logo
is_yaz

9.Младограмматизм.

Возникновение младограмматического направления относится к 1870-тым гг. и связано с именами таких лингвистов, как Карл Бругман и т.д. связ. с Лейпцигским университетом, поэтому это направление иногда называют Лейпцигской школой языкознания. А также... Некот. Фортунатов и Бодуэн де Куртенэ б. сторонниками М. Термин впервые употреблён Фридрихом Царнке (1825-91, Германия) в применении к лейпцигской школе.

М–тики избегали философии, всего, что связ. с глоттогонич. идеями Гумбольдта и Августа Шлейхера. Они обратились к изучению говорящего человека и обратили языкознание на позитивистский путь исследований языка, основанных на непосредственных наблюдениях и на индуктивном методе, при этом используя историч. принцип лингвистич. анализа. По Паулю, задача учения о принципах культурно-исторической науки (языкознания) в том, "чтобы показать, как протекает процесс взаимодействия индивидов, как отдельное лицо, выступая в роли получателя и дающего, определяемого и определяющего, соотносится с общностью, как младшее поколение овладевает наследием старшего". Так ставится проблема взаимоотношения индивида и общества. Это взаимоотношение не отделено от культуры. Но важнейший признак культуры, по Паулю, – психическое начало. Психология – основа языкознания. Принцип историзма предполагает психологическое понимание сущности языка. Общий дух и его элементы не существуют. Доказанной реальностью выступает индивидуальный язык. Пауль различает две сферы психики индивида: cферу сознания и сферу бессознательного. Он привлёк внимание учёных к той области познания, которая в настоящее время стремится ответить на вопрос, где и как хранится полученная человеком информация. Для объяснения коммуникативной функции языка вводится понятие узуса (нечто общее для индивидуальных "языковых организмов", некая надындивидуальная языковая абстракция, делающая общение возможным). Концепция развития языка сводится к выявлению взаимоотношений языкового узуса и речевой деятельности отдельного лица.

[1] Положительное изменение узуса – возникновение нового, а [2] отрицательное – в языке младшего поколения забываются элементы языка старшего поколения; [3] процесс замены – отмирание старого и появление нового является одним актом. Эта теория языковой непрерывности и роли смены поколений в изменениях языка весьма характерна для младограмматиков.

Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка. Изменение методологии языкознания – изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого; учёт при разборе, анализе истории языка действия звуковых (фонетических) законов и аналогии. Смена объекта исследования привела к изменению теоретической базы. В концепции младограмматизма, язык существует в индивидууме, в котором есть постоянная (обусловленная психической и физической деятельностью) причина. Звуковое изменение в языке совершается по законам, не знающим исключений. Источник всех изменений находится в сфере бессознательного.

Дельбрюк заложил основу совр. определения фонетического закона – как звукового изменения, происходящего в данном языке, в данных условиях, на данной территории, в данное время. Грамматическая аналогия противопоставляется различиям, привносимым фонетическими законами. Образование по аналогии является решением пропорционального уравнения. На самом деле, хотя учение о грамматической аналогии имеет важное значение, следует учитывать многообразные пути преобразования отдельных элементов грамматической системы языка, различные типы аналитического выравнивания форм, связь со смысловой стороной слов.

Итогом исследований младограмматиков в области сравнительно-исторического языкознания стали "Основы сравнительной грамматики индоевропейских языков" (использованы данные почти 70 индоевропейских языков и диалектов), где даётся описание звуковой системы индоевропейского праязыка, его морфологии и общих свойств.

Проблемы синтаксиса. "Синтаксические исследования"(1871-1888) Б. Дельбрюка об основах греческого и ведийского синтаксиса, "Синтаксис индоевропейского простого предложения" К. Бругмана (посм.1925). Отрицая основания логической грамматики, Г. Пауль в "Принципах истории языка" заложил основы научного теоретического синтаксиса на психологической основе (с учётом ассоциативной психологии Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) и философии лингвистического позитивизма).

