logo search
без сносок

2.1. Анализ программ и учебников по наличию упражнений для формирования социокультурной компетенции

Нами был проанализирован учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Р.В. Альмухаметова, К.З.Закирьянова, Л.Г.Саяховой. Программа ориентирована на формирования у школьников практического владения государственным языком Российской Федерации, умения пользоваться русской речью в общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых на русском языке. В программе выделены общеучебные умения и навыки:

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности;

- осознавать смысловую, интонационную и грамматическую цельность текста [1:49].

Работа по развитию речи опирается на тексты и проводится систематически с 5 по 11 класс.

В учебнике 5 класса авторы руководствовались принципом коммуникативности. В нем представлены такие темы: « Книга, библиотека», «Роль языка в жизни человека», «Родная природа, экология»; материал об обычаях, культуре башкирского, русского, татарского, чувашского, марийского и других народов.

Основная идея учебника 6 класса – это коммуникативная направленность, диалоговая форма изложения материала. В соответствии с этим организована текстовая основа учебника. Присутствуют следующие темы: о природе, о цветах, о дружбе, о спорте, об Уфе, о республике (отрывки из произведений Н. Наджми, М. Карима, Г.Рамазанова).

В учебнике много условно-речевых и собственно-речевых упражнений (на воспроизводство текста, ответы на вопросы, участие в беседе, составление различных видов диалогов, решение коммуникативных задач).

Помощь в работе с учебником оказывают приложения.

В учебнике 7-8 класса упражнения делятся на языковые и речевые. Также как и в выше указанных учебниках упражнения построены на материале связных текстов.

Авторы учебника предполагают разностороннюю работу над текстом: извлечение информации из него, словарную работу, распознавание в тексте синтаксических конструкций и их анализ по структуре, определение способов и средств связи предложений в тексте, определение функционально-смыслового типа текста и его композиционной структуры. Также составление диалогов, устный обмен мнениями, беседы и т.п.

Предложены тексты о людях искусства (З.Исмагилов, С. Сайдашев, Л.Лутфуллин, Л.ван Бетховен, Р.Хасанов), о профессиях, о памятниках (М.Гареев, А.Матросов), о Башкортостане (промышленность, Уфа, музеи, одежда, Кургазак, Аккуль, мед, курай, сабантуй).

В учебнике 9 класса даются сведения о языке как средстве общения, о культуре речи, о речевой деятельности, об основах орфографии и пунктуации, овладение которыми тоже входит в понятие культуры речи [19:3]. Целый раздел посвящен стилистике.

В разных разделах учебника даются тексты о русском языке, о культуре народов России. Например:

-о русском языке: из кн. « Язык мой – друг мой» , К Ушинский, К Паустовский, Ф.Васильев и др.

- о русской культуре: о В.Дале, о С.Есенине, М.Кариме, о А.С.Пушкине, о А.П.Чехове, стихи С.Есенина «Отчие поля», «Отговорило роща золотая», о народных ансамблях, о курае, русская матрешка, хохлома, башкирский народный инструмент произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души», о природе Башкортостана.

Приводится материал о значение фразеологизмов ахиллесова пята, во всю Ивановскую, красная строка и хитрая как лиса. Это единственная работа по формированию социокультурной компетенции в данном учебнике.

Учебник 10 класса составлен с опорой на знания учащихся, полученные ими в 5-9 классах. Учебник ставит задачу совершенствовать практические навыки русской речи. Для этого предложены языковые и речевые упражнения, дидактическим материалом для которых являются тексты из художественных произведений и материалы периодической печати. Только в 10 классе даются понятия безэквивалентной и коннотативной лексики и то всего в двух упражнениях. Также даются упражнения на выяснение значения фразеологизмов и подбора эквивалентов на башкирском.

В учебнике 11 класса даются сведения о риторике, орфографии и пунктуации, о речевом общении, монологической и диалогической речи, культуре речи и стилистике. Упражнения как и в предыдущих учебниках даны в основном в виде текстов. Даются ситуативные диалоги, что явлется плюсом этого учебника.

Из вышеизложенного следует, что в данных учебниках отсутствует необходимая дидактическая основа для развития социокультурной компетенции. Даны лишь тексты о культуре народа, а работа с лингводидактическими единицами не предусмотрена. Мы считаем, что при формировании социокультурной компетенции обязательно включение дидактического материала для достижения необходимого уровня сформированности указанной компетенции необходимо.