logo search
050100-en-de

Психология

Психология человека. Изучение дисциплины направлено на становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию. В результате освоения курса формируется система знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности; закладываются теоретико-методологические основы для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия; формируются навыки понимания психических явлений в реальной жизнедеятельности человека. Практическая направленность дисциплины способствует развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» как необходимого условия саморазвития.

Базовые понятия: психология, история психологии, развитие зарубежной и отечественной психологической науки, методология научного психологического исследования, психика, сознание, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция, теория деятельности, субъект деятельности, индивид, личность, личностный рост, темперамент, характер, способности, мотивы, ценностно-смысловая сфера человека, Я-концепция, психические процессы, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, психические состояния, эмоции, стресс, жизнедеятельность, саморегуляция, самопознание, саморазвитие.

Предмет и методы психологии развития человека. Возрастные периодизации развития и принципы из построения. Периодизация интеллектуального развития человека Ж. Пиаже. Периодизация развития личности З. Фрейда. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве: развитие физиологических, эмоциональных и познавательных процессов; самосознание и кризис трех лет. Психология младшего школьника: учебная деятельность, психическое и нравственное развитие, особенности отношений со взрослыми и сверстниками. Психическое и личностное развитие подростка: анатомо-физиологические особенности, общение как ведущая деятельность, формирования личности подростка. Психология ранней юности: общение юношей со сверстниками и взрослыми, учебная деятельность, проблема профессионального и личностного самоопределения в ранней юности. Акмеологический период развития: подходы к классификации возрастов в акмеологии, психофизиологическое развитие взрослых, период социальной активности и основные кризисы этого периода, проблемы геронтогенеза. Проблема нормы и отклонения в психическом развитии человека: классификация отклонений в психическом развитии человека, причины и закономерности нарушенного психического развития. Общая характеристика детей с нарушениями темпа развития, учет в практике обучения и воспитания: временная задержка психического развития и олигофрения, причины, виды, проявления. Дети с синдромом РДА. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Особенности развития детей с нарушениями зрения. Основные закономерности развития речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психология образования человека – одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки бакалавров. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения студентов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии образования, обучения и воспитания человека. Цель курса: помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным подходам в области образования, обучения, учения, воспитания и формирования личности.

В результате освоения курса формируется система знаний об особенностях обучения и воспитания человека, представления о психодидактике окружающей среды, специфике профессиональной и педагогической деятельности, психологии личности учителя. Практическая направленность дисциплины способствует подведению студентов к решению задач психолого-педагогического анализа и конструирования разного рода учебно-воспитательных ситуаций в качестве средств управления интеллектуальным и личностным развитием как необходимого условия саморазвития. Курс включает следующие темы. Педагогическая психология в системе научного знания. Образование в современном мире. Психология воспитания. Психология социально-дезадаптированных детей. Психология обучения. Обучение и развитие. Основные направления обучения. Психодидактика окружающей среды. Психология учения. Психология учебной деятельности. Мотивация учения. Неуспеваемость и ее коррекция. Психология педагогической оценки и отметки. Психология личности учителя. Психология профессиональной деятельности. Психология педагогической деятельности. Педагогическое общение.

Социокультурная психология. Основные понятия дисциплины: общение, группа, личность; социальная психология; коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, массовая коммуникация, перцепция, интеракция, взаимодействие, идентификация, стереотипизация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, убеждение, заражение, подражание, внушение, конфликт, сотрудничество, компромисс, инцидент, конфликтная ситуация, кооперация, конкуренция, приспособление; интернал, экстернал; коллектив, группа ассоциация, конформизм, лидерство, руководство, групповая сплоченность, социальная роль, социальный статус, социальная позиция, социометрия, психологический климат; социализация, интериоризация, адаптация, индивидуализация, интеграция, социальная установка, аттитюд, межличностные отношения, межличностная аттракция. Дисциплина представлена следующими темами: предмет и методы социальной психологии и этнопсихологии; закономерности общения, социально-психологический конфликт, социальные группы, личность в социуме.