При исследовании проблемы изменения значений слов Г. Паулем (в "Принципах истории языка") было выведено, что при разграничении окказионального и узуального значения слов, возможно понять процесс изменения их значений. Узуальное значение слова внеконтекстно, а окказиональное – определено в индивидуальном речевом акте. Исходя из этого причина изменений значений слов находится в неустойчивости индивидуальной психики, вызывающей смещение границ между узуальным и окказиональным значениями слова. Отсюда выводится классификация изменений значений слов, построенная на логико-психологических основаниях.

Исследования младограмматистов во многом повлияли на дальнейший ход лингвистической науки. Постоянное научное любопытство к живому произношению, к изучению физиологии и акустики звуков речи отличало это направление, младограмматизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фонетическое осмысление младограмматиками орфографии памятников древнейшей письменности выявляет действительное звуковое значение букв.

Младограмматики внесли много ценного в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младограмматизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась, установил строгие фонетические соответствия между индоевропейскими языками, младограмматики подняли этимологию и сравнительно-историческую грамматику индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингвистические реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представление о звуковом составе и морфологической структуре индоевропейского праязыка, а также о закономерностях изменений языков в историческую эпоху.

В нач. XX в. обнаружились слабые стороны младограмматиков: несостоятельность субъективно-психологического понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверхностный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реальных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более неприемлемым становился так называемый атомизм младограмматиков (изучение отдельных явлений языка независимо от других явлений, вне истории, без учёта системных связей в структуре языка). С критикой младограмматизма с разных позиций выступали А.Мейе и др. представители социологического направления, а также Г.Шухардт, И.А.Бодуэн де Куртенэ и др.

10.критики младограмматизма.1 младограмматики изучали отдельные,изолированные формы и категории языка,не решая вопроса о взаимодействии данных форм и категорий в системе языка в целом.Это так называемый атомизм младограмматиков,отсутствие понимания роли системы в языке.2 Главный недостаток теории Бругмана(так же как Боппа и Шлейхера)-статическое и огульное представление о праязыке,без различения диалектов и без исторической перспективы.3.Очень большим недостатком было что лингвисты не научились различать:1.созранение черт праязыка в родственных языках и 2. параллельное,но независимое развитие однотипных новообразований.5.Если во время Боппа праязык создавали по образу и подобию санскрита,то в период младограмматиков индоевропейский праязык рассматривался как несколько исправленный в сторону большей последовательности и архаичности вариант древнегреческого и древнеиндийского языков.6.Теоретический глава младограмматиков Пауль сводил все научное языкознание к историческому языкознанию. Бодуэн де Куртенэ а потом и Соссюр решительно возражали против такого преувеличения роли историзма,указывая,что научному изучению подлежит не только история языка,но и система современного языка.7.Как указывал Мейе,у младограмматиков оставалось на заднем плане исследование лексики.8.В области синтаксиса сильно давал себя знать морфологический формализм.Специфика синтаксиса недостаточно учитыалась.9.В сравнительно-историческом языкознании проявлялась большая терминологическая нечеткость :Фортунатов ,Ульянов и многие другие путали балтийский праязык с литовским, а славянский праязык-со старославянским языком.

Критики младограмматизма

Гуго Шухардт. Основатель школы «слов и вещей»: по названиям животных и растений можно определить прародину языка. Изучение происхождения имен должно происходить в тесном контакте с изучением предметов, в том числе и сделанных человеком (предмет меняется, функция остается).

Понимал языкознание как историческую науку. Основной научный метод – индукция. Критиковал понятия звукового закона. Критиковал понятие о праязыке как о единой системе и концепцию родословного дерева.Видел в понятии звукового закона пережиток представления языка как живого организма.По его мнению постулирование фонетических законов ,упрощаети искожает реальность.Решающем фактором измененяющим язык считал считал не присущие ему внутренние закономерности развития а изменения в обществе и внешние для языка тенденции.

Ж. Жильерон. Занимался изучением современных говоров и диалектов.

