Образцы анализа
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. И. Тютчев)
Резвяся
I. Резвиться – глагол.
II. Резвиться – «играть, веселиться, находясь все время в движении» [БТС, с. 1112].
III. Резв-и-ть-ся резвый [Тихонов, II, с. 33].
IV. Морфонологические преобразования на стыке словообразовательного суффикса с мотивирующей основой – чередование в//в’ .
V. 1) Способ словообразования – морфологический;
2) суффиксально-постфиксальный.
VI. 1) Словообразовательный тип: прил. + суффикс -и- + постфикс -ся = глагол, обозначающий «действие, имеющее отношение к признаку, названному мотивирующим прилагательным» [Грамматика-70, с. 286];
2) продуктивный;
3) выситься, кудрявиться.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. С. Пушкин)
Однозвучный
I. Однозвучный – имя прилагательное.
II. Однозвучный – «издающий один и тот же, монотонный звук» [Ожегов, Шведова, с. 458].
III. Одн-о-звуч-н-ый один звук [Тихонов, I, с. 366].
IV. Морфонологические преобразования на стыке словообразовательного суффикса с мотивирующей основой – чередование к//ч’, внутри первого корня – и//ø, д’//д.
V. 1) Способ словообразования – морфологический;
2) аффиксально-сложный (сложение, осложненное суффиксацией).
VI. 1) Словообразовательный тип: числит. + сущ. + интерфикс -о- + суффикс -н- = прилагательное со значением «относящийся к тому или характеризующийся тем, что названо опорной основой и конкретизировано в первой основе сложения»[ Грамматика-70, с. 223];
2) продуктивный;
3) стопроцентный, одноколейный.
Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот.
(М. Ю. Лермонтов)
Навек
I. Навек – наречие.
II. Навек – «то же, что навсегда» [Ожегов, Шведова, с. 385].
III. На-век-ø век.
IV. Морфонологических преобразований нет.
V. 1) Способ словообразования – морфологический;
2) префиксально-суффиксальный.
VI. 1) Словообразовательный тип: сущ. + префикс на- + нулевой суффикс = наречие со значением «направления, времени или образа действия в соответствии со значением мотивирующего слова» [Грамматика-70, с. 299];
2) продуктивный;
3) наверх, наконец.
О будущем
I. Будущее – имя существительное.
II. Будущее – «время и события, следующие за настоящим» (Ожегов, Шведова, с. 60).
III. Будущее (существительное) будущее (прилагательное).
IV. Морфонологических преобразований нет.
V. 1) Способ словообразования – неморфологический;
2) морфолого-синтаксический.
VI. 1) Словообразовательный тип: прилагательное существительное со значением «обобщенной субстанции, характеризующейся признаком, названным мотивирующим прилагательным» [Грамматика-70, с. 160];
2) продуктивный;
3) прекрасное, прошлое.
Посмотри, мой милый, видишь – птица,
Вот и всадник, конь его так быстр,
Но как странно хмурится и злится
Этот сановитый бургомистр.
(Н. С. Гумилев)
Милый
I. Милый – имя существительное.
II. Милый – «возлюбленный» [БТС, с. 542].
III. Милый (существительное) милый (прилагательное).
IV. Морфонологических преобразований нет.
V. 1) Способ словообразования – неморфологический;
2) морфолого-синтаксический.
VI. 1) Словообразовательный тип: прилагательное существительное со значением «название лица по характерному признаку» [Грамматика-70, с. 159];
2) продуктивный;
3) смелый, старший.
Мои глаза с твоими так дружны,
Моими я тебя в душе рисую.
Через твои с небесной вышины
Заглядывает солнце в мастерскую.
(У. Шекспир)
Мастерскую
I. Мастерская – имя существительное.
II. Мастерская – «помещение для работы художника, скульптора» [БТС, с. 524].
III. Мастерская (существительное) мастерская (прилагательное).
IV. Морфонологических преобразований нет.
V. 1) Способ словообразования – неморфологический;
2) морфолого-синтаксический.
VI. 1) Словообразовательный тип: прилагательное существительное со значением «название помещения по лицу, для которого оно предназначено» [Грамматика-70, с. 160];
2) продуктивный;
3) диспетчерская, детская.
Город покинув,
Я медленно шел по уклону
Малозастроенной улицы…
(А. А. Блок)
Малозастроенной
I. Малозастроенный – имя прилагательное.
II. Малозастроенный – сложное прилагательное с первой частью мало… со значением «с малым количеством» [Ожегов, Шведова, с. 348].
III. Малозастроенный мало + застроенный.
IV. Морфонологических преобразований нет.
V. 1) Способ словообразования – неморфологический;
2) лексико-синтаксический.
VI. 1) Словообразовательный тип: наречие + причастие = прилагательное-сращение [Грамматика-70, с. 228];
2) продуктивный;
3) малозначащий, малоисследованный.
- Предисловие
- Морфемный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- I. Классификация морфем в русском языке
- Отражение в современном русском языке исторических чередований гласных и согласных звуков
- Трудные случаи выделения нулевых окончаний в современном русском языке
- Трудные случаи выделения нулевых суффиксов в современном русском языке Формообразующие нулевые суффиксы
- Словообразовательные нулевые суффиксы
- Виды аффиксов по функции
- Исторические изменения морфемной структуры слова
- Словообразовательный анализ слова
- Образцы анализа
- Комментарий
- Морфонологические преобразования внутри и на стыке морфем
- Способы словообразования в современном русском языке
- Этимологический анализ слова
- Образцы анализа
- I. Зонтик – имя существительное.
- II. Зонтик – «ручной зонт (1 зн.)» [бтс, с. 370].
- III. Зонт-ик.
- I. Сверстник – имя существительное.
- III. Сверст-ник.
- Условные обозначения
- Основные сокращения
- Список использованной литературы
- Словари и справочники
- Школьные учебники