Заключение
В последние 10 лет бурно развиваются экономические и политические отношения. Их плодотворное развитие немыслимо без знания культуры русского народа. Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Для перспективной деятельности учащимся необходимы фоновые и предметные знания языка, знания традиций и обычаев народа-носителя. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться в коллективе, не испытывая языкового дискомфорта.
Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения. Приобщение к материальной и духовной культуре содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, вызывает их интерес.
Привлечение культуроведческих компонентов при обучении русскому языку абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – формирования социокультурной компетенции языковой личности. Соответственно основная цель обучения русскому языку может быть достигнута только при целенаправленной работе в процессе обучения русскому языку.
В современном мире требуются люди образованные, творческие, мобильные, способные перестраиваться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, а социокультурные компетенции помогают адаптироваться детям к жизни быстроменяющегося общества.
Как мы уже говорили выше, одной из основных целей обучения языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Социокультурное развитие включает развитие культуры восприятия текстов, формирование у школьников представлений о диалоге культур, ознакомление школьников с культурой Российской Федерации.
Социокультурная языковая компетенция – это социокультурные языковые знания, адекватно используемые в межкультурной коммуникации. Отсутствие навыков социокультурной компетенции значительно затрудняет коммуникацию.
Таким образом, процесс овладения русским языком становится творческим процессом, открытием для себя страны изучаемого языка, менталитета людей, говорящих на этом языке, а также стимулом для повышения интереса учащихся к предмету и более осознанному овладению языком, если в содержании обучения в полном масштабе реализуется социокультурный компонент овладения материалом. Следовательно:
- социокультурный компонент в содержании обучения содержит в себе огромное значение в достижении ощутимых качественных результатов в овладении русскоязычным общением, в реализации стратегической цели обучения русскому языку как развития способности учащихся к социокультурной коммуникации;
- основу продуктивного словарного запаса при обучении русскому языку как иноязычной культуре составляют наиболее частотные коммуникативно-значимые лексические и фразеологические единицы с учетом специфики их значений и употреблений (овладение безэквивалентной и фоновой лексикой);
знание всех компонентов национальной культуры (речевой этикет), а также фоновые знания послужат основой для формирования навыков и умений речевого и неречевого поведения.
Поскольку существующие на сегодняшний день УМК по русскому языку не содержат в себе полной программы обучения социокультурному компоненту, то успешность результатов овладения языком как частью иноязычной культуры во многом зависит от того, насколько профессионально умеет учитель наполнить им содержание обучения.
- Содержание
- Глава1. Научные основы формирования социокультурной компетенции учащихся нацинальной школы в процессе обучения русскому языку
- Глава 2. Методическая система формирования социокультурной компетенции учащихся башкирской школы
- Введение
- Глава 1. Научные основы формирования социокультурной компетенции учащихся национальной школы на уроках русского языка
- Социокультурная компетенция учащихся как потребность общества
- Лингвокультурологическая основа обучения русского языка
- 1.3. Понятие о социокультурной компетенции
- Вывод по первой главе
- Глава 2. Методическая система формирования социокультурной компетенции учащихся башкирской школы
- 2.1. Анализ программ и учебников по наличию упражнений для формирования социокультурной компетенции
- 2.2. Методические приемы формирования социокультурной компетенции учащихся
- 2.3. Система упражнений для формирования социокультурной компетенции учащихся башкирской школы на уроках русского языка
- 2.4. Апробация системы упражнений в процессе педагогической практике
- Заключение
- Список использованной литературы