Итальянская школа неолингвистики. Создатель Маттео Бартоли.

Единственная реальность – язык отдельного человека. Всякое языковое изменение – индивидуального происхождения, свободное творчество человека. – тесная связь языкознания с историей, литературоведением, культуроведением.

Отвергали концепцию родословного дерева, настаивали на смешенном характере всех языков.

11.Структуролизм Ф.де Соссюра. Соссюр – выдающийся лингвист 20в. (1857-1913). «Курс общей лингвистики»Многие проблемы, которые поставил Соссюр, были поставлены и решены его предшественниками (Гумбольдтом, Потебнёй и особенно Куртене). Заслуга С. в том, что он объединил все сказанное до него и создал общую теорию языка. Ее сила в том, что в ней нет абсолютизации каких-то отдельных подходов. Его теория явилась концептуальной основой структурализма – научной парадигмы в языкоз. 20в. Сущность языка: она состоит в том, что представляет собой триединство речи, языка и речевой дея-ти. Язык – ср-во общения, соц. явление, т.к. человек не может его создать или изменить. Оно потенциально, он потенциально существует в мозгу человека в виде словаря и грам. правил. Язык устойчив, долговечен, нормативен. Речь – индивид. комбинации, в кот. говорящий использует код языка. Это реализация потенциальной системы языка. Речь неустойчива, реальна, однократна, подвержена колебаниям и отклонениям. Язык и речь противоположны, однако, предполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была всем понятна, речь нужна, чтобы сложился язык (исторически речь предшествует языку). Язык и речь – части общего феномена речевой дея-ти. Реч. дея-ть – свойство, присущее человеку, которое имеет психофизиологическую природу, т.к. имеет внешнюю (звуковую) и внутреннюю (психич.) сторону. В лингв. следует различать внеш. и внутр. сторону, т.е. экстралингвис. факторы и собств. языковые факты. Внешняя лингв. – история нации, которая оказывает влияние на язык, но не входит в понятие языка. Внутр. лингв. – грамматика, строй языка. Истинный объект лингв. – ее внутр. сторона, языковая система.

Системный подход к языку в учении Ф. де Соссюра. Теория де Соссюра о языковом знаке.

Одним из главных достижений теории Соссюра явл. обоснование системного хар-ра языка. В его понимании системность – это существование опред. взаимоотношений между элементами. Элементы в языке связаны в систему 2 типами отношений – синтагм. и ассоциативными. Синтагм. отношения связывают элементы в «линейной, актуальной» последовательности. Ассоц. отнош. соединяют элементы в «виртуальный мнемонический ряд». Не менее важным методологическим постулатом явл. положение о знаковом хар-ре языка. «Мы называем знаком соединение понятия и акустич. образа», т.е. подчёркивавется двусторонний хар-р языкового знака. Сущность язык. знака раскрывается при помощи дихотомий, т.е. набора противопоставленных характеристик. Знак произволен (его акустич. образ не связан природ. связью с обозначаемым понятием) и мотивирован (на морфолог. уровне), статичен и динамичен, линеен и объёмен. В языке чётко различ. синхрония и диахрония как, соответственно, состояние языка и фазы его развития. Эти 2 области чётко разделяются по объекту: в синхронии объектом явл. система языка, в диахронии – отдельные явления. Они разделены и по методам исследования: описательный – в синхр., сопоставительный – в диахр.

Структурализм в языкознании. Основные положения структурализма в исследованиях пражской лингвистической школы.

Структурализм – ведущее направление в языкозн. 20 в. Понятие структуры становится одним из самых распространенных в 20 в.: физика – мир величайших частиц, физ. моделирование нервной деят-ти, в математике – теория математ. структур. Становится очевидным, что в любом объекте следует искать всё более простые составляющие, и что свойства отдельного составляющего можно понять только в связи с другими составляющими. До структурализма исследования огранич. регистрацией и наблюдением фактов, данных в непосредственном восприятии. Задачи струк-зма – вскрыть сущность яаления сего внутр. закономерностями. Общие положения стр-зма в лингвистике: 1) язык – это некая стр-ра взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, свободная от внеязыковой реальности; 2) язык должен изучаться прежде всего в синхронной плоскости, т.к. только тогда мы имеем дело со стр-рой; 3) язык должен изучаться исходя их системы его отношений. Как видим, основой стр-зма стала концепция Соссюра. Существует в виде целого ряда направлений.

