1.3 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
1.3.1 Определение понятия «дискурс» и его видового термина «политический дискурс»
Важнейший для политической лингвистики термин «дискурс» не имеет до настоящего времени единого определения. Он может обозначать и речевую деятельность, и текст, и контекст, и высказывание в его взаимосвязях с коммуникативной ситуацией. Представляется, что нет необходимости использовать термин дискурс для обозначения понятий, за которыми в лингвистике уже давно закрепились устойчивые названия. Едва ли есть смысл называть дискурсом контекст (как фрагмент текста), текст (а также какое-либо иное объединение текстов) или речевую деятельность. Обычно дискурс трактуется как более широкое понятие [Чудинов, 2008:58].
Согласно подходу Т.А. Ван Дейка, дискурс не ограничивается рамками собственно текста, а включается также социальный контекст коммуникации, характеризующий её участников, процессы продуцирования и восприятия речи с учётом фоновых знаний [Ван Дейк, 1989:46].
По словам Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова, дискурс - это «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки), необходимые для понимания текста [Чудинов, 2008:59].
Лингвистический энциклопедический словарь даёт следующее определение дискурса (от франц. discours -- речь) -- это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). [35, с.219].
По образному выражению Н.Д. Арутюновой, дискурс - это «речь, погруженная в жизнь» [Чудинов, 2008:40-41].
Также в современной науке не существует единого понимания видового термина «политический дискурс». Даже самые поверхностные размышления о том, какие речевые жанры включаются в сферу политического дискурса, вызывают вопросы, на которые не существует однозначных ответов. Например, интервью политика - это политический дискурс или дискурс масс-медиа? Вследствие прозаичности границ дискурса нередко происходит наложение характеристик разных видов дискурса в одном тексте. Так, например, интервью с политологом сочетает в себе элементы масс-медиа, научного и политического дискурсов. Политический и рекламный дискурс пересекаются в жанре политической рекламы.
Жанр политического портрета, который рассматривается нами в данной работе, находится на стыке нескольких типов дискурса (политического, художественного и дискурса масс-медиа), поэтому представляется важным показать особенности взаимодействия этих типов дискурса.
В дискурсе масс-медиа журналисты выступают в качестве посредников между политиками-профессионалами и массовой аудиторией: "поскольку население дистанцировано от правительства и не может непосредственно наблюдать процесс принятия решений, касающихся общественной жизни, журналисты - "рассказчики" о политике и политиках являются своеобразными "агентами влияния", способствующими формированию общественного мнения" [Шейгал, 2004:25].
В своей книге Е.И. Шейгал демонстрирует градацию соотношения между дискурсом масс-медиа и политическим дискурсом в разных жанрах [Шейгал, 2004:26]
ДОМИНИРУЕТ ДИСКУРС МАСС-МЕДИА
- памфлет, фельетон
- проблемная аналитическая статья (написанная журналистом)
- колонка комментатора
- передовая статья
- репортаж (со съезда, митинга и т.п.)
- информационная заметка
-----------------------------------------------------------------------------
- интервью с политиком
- полемика (теледебаты, дискуссия в прессе)
- политический документ (указ президента, текст закона)
- проблемная аналитическая статья (написанная политиком)
- публичная речь политика
ДОМИНИРУЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Исследования в данной дипломной работе, выявление лексических и стилистических средств английского языка при создании политического портрета Д.А. Медведева проводились исходя из двух аспектов:
Ш с точки зрения политического дискурса - публичной речи Д.А. Медведева,
Ш а также с точки зрения дискурса масс-медиа - анализировались газетные статьи (написанные журналистами зарубежных изданий периодической печати).
- Введение
- Глава 1. Стилистическая специфика публицистического стиля
- 1.1 Публицистический стиль речи как функциональная разновидность литературного языка
- 1.2 Особенности газетно-публицистического подстиля
- 1.2.1 Лексические особенности
- 1.2.2 Грамматические особенности
- 1.2.3 Использование выразительных средств
- 1.3 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- 1.3.2 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса
- Глава 2. Стилистические особенности употребления лексических средств в создании политического портрета Д.Медведева
- 2.1 Особенности политического портрета как литературного жанра
- Билет 23. Паронимия. Стилистическое употребление паронимов и ошибки, связанные с паронимией.
- Лексическая синонимия. Типы лексических синонимов. Стилистические функции синонимов. Стилистически не оправданное употребление синонимов.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы
- 2.1 Лексические стилистические средства в плакатных текстах социальной рекламы.
- Тема 6 общий лексический анализ текста