9.2.Обосновывающая философия
Вкниге «Философия и зеркало природы» Рорти берет на прицел обосновывающую установку традиционной философии. Проблемы соотношения человека и других форм жизни, души и тела, познания и практики и др. рассматриваются как вечные в традиционной философии, отрабатывающей основания для всей культуры. Для нахождения оснований философия изучает «ментальные процессы». Поэтому сложилось так, что главной ее задачей стало конструирование общей теории точного представления о мире, внешнем и внутреннем, т. е. того, как эти представления образуются.
Получается, что образ ума как огромного зеркала с более или менее точными изображениями стал господствующим в традиционной философии. Если бы не было этой идеи познания как точной зеркальной репрезентации, то бессмысленны были бы усилия Декарта и Канта получить все более точные представления путем анализа и чистки зеркала. Вне этой стратегии не появились бы тезисы о философии как о «концептуальном анализе», «феноменологическом анализе», «объяснении значений», «логике языка» или «структуре познавательной активности сознания».
Философия обязана XVIII веку, продолжает Рорти, и особенно Локку понятием теории познания, основанной на изучении ментальных процессов. Тогда же сформировался и образ философии как трибунала чистого разума, подтверждающего или отвергающего то или иное положение культуры. Фундирующая функция философии объединяла и неокантианцев. В нашем веке ее поддержали Гуссерль и Рассел, мечтавшие о философии как «строго научной» дисциплине, вершащей суд над прочими сферами культуры. Лингвистическая
Рорти: забвение философской традиции 743
философия вместо трансцендентальной философии и психологии предлагает свои основания познания.
Воснове традиционной философской мысли, таким образом, есть идея разума, понятого как большое зеркало с образами. Обращаясь к нашему внутреннему миру посредством этого зеркала, философия могла овладеть основами познания. Триединство идей разума как зеркала природы, познания как точного представления и философии как поиска и обладания основаниями познания образовало профессиональную академическую дисциплину, тесно связанную с эпистемологией. Для нее характерно бегство от истории, ибо поиск и обладание основаниями всегда предполагали внеисторическую значимость.
- Список иллюстраций и таблиц
- От редакции
- ЧАСТЬ 1. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
- 1.2. От классицизма к романтизму
- 1.3. Неоднозначность феномена романтизма и его основные характеристики
- 2.2. Фридрих Шлегель, понятие иронии и трактовка искусства как высшей формы духа
- 2.3. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии
- 2.5. Гёльдерлин и обожествление природы
- 4. ДРУГИЕ МЫСЛИТЕЛИ ЭПОХИ РАСПАДА «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА»
- 4.1. Гаман: религиозный протест против просвещенного разума
- 4.2. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры
- 4.4. Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика
- 5. СПОРЫ О КАНТИАНСКИХ АПОРИЯХ И ПРЕЛЮДИЯ К ИДЕАЛИЗМУ (РЕЙНГОЛЬД, ШУЛЬЦЕ, МАЙМОН И БЕК)