Пражский лингв. кружок (1926 г.) – В. Матезиус, Б. Трнка, В. Скаличко, Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон. Центр. звено исследований – фонология. Н. Трубецкой «Основы фонологии». В этом труде даётся метод выделения фонем, т.е. правила различения фонем и их фонологически несущественных вариантов. «Если в одном языке 2 звука встречаются в разной позиции и могут замещать др. друга, не меняя при этом значения слова, то такие звуки явл. факультативными вариантами одной и той же фонемы». Например, немецкое слово “so” может произноситься как “so” и как “soo”. Метод изучения фонем – выделение оппозиций. Напр., фонема [a] в рус.яз выделяется потому, что она образует различного рода оппозиции – оппоз. а и о (сам – сом), а-у (сад – суд) и т.д. С др. стороны, не сущ. самостоятельных фонем «с» лабиализованных и «с» нелабиализ., поскольку не сущ. оппозиции «сад – суд». Послед. явл. фонологически несуществующими вариантами одной и той же фонемы. Принцип оппозиции использ. и при описании грамматики. Грамматика любого языка представляет из себя набор бинарных оппозиций (в основе этого лежит, очевидно, представление о языке как о диалектическом единстве противоположных характеристик). Так, в грам. сущ-ют возвратные и невозвратные глаголы, активный и пассивный залог, и любая грам. категория представлена в виде оппозиции 2 форм, в одной из к-ых имеется признак, а в др. этот признак отсутствует.

Основные направления структурализма

1. Пражский лингвистический кружок – функциональный структурализм – 1 из ведущих направлений лингвистического структурализма.

2 методологических принципа:

1. Структурный

2. Функциональный

Функции языка: 1 – общение, 2 – поэтич.

Трубецкой «Основы фонологии»

1. Глоссематика (копенгагенский структурализм)

Язык – форма, а не субстанция. Важен поиск закономерностей, применимых и к звукам,и к словам, и к предложениям.

2. Американская дескриптивная лингвистика

- Леонард Блумфилд. «Язык» (распространение и история языков, история письма, диалектология, история лингвистики, о грамматике Панини»

Язык – единая система речевых сигналов, все лингвистические концепции делятся на 2 группы : «теория менталистов» и «материалистич (механистич) теория»

- Глисон «Введение в дескриптивную лингвистику». Спор сторонников божьей правды и «фокуса-покуса»

- Зелик Харрис «Метод в структуральной лингвистике». Стремился еще больше сузить проблему лингвистики. Объект исследований – множество единиц и законченных высказываний.

12.Французкий структуролизм.Представлен учениками Антуана Мейе. Андре Мартине “основы общей лингвистики”,”произношение современного франц яз”, “Функциональный взгляд на язык”,”принцип экономии в фонетических изменениях”.1.Известен как родоначальник функциональной лингвистики.2. Один из формулировщиков экономии языка.Функционолизм у него проявляется в неободимости к подходу к языку.Осн функцией языка считает коммуникативную,выделяет еще экспрессивную и эстетическую.С др стороны его взгляд на фонологию,как на функциональную фонетику .Дискриптивный анализ давал сбои в некоторых случаях,и почву для разработки более успешно был сделан им.Фонема выделяется для того чтобы выполнять некие функции .Положение о двойном членении языка.2 этапа:1 сначало на значимые двусторонние единицы –монемы.Бывают 3 видов :автономные-лексемы,корни, зависимые,функциональные.2.на односторонние единицы плана выражения:фонемы.Он сформулировал принцип эпономии-это стремление человека свести к минимому своюумственную и физическую деятельность.С одной стороны перед че-ом стоит задача общения,а с др чел-к обладает естественной инерцией-стремление упростить свою речь.Этот конфликт приводит к тому что в действие приходит принцип экономии-этот принцип он считал главной причиной изменений в языке.

