1. НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «СТРУКТУРА»
Термин «структура» сегодня чаще других циркулирует в языковом обиходе естественных, математических и историко-социальных наук. В физике говорят о структуре ядра атома, в математике — о структуре принадлежности, об алгебраических структурах (законах композиции), о топологических структурах. В анатомии есть структура тела, социологи и экономисты говорят о социальных системах, химики — о молекулярных. Можно согласиться с Пиаже, что структура — это система саморегулирующихся трансформаций. Структура, по сути, — комплекс законов, определяющих (и устанавливающих) предметную сферу и связи между объектами, специфицирующих их поведение и типичные способы эволюции. Это касается употребления понятия структуры внутри науки.
Но есть также философское значение общего понятия структуры. Его разрабатывали Леви-Стросс, Альтюссер, Фуко и Лакан в процессе критики экзистенциализма, идеалистического субъективизма, персонализма, историцизма и плоского эмпиризма. Они дали начало структуралистскому направлению, предложившему иные решения старых философских проблем, касающихся человеческого субъекта или Я (с предпосланными ему свободой, ответственностью, властью переделывать историю) и исторического развития (с заранее известным смыслом). Замысел структуралистов был связан с изменением курса исследовательской мысли: не субъект (я, сознание или дух) и его хваленая способность к свободе, самоопределению, самотрансценденции и творчеству, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, оказались в центре внимания. Эти мыслители задались целью сделать «научным» гуманитарное знание.
«Нет точных и естественных наук, с одной стороны, социальных и гуманитарных наук — с другой, — писал Леви-Стросс в "Научных
628 Структурализм
критериях социальных и гуманитарных дисциплин" (1964). — Есть два подхода, из которых только один имеет научный характер — подход точных и естественных наук, изучающих человека как часть мира. Другой подход (социальных наук) значим постольку, поскольку лишь использует техники точных наук, но отношения, их связывающие, — внешние, а не внутренние. По сравнению с точными и естественными науками социальные находятся в положении клиентов, а гуманитарные науки пытаются стать учениками». Но как только ученики подрастают, становится ясно, что «науками они могут стать, только перестав быть гуманитарными».
Теперь мы можем лучше индивидуализировать структуралистскую позицию. Не существует доктринального комплекса под названием «структурализм», скорее это направление, сформировавшееся в полемике с субъективизмом, гуманизмом, историцизмом и эмпиризмом. Можно сказать, речь идет о веере различных положений, объединенных общим протестом против экзальтации Я и исторического финализма.
Возникнув в 50-е годы во Франции, структурализм избрал в качестве мишени «непосредственное» экзистенциалистов и «Я, обреченное на свободу». Так называемый «гуманизм» был осужден за невосприимчивость к результатам научных исследований. Структурная лингвистика (Соссюра) обнаружила сложные фонологические и синтаксические механизмы языка как структуры, внутри которой формируется возможность мыслить. Этнолингвистика Сепира и Уорфа (Sapir, Whorf) показала, как и в какой мере наше видение мира зависит от употребляемого нами языка. Влияние экономической структуры на строение личности и систему отношений было проанализировано марксизмом. Погружение в структуру бессознательного, исподволь управляющего якобы сознательным поведением человека, было предпринято психоанализом. Система правил, ценностей, идей, мифов, формующих человека от рождения до смерти, показана антропологией и этнографией. Обновленная историография (с идеей «эпистемологического тизлома» Башляра) узаконила взгляд на историю знания как прерывистый процесс развития структур, формирующих мышление, практику и институты различных эпох и дискретных культурных сегментов.
Таким образом, перед лицом всевластных и вездесущих структур (психологических, экономических, эпистемологических, социальных) рассуждения о субъекте, сознании, свободном духе, творящем историю, становятся насмешкой или надувательством. Структурализм как философия вырос на осознании научных достижений (в лингвистике, экономике, психоанализе), которые он использовал для редукции свободы к «административно организованному» миру,
Леви-Стросс 629
к разного рода обусловленностям, препятствиям (самим же человеком, добавим мы, и созданным) на пути творческой инициативы.
Обобщая, можно сказать, что основная идея философского структурализма — не «бытие», а «отношение», не субъект, а структура. Люди вроде шахматных фигур, игральных карт, лингвистических, математических или геометрических единиц: они не существуют уже вне установленных отношений, а лишь специфицируют вид поведения. Вместо субъектов мы получаем формы, а не субстанции.
Гуманизм (который, по Сартру, есть экзистенциализм) возносит человека, но не объясняет его. Структурализм, напротив, намерен объяснить. Но, объясняя, провозглашает: человек мертв. Вспомним Ницше и его заявление о
- Список иллюстраций и таблиц
- От редакции
- ЧАСТЬ 1. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
- 1.2. От классицизма к романтизму
- 1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики
- 2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа
- 2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии
- 2.5. Гёльдерлин и обожествление природы
- 4. ДРУГИЕ МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ РАСПАДА «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА»
- 4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума
- 4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
- 4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика
- 5. СПОРЫ О КАНТИАНСКИХ АПОРИЯХ И ПРЕЛЮДИЯ К ИДЕАЛИЗМУ (РЕЙНГОЛЬД, ШУЛЬЦЕ, МАЙМОН И БЕК)
- 1.3.«Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма
- 1.3.1.Первый принцип: Я полагает самое себя
- 1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я
- 1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я
- 1.3.4.Идеалистическое объяснение познавательной деятельности
- 1.3.5. Идеалистическое объяснение морали
- 1.4. Мораль, право и государство
- 1.6. Заключение: Фихте и романтики
- 2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА
- 2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
- 2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811)
- 2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.)
- 2.ОСНОВЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ
- 2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа
- 3.«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
- 3.1.Значение и направленность «Феноменологии духа»
- 3.2. Схематика и «фигуры» «Феноменологии»
- 3.2.1. Этапы феноменологического пути
- 3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)
- 3.2.3. Самосознание (диалектика господина —раба, стоицизма — скептицизма и несчастного сознания)
- 3.2.6. Религия и абсолютное Знание
- 3.3. Поливалентная природа и двусмысленность «Феноменологии духа»
- 4.ЛОГИКА
- 4.1.Новая концепция логики
- 4.2. Логика бытия
- 4.3. Логика сущности
- 4.4.Логика понятия
- 5.ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
- 5.1.Природа, ее место и значение в гегелевской системе
- ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ
- 5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на Природу
- 5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы
- 6. ФИЛОСОФИЯ ДУХА
- 6.1. Дух и три его момента
- 6.2. Субъективный Дух
- ФИЛОСОФИЯ ДУХА И ЕГО СТРУКТУРА
- 6.3.Объективный Дух
- 6.3.1.Гегелевская концепция объективного Духа
- 6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия
- 7. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
- 3. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И СВЕДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ К АНТРОПОЛОГИИ
- 3.1. От Бога к человеку
- 3.2. Теология — это антропология
- 4.УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
- 4.2. Пьер Жозеф Прудон
- 5.КАРЛ МАРКС
- 5.1.Жизнь и творчество
- 5.10. Классовая борьба и «Капитал»
- 6. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС И ДИАМАТ
- 7. ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- 1.4. Эстетика и педагогика
- 2. ПСИХОЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ИДЕАЛИЗМ: ЯКОБ ФРИЗ
- 3. АДОЛЬФ ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, КРИТИК ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
- 4. АРТУР ШОПЕНГАУЭР: МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- 4.1. Против Гегеля, «убийцы истины»
- 4.2. В защиту «невыгодной истины»
- 5. СЁРЕН КЬЕРКЕГОР: ИНДИВИД КАК «ПРИЧИНА ХРИСТИАНСТВА»
- 5.1. Жизнь «того, кто не играл в христианство»
- ЧАСТЬ 5. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО
- Глава 6. Итальянская философия эпохи Рисорджименто
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. «ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»: ДЖАН ДОМЕНИКО РОМАНЬОЗИ
- 3. КАРЛО КАТТАНЕО: ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА «АССОЦИИРОВАННЫХ УМОВ» И ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА
- 3.1. Карло Каттанео: философия как «милиция»
- 3.2. Философия как «наука ассоциированных умов»
- 3.3. Теория и политика федерализма
- 5. ПАСКУАЛЕ ГАЛЛУППИ И «ФИЛОСОФИЯ ОПЫТА»
- 5.1. Реальность Я и существование внешнего мира
- 6.5.Личность, свобода и собственность
- 6.6. Государство, церковь и принцип моральности
- 2.ОГЮСТ КОНТ И ПОЗИТИВИЗМ ВО ФРАНЦИИ
- 2.1. Закон трех стадий
- 2.6. «Обоснования» Конта
- 3. ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ И АНГЛИЙСКИЙ УТИЛИТАРИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
- 3.1. Мальтузианские проблемы
- 3.2. Классическая политэкономия: Адам Смит и Давид Рикардо
- 3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа
- 4.ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА
- 4.1.Религия и наука «коррелятивны» ,,
- 4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному
- 5. ПОЗИТИВИЗМ В ИТАЛИИ
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления
- 5.6.Аристид Габелли и обновление педагогики
- 5.7.Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта
- 1.1. Когда наука приобретает философский смысл
- 1.2. Наука и общество в XIX веке
- 2. ПРОЦЕСС РИГОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИКИ
- 4.СУДЬБА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
- 5. ЛИНГВИСТИКА: ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ И ФРАНЦ БОПП. ЗАКОН ГРИММА И МЛАДОГРАММАТИКИ
- 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 6.1. Основной психофизический закон Вебера—Фехнера
- 6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии
- 7.У ИСТОКОВ НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- 7.1.Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода
- 7.2. Суицид и аномия
- 2. ЭРНСТ MAX: ОСНОВА, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ НАУКИ
- 2.1. Анализ ощущений
- 2.2. Научное познание как биологическое событие
- 2.4. Наука как экономия мышления
- 2.5. Критика ньютоновской механики
- 1.2. Теория устанавливает факт: «Опыт — единственный источник истины»
- 1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции
- 2. ПЬЕР ДЮГЕМ И ПРИРОДА ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 2.1. Дюгем: что такое физическая теория?
- 2.2. Холистский контроль и отрицание «критического эксперимента»
- 3. К ОЦЕНКЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА
- 9. ГЕНЕАЛОГИЯ МОРАЛИ
- Глава 12. Неокритицизм. Марбургская и баденская школы
- 1.ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- 2.МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
- 2.1.Герман Коген: критика как методология науки
- 2.2. Пауль Наторп: «Процесс и метод суть все»
- 3. ЭРНСТ КАССИРЕР И ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ
- 3.1. Субстанция и функция
- 3.2. Символические формы
- 4.БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
- 4.1.Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей
- 4.2. Генрих Риккерт: познавать — значит судить на основе истины как ценности
- Глава 13. Немецкий историцизм
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ И «КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА»
- 2.1. К «критике исторического разума»
- 3. ВИЛЬГЕЛЬМ ВИНДЕЛЬБАНД: ОТЛИЧИЕ НАУК НОМОТЕТИЧЕСКИХ ОТ НАУК ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ
- 4. ГЕНРИХ РИККЕРТ: ОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ И АВТОНОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
- 7. ЭРНСТ ТРЁЛЬЧ И АБСОЛЮТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- 8. МЕЙНЕКЕ И ПОИСК ВЕЧНОГО В МГНОВЕНИИ
- 5. ОБЪЕКТИВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕРАВНОЦЕННОСТЬ ПРИЧИН ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
- 6. СПОР ПО ПОВОДУ «ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ОЦЕНКИ»
- 7.«ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»
- 8.ВЕБЕР И МАРКС
- Глава 15. Прагматизм
- 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- 2.ЛОГИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ ЧАРЛЬЗА САНДЕРСА ПИРСА
- 2.1.Процедура фиксации верований
- 2.2.Дедукция, индукция, абдукция
- 2.3. Как сделать ясными наши идеи. Прагматическое правило
- 3. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ УИЛЬЯМА ДЖЕМСА
- 3.1. Прагматизм — только метод
- 3.2. Истина идеи сводится к ее оперативной способности
- 3.3. Принципы психологии и разум как инструмент приспособления
- 3.4. Моральный вопрос: как упорядочить контрастные идеалы и сделать выбор между ними?
- 3.5. Многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум
- 4. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
- Глава 17. Итальянский неоидеализм. Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле
- 1. ИДЕАЛИЗМ В ИТАЛИИ ДО КРОЧЕ И ДЖЕНТИЛЕ
- 2.2. «Что живо и что мертво в философии Гегеля», или Манифест нового спиритуализма
- СХЕМА РАЗЛИЧИЙ
- 2.3.Эстетика Кроче и понятие искусства
- 3. ДЖОВАННИ ДЖЕНТИЛЕ: НЕОИДЕАЛИЗМ КАК АКТУАЛИЗМ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Реформа гегелевской диалектики
- 3.3. Основные положения актуализма
- 5. УНАМУНО: «ИСПАНСКИЙ ПАСКАЛЬ» И «БРАТ КЬЕРКЕГОРА»
- 6. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА УНАМУНО
- Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры
- 1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
- ЧАСТЬ 10. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА
- 2.ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
- 2.1.Полемика с психологизмом
- 3.МАКС ШЕЛЕР
- 3.1.Против кантианского формализма
- 3.2. Иерархия материальных ценностей
- 4.НИКОЛАЙ ГАРТМАН
- 4.1.От неокритицизма к феноменологии
- 4.2. Обоснование онтологии
- 5.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
- 5.1.Рудольф Отто и опыт «совершенно иного»
- 6. ЭДИТ ШТЕЙН: ЭМПАТИЯ И МИССИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 8. ТЕХНИКА И ЗАПАДНЫЙ МИР
- Глава 22. Экзистенциализм
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. КАРЛ ЯСПЕРС И КРУШЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 2.1. Наука и философия
- 2.2. Ориентация в мире и «объемлющее» (Umfassende)
- 2.3. Необъективируемость экзистенции
- 3. ХАННА АРЕНДТ: БЕСКОМПРОМИССНАЯ БОРЬБА ЗА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СВОБОДУ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2.Антисемитизм, империализм и тоталитаризм
- 3.3.Поступок как преимущественно политическая активность
- 4. ЖАН-ПОЛЬ САРТР: ОТ АБСОЛЮТНОЙ И БЕСПОЛЕЗНОЙ СВОБОДЫ К СВОБОДЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ
- 4.1. Писать, чтобы понять себя
- 4.2. «Тошнота» перед простой данностью
- 4.3. «В-себе-бытие», «для-себя-бытие» и «ничто»
- 4.6. Критика диалектического разума
- 5. МОРИС МЕРЛО-ПОНТИ: МЕЖДУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
- 5.1. Отношение сознания и тела, человека и мира
- 5.2. «Обусловленная» свобода
- 6.ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ И ХРИСТИАНСКИЙ НЕОСОКРАТИЗМ
- 6.1.Защита конкретного
- 6.4. Быть и иметь
- 6.5. Против культа морального абсурда
- 7. ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
- Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории
- 1.1. Жизненный путь и сочинения
- 1.2. Интерпретировать — значит понимать
- 2. ПОЛЬ РИКЁР. ПОГРЕШИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2.2. «Я подчиняюсь тому телу, которым управляю»
- 2.3. Человеческая небезгрешность и символика зла
- 3. ЛУИДЖИ ПАРЕЙСОН. ЛИЧНОСТЬ КАК ОРГАН ИСТИНЫ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Историческая условность, личностное начало и спекулятивная ценность философии
- 3.3. Единство философии как «конфилософия»
- 3.4. Онтология неиссякаемого против мистицизма невыразимого
- 3.5. Бог философов и Бог в религиозном опыте
- 3.6. Сокровенный язык мифа
- 4. ДЖАННИ ВАТТИМО. ГЕРМЕНЕВТИКА, «ДЕБОЛЬНОЕ»1 МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИЗМ
- 4.1. Жизнь и сочинения
- 4.2. «Дебольное» мышление
- 4.3. Герменевтические предпосылки «дебольного» мышления
- Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии
- 1. ОТКАЗ ОТ ИДЕАЛИЗМА
- 2. ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ И ВСТРЕЧА РАССЕЛА С ПЕАНО
- Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»
- 1. ЖИЗНЬ
- 9. ВИТГЕНШТЕЙН - УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- Глава 27. Философия языка
- 1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КЕМБРИДЖЕ И ОКСФОРДЕ
- 1.1. Аналитическая философия в Кембридже
- 2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК
- Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен. Бергсон и творческая эволюция
- 1.СПИРИТУАЛИЗМ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2.АНРИ БЕРГСОН И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
- 2.1.Оригинальность спиритуализма Бергсона
- 2.7. Река жизни
- 2.8. Закрытое общество и открытое общество
- 2.9. Статическая религия и динамическая религия
- 3. ЭММАНУЭЛЬ МУНЬЕ: «ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ И КОММУНИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
- 3.1. «Личность» в теории Мунье
- 3.6. Христианство должно покончить с узаконенным беспорядком
- Глава 29. Неосхоластика
- 1. НЕОСХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭНЦИКЛИКА «AETERNI PATRIS»
- 3. КАРДИНАЛ МЕРСЬЕ И НЕОСХОЛАСТИКА В ЛУВЕНЕ
- 5. НЕОСХОЛАСТИКА • В МИЛАНСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
- 1.2. Можно говорить с Богом, но нельзя говорить о Боге
- 2. ЭММАНУЭЛЬ ЛЕВИНАС И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИКА ДРУГОГО
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2. «РЕВИЗИОНИЗМ РЕФОРМИСТА» ЭДУАРДА БЕРНШТЕЙНА
- 2.1. Причины поражения марксизма
- 2.2. Против «революции и диктатуры пролетариата»
- 2.3.Демократия как «высшая школа компромисса»
- 3. СПОРЫ О «РЕФОРМИЗМЕ»
- 3.1. Карл Каутский и ортодоксия
- 3.2. Роза Люксембург: «Победа социализма не упадет с неба»
- 4.АВСТРОМАРКСИЗМ
- 4.1.Генезис и характеристики австромарксизма
- 4.2. Макс Адлер и марксизм как «научная программа»
- 5.МАРКСИЗМ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
- 5.1.Плеханов и распространение «ортодоксии»
- 5.4. Ленин против «махистов»
- 6. «ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ» ЛУКАЧА, КОРША И БЛОХА
- 6.1. Лукач: тотальность и диалектика
- 6.8. «Где есть надежда, там есть религия»
- 7.НЕОМАРКСИЗМ ВО ФРАНЦИИ
- 7.1.Роже Гароди: ошибки советской системы
- 7.2. Альтернатива
- 7.5. Почему марксизм — это «антигуманизм» и «антиисторизм»
- 8.НЕОМАРКСИЗМ В ИТАЛИИ
- 8.1.Антонио Лабриола: «Марксизм — это не позитивизм и не натурализм»
- 8.2. Материалистическое понимание истории
- Глава 32. Франкфуртская школа
- 1. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И ПРОГРАММА ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
- 3. АДОРНО И ХОРКХАЙМЕР: ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
- 4. КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ
- 5.МАКС ХОРКХАЙМЕР: ЗАТМЕНИЕ РАЗУМА
- 5.1.«Прибыль» и «планирование» порождают репрессии
- 5.2. Инструментальный разум
- 6.ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И «ВЕЛИКИЙ ОТКАЗ»
- 6.1.Возможна ли «нерепрессивная цивилизация»?
- 6.2. Освобожденный эрос
- 6.3. Одномерный человек
- 7. ЭРИХ ФРОММ И «ГРАД БЫТИЯ»
- 7.1. Порок ли неподчинение?
- 8. ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК: АДОРНО ПРОТИВ ПОППЕРА
- 9. «ДИАЛЕКТИК» ЮРГЕН ХАБЕРМАС ПРОТИВ «СТОРОННИКА ВЫБОРА» ГАНСА АЛЬБЕРТА
- Глава 33. Гуманитарные науки в ХХ веке
- 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
- 2.ПСИХОЛОГИЯ ФОРМЫ (ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ)
- 2.1.Эренфельс, грацская школа, вюрцбургская школа
- 2.2. Макс Вертхеймер и берлинская школа
- 4. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
- 4.1. Что такое генетическая эпистемология?
- 4.2. Фазы умственного развития ребенка
- 5. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОССЮРА И ХОМСКОГО
- 5.1. Фердинанд де Соссюр: семиология и знак
- 5.2.Первая оппозиция: язык и слово
- 5.3.Вторая оппозиция: синхрония и диахрония
- 6. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- 7. КАРЛ МАНГЕЙМ И СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
- 7.1. Частичное и тотальное понятие идеологии
- 8. ХАИМ ПЕРЕЛЬМАН И «НОВАЯ РИТОРИКА»
- 8.1. Что такое теория аргументации?
- 8.2. «Рассудительность» — не рациональность и не эмоциональность
- 8.3. Аргументация и аудитория
- Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса
- 1.АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
- 1.1.Отказ от трудовой теории стоимости
- 1.2. Закон убывающей предельной полезности
- 1.3. Четыре поколения австрийской школы экономистов
- 2.ЛИБЕРАЛИЗМ ФРИДРИХА ФОН ХАЙЕКА
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 3. ИНТЕРВЕНТИЗМ ДЖОНА МЕЙНАРДА КЕЙНСА
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Занятость определяется суммарным уровнем потребления и инвестиций
- Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа
- 1. ОТ АНАТОМИИ МОЗГА К «ГИПНОТИЧЕСКОМУ КАТАРСИСУ»
- 2. ОТ ГИПНОТИЗМА - К ПСИХОАНАЛИЗУ
- 7. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА: ОНО, Я И СВЕРХ-Я
- 8. ЭРОС И ТАНАТОС И «НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ»
- 9.ПСИХОАНАЛИЗ ПОСЛЕ ФРЕЙДА
- 9.1.«Индивидуальная психология» Альфреда Адлера
- Глава 36. Структурализм
- 1. НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «СТРУКТУРА»
- 2. КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ
- 2.1. Элементарные структуры родства
- 2.2. «Кантианство без трансцендентального субъекта»
- 2.3. Структура мифа
- 3.МИШЕЛЬ ФУКО И СТРУКТУРАЛИЗМ В ИСТОРИИ
- 3.1.«Эпистемические структуры» и «дискурсивные практики»
- 3.2. Эпистемичсские структуры истории западной мысли
- 4. ЖАК ЛАКАН И СТРУКТУРАЛИЗМ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
- 4.1. Бессознательное структурировано как язык
- 5. ПОЧЕМУ «ЧЕЛОВЕК МЕРТВ» В СТРУКТУРАЛИЗМЕ
- Глава 37. Логика, математика, физика и биология в ХХ веке
- 1.РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И МАТЕМАТИКИ В ХХ ВЕКЕ
- 1.1.Поиск оснований и открытие антиномий теории множеств
- 2. РАЗВИТИЕ ФИЗИКИ В XX ВЕКЕ
- 2.1. Общие вопросы
- 2.2. Эйнштейн и теория относительности
- 2.3. Квантовая теория
- 3.БИОЛОГИЯ ПОСЛЕ ДАРВИНА
- 3.1.Неодарвинизм: Вейсман и де Фриз
- 3.2. Открытие хромосом и новое открытие законов Менделя
- 3.3. Гены внутри хромосом
- 10.ЗНАЧИМОСТЬ И КРИТИКУЕМОСТЬ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
- 11. ПРОТИВ ДИАЛЕКТИКИ. НИЩЕТА ИСТОРИЦИЗМА
- Глава 39. Эпистемология после Поппера
- 1.ТОМАС КУН И СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
- 1.1.Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная»
- 1.2. Научные революции
- 1.3. «Ателеологическос» развитие науки
- 2. ИМРЕ ЛАКАТОС И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1. Три типа фальсификационизма
- 3.АНАРХИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЛА ФЕЙЕРАБЕНДА
- 3.1.Анархическая эпистемология в функции прогресса
- 3.2.Эпистемологическая анархия и история науки
- 3.3. Провокационность книги «Против метода»
- 4.ЛАРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ
- 4.1.Цель науки — решение проблем
- 4.2. Каковы исследовательские традиции?
- 5.ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ
- 5.1.Критика теории правдоподобия Поппера
- 6.ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
- 6.1.Как и почему современные эпистемологи защищают метафизику
- 6.2. Джон Уоткинс: подтверждаемая и влиятельная метафизика
- 7.ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МАРКСИЗМ
- 7.1.Лакатос: марксизм как выродившаяся программа исследования
- 7.2. Фейерабенд: «свободное общество» и марксизм
- 8. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ НАУКИ
- 8.1. Какова история науки и почему
- 8.2. Внутренняя и внешняя история
- 8.3. Проблемы попперовской историографии науки
- Глава 40. Ведущие представители современной американской философии
- 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРАГМАТИЗМ КЛАРЕНСА ИРВИНГА ЛЬЮИСА
- 1.1. Жизнь и сочинения
- 1.7. Почему научные теории остаются фальсифицируемыми
- 2. УИЛЛАРД ВАН ОРМАН КУАЙН: БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ И НАТУРАЛИЗОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2.2. Критика первой догмы эмпиризма — различия между «аналитическим» и «синтетическим»
- 2.7. На стороне материалистов
- 2.8. Натурализованная эпистемология
- 2.9. Законные и бессмысленные философские вопросы
- 3. МОРТОН УАЙТ И БУНТ ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА
- 3.1. Жизнь и творчество
- 3.2. Анализ и защита либеральной мысли прагматической ориентации
- 3.3. Бегство от формализма и погружение в конкретную историю
- 3.4. Теоретическое основание критики формализма
- 4.НЕЛСОН ГУДМЕН: ПАРАДОКСЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПЛЮРАЛИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА
- 4.1. Жизнь и сочинения
- 4.2. Онтологический релятивизм и методологический номинализм
- 5. ЧАРЛЬЗ МОРРИС И ОСНОВАНИЯ СЕМИОТИКИ
- 5.1. Жизнь и сочинения
- 5.2. Синтаксис, семантика и прагматика как три измерения семиотики
- 5.3. Шестнадцать типов дискурса
- 5.4. Наиболее значимые дискурсивные формы
- ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ДИСКУРСА
- 6. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ НИКОЛАСА РЕШЕРА
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2.Наука неполна, фаллибельна и неожиданна
- 6.5. Преимущества плюрализма ориентаций в философии
- 7. УИЛЬЯМ БАРТЛИ: К БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Панкритический рационализм
- 8. АДОЛЬФ ГРЮНБАУМ: ОТ АНАЛИЗА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ К АНАЛИЗУ ПСИХОАНАЛИЗА
- 8.1. Жизнь и сочинения
- 8.2. Против герменевтической интерпретации психоанализа
- 8.3. Фальсифицируем ли психоанализ?
- 9. НЕОПРАГМАТИЗМ РИЧАРДА РОРТИ
- 9.1. Жизнь и сочинения
- 9.2.Обосновывающая философия
- 9.3. Забвение философской традиции: Дьюи, Витгенштейн и Хайдеггер
- 9.7. Солидарность «иронического либерализма»
- 10. ХИЛАРИ ПАТНЭМ: ОТ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА К ВНУТРЕННЕМУ РЕАЛИЗМУ
- 10.1. Биографическая справка
- 11. ДОНАЛЬД ДЭВИДСОН И КАУЗАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ
- 11.1. Творческий путь
- 11.2.Приоритет действия
- 11.3.«Аномальный монизм»
- Глава 42. «Минимальное государство» Роберта Нозика
- 1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
- 2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРАВ ИНДИВИДОВ И ЗАДАЧИ «МИНИМАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»
- 6. МИНИМАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЕДИНСТВЕННО МОРАЛЬНО ЛЕГИТИМНОЕ И ТЕРПИМОЕ СОСТОЯНИЕ
- Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма
- 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
- 2. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- Библиография
- Именной указатель