и лексико-синтаксическое словообразование [3, с. 156].

Данная классификация находит отражение во многих учебных пособиях для вузов (под редакцией Н. С. Валгиной; Д. Э. Розенталя, И. Б. Голуб, М. А. Теленковой; Т. А. Гридиной и Н. И. Коноваловой и др.), авторы которых выделяют две группы способов словообразования – морфологические и неморфологические.

Некоторые исследователи, учитывая изменения, происходящие в словообразовательной системе русского языка на современном этапе, уточняют данную классификацию. Например, Т. А. Гридина и Н. И. Коновалова, помимо аффиксации, сложения и аббревиации, выделяют еще два способа морфологического словообразования:

III. Словообразовательный тип, по которому образовано анализируемое слово, и степень его продуктивности определяются по Грамматике-70.

Наряду с морфемным и словообразовательным анализами, которым подвергается слово на синхронном уровне, в вузе проводится этимологический анализ, рассматривающий структуру слова в диахронном плане (с точки зрения исторических изменений).