Эмиль Бенвинист стремился к тому чтобы сентезировать традиции классической науки 19 в и идеи структуролизма.Он требовал системного подхода и диахронии.Никакой другой лингвистики крому структурной не может быть по определению.Его вкладв общее языкознание заключается в том что он написал книгу”проблемы общей лингвистики”.Сформировал идею уровневой модели языка.Поверг критике ряд положений Ферденанда де Соссюра:не согласился о произвольности языкового знака.Считал что произвольность имеет место только с точки зрения именования с не языковой действительностью,но отношение между двумя сторонами знака и между знаками в системе не произвольно.Считает что лингвистика длжна формироавать свои понятия в собственных терминах и не заимствовать их из других наук.Считал что основные понятия лингвистики имеют психологическую значимость .НЕ достаточно изучать только языковую форму ,нужно исследовать языковую функцию.”форма получает характер структуры потому что все компоненты целого выполняют ту или иную функцию”Проблема соотношения языка и мышления.Считал что обязательным уловием реализации мысли является ее языковая форма,но нелязя считать что язык это только форма мысли и что существуют категории мышления не зависимые от языка.Выделенные Аристотелем языковые категории –это греческая грамматика.Он противопоставлял план речи иплан истории .Это 2 формы речи .Они отличаются друг от друга Употреблением лица.Ряд времен франц яз могут использоваться в истории ,но не в речи.Язык является знаковым образованием особого рода.С двукратным означиванием. Единиц:1 означивание происходит в системе средств и в результате появляется слова (кот соотнесены с предметами и понятиями кот они обозначают)2.вторичное-кот происходит в речи .Предложения должны быть поняты.

Жозеф Вандриес наиболее известная книга “язык”лингвистическое введение в историю” Идея социальном функционировании языка.Язык понимается как общественное явление,большое внимание уделено языковой норме.Норма определена как стремление к известному языковому идеалу,как на уровне общенационального языка,на уровне диалекта.Этот идеал никогда не достигается,а реальная речь всегда отклоняется от нормы .Делает возможным прогресс в языке.Прогресс выраженный в большой приспособляемости языка к потребностям тех кто на этих языках говорит.Настаивл на расширительном понимании морфологии-учение о служебных словах,о порядке слов и интонации.Люсьен Теньер преподаватель иностранных языков :русский,турецкий ,нем,англяз.Заслужил себе славу тем что он разработал грамматику зависимости.Теньер принадлежал к вербацентристам-те кто считают что главное это глаг в предложение.Глагол согласуется с падеж по числу ,падежу/по роду .Однако глаг может согласовываться еще и с дополнением.Глагол обладает репрезентативностью,свойство представлять все высказывания целиком.2)Валентность-слово вокруг себя открывает некоторые места обязательные для заполнения.Теньер предлогает рассматривать предложение как дерево зависимости.Маленький мальчик читает интересную книгу с интересом.читает(мальчик,с интересом,книгу) мальчик(маленький)книгу(интересную)Юнкция-маленький мальчик и дедушка.Трансляция –превращение одного вида узлов в другие(предлоги).

Польский ученый Ежи Курилович он подтверждал ларингальную теорию Соссюра.”очерки по лингвистики” внёс существенный вклад в развитие ларингальной гипотезы Ф. де Соссюра, обнаружив существование ларингалов в хеттском. . По своим взглядам Курилович был близок к структуралистам «функционального» направления 1930—1950-х гг., хотя его нельзя безоговорочно отнести ни к одной из крупных лингвистических школ этого периода. Разделяя структуралистское понимание языка как «системы чистых отношений», в отличие от многих структуралистов активно занимался проблемами эволюции языковой системы.