13.Американская дескриптивная лингвистика.
Амер структуролизм известен под название Дескриптивизм ли дискриптивы. Лингвистика-описательная.Основателем этой школы выдающийся этнограф и языковед Франц Боас. Основ идеи описать язык.Лидеры –Леонард Блумфилд, Зеллиг Харрис самый радикальный,Джозеф Гринберг,Юджин Найда,Чарльд Хокет.
Во первых языкознание в США в отличаи от европейской развивалось в специфических условиях.В американской философии распространился позитивизм прагматизм,в психологии-бихивеализм (поведение чел-ка).В 3их в сША и в соединенных странах(Канада,Мексика)-значительное количество индейских языков.К нач 20 в традиция их изучать появилась.Население США неоднородно(эмигранты)-лингвистическая проблема иначе чем в Европе.На формирование канцелярии дискрипты- весьма повлияла исследовательская практика ученых США.Занимались изучением языков и культур Американских индейцев.Их языки можно было описать только синхронно.2 источника изучения языка: письменные памятники(у индейцев не было только в сев и южниамерики) и сравнение языков между собой (родственных и близкородственных)Блумфилд эти и занимался.Членение текстов на слова вызывало трудности т.к. слово играет существенно меньшую роль ,чем в индоевроп-слово плохо там отличается от предложения.Многие граммат илекс значения оказывались не понятными,не привычными.Имело место большое различие в культур плане и исслелователь не мого в должной мере овладеть изучаемым языком ,поэтому огромную роль играли двуязычные информанты.То что удовалось узнать,плохо сочеталось с ними представлениями ,кот европейцам казались естественными.Семантические модели утрачивали свой статус .Языки были совершенно другие.В связи с расхождениями появилась теория расхождения(Уорфа) и развился дескриптивизм .В США структуролизм развивался независимо от Европейского.Тот факт что амер лингвисты пришли к тем же идеям что и европейцы-имело что-то общее в развитии науке о языке.Блумфилд ,а позднее Харрис выдвинули идею,что линг анализ должен быть единообразным при всех уровнях языка.Таким единым анализом становится дистрибутивный анализ-на любом языков уровне состоит из 3 cстадий:1 необходимо произвести членение (выделяются повторяющ сигменты-изучается дистрибуция т.е распределения выделенных сигментов,их сочетаемость-строится модель данного уровня языка.На пример 1 бык-рык,был рок,бор бок.Для того чтобы делить на морфемы ,в дискриптивизме применяется квадрат гриберга
Ног|а ног|ой
Рук|а рук|ой
Понятие дистрибуции бывает 3х видов 1 дополнительная-есть контекст А В не пересекаются и все что не А то В .А+В все возможные контексты. А-Х –есть х и у и х встречается в контексте А ,В –у ,а в В и никак иначе.В русском есть огубленные согласные :брат –не огубл,брату –огубл.эти 2 звучания относ к отношении дополнит дистрибуции.
2.Свободное варьирование:один контекст ,но 2 элемента.При том от того кот мы выберем,значение более крупной не изменится: what-можно произности с t можно без значение не изменится.Что касается морфоло в рус творит падеже:рукой и рукою-звучание разн,значение одинак.Если 2 единицы наход в этих 2ух отношениях:дополнительная дистрибуция и свободное варьирование –они отожествляются.3 ий виз дистрибуции :контрастная дистрибуция .В одном контексте могут встрет разные единицы ,но знач более крупной изменится:бык был –разные фонемы,рукой рука –ращ=зные морфемы.В англ яз сущ дифтонги ,и после дистрибутивного анализа дифтонгов не останется,Блумфилд придумал сложные фонемы..Он ввел понятие фонологическое подобие,но объяснить что это не смог.Следовательно весь этот механизм не сработал. Дистрибутивный анализ не раб уже есть более соврем методы.В морфологии этот анализ работает лучше,т.к есть такое понятие как значение.Синтаксис дискриптивизма.Дискриптивисты разработали анализ по составляющим (по непосредственно составляющим)Пример: мой лучший друг раньше жил в этом доме.Выделяемые части должны в наименьшей степени зависит друг от друга.S все вместе предложение/
Эта схема хорошо работает на языках где порядок слов подчиняется правилам определенного типа (фиксированный)(английск).А в русс и латинский эта схема начнет валится.Блумфилд”введение в дискриптивную лингвистику”Дискриптивисты внесли вклад в развитие типологического языкознания.
14.Пражкий лингвистический кружок.. зародился в Чехословакии,в Праге. Почва для возникновения пражской школы была подготовлена научной деятельностью Зубатого и Матезиуса под влиянием идей Соссюра.Иосиф Зубатый выступал против механического понимания языка.Некоторые ученики –Гавранек,коржинек и другие,стали видными деятелями пражкого лингвистического кружка.Вилем Матезиус-специалист по общему языкознанию и англист,и его ученики –Трнка,Вахеки др стремились усугубить методы синхронии и диахронии в языкознании.Во взглядах русских представителей пражской школы –трубецкого,Якобсона,Карцевского –появилось влияние Щербы и Соссюра.
В трудах пражкого лингвистического куржка свои работы печатали англичанин Джонз,поляки Улашин Дорошевский.В 1926 вилем матезиус основал школу пражских структуролистов.
Главные пололожения:1 языкознание-самостоятельная наука,создаваемая на основе знаковой системы языка,а не на основе психологии,физиологии или логики.В языкознании нужны однородные понятия,с помлщью которых мы можем соответствовать фактам описать структуру того или другого языка.ПсихологизмЮфизиологизм и логицизм толкует явления языка по тому ,что ,они выражают ,не потому,как они выражены в языке.Так ,логическая грамматика определяет имя сущ как часть речи , обозначающую предметы. Но какие предметы обозначаются словами голубизна,прогулка?Лингвист грамматика определяет сущ как часть речи кот может обозначать все что угодно.2 язык-система.систему противопоставляли атомизму младограмматиков-стремлению рассматривать языковые факты изолированно,каждый в отдельности.
3.Весьма длодотворно понятие пражцев о языке как функциональной систеие ,системе целенапраленных выразительных средств.Приэтом пражцы правильно понимают функцию как назначение,целенапрвленность ,а не как зависимость .подчеркивали функциональное понимание языка как системы ,удовлетворяющей выразительным потребностям членов данной языковой общности.они различали язык общения и язык поэтический.все средства выражения в языке общения стремятся к автоматизации а в поэтическом языке- к актуализации.основным и требованиями к общелитературному языку общения пражцы правильно считали: а)устойчивость б) богатство словаря и его стилистическое разнообразие в) точность смысла г)оригинальность д)неувеличение без надобности расстояния,существующего между общелитературным и обыденным языком.Богатствои выразительность языка пражцы с полным правом считали важнее так называемой чистоты языка, зачастую ведущей к его обеднению.Они решительно заявляли :всякий преувеличенный пуризм вредит истинной культуре письменного языка,независимо от того,какой это пуризм:с логическими ,историческими или нароническими тенденциями.
По мнению пражцев,язык имеет также и поэтическую функцию,причем поэтическое творчество стремится опереться на языковой знак.4 создали теоретическую фонологию.в фонологии они,1 ,отбросили использование психологического критерия,во вторых они учитывали все свойства звука,обращая особое внимание на его различительные признаки,сумма кот обеспечивает качество звука как фонемы.5 По представлению пражских структуролистов,синхроническое обозрение,охватывающее элементы языковой системы с точки зрения их функции,не совсем исключает понятие развития языка.И вот пражец Якобсон обосновал положение,что и диахрония (история языка)имеет сильный характер.Язык предсталяет собой не только синхронную систему но и систему находящуюся в движении.Трубецкой выдвинул понятие языкового союза юРазличные языки ,существуя длительное время бок о бок в известном районе могут постепенно сближаться между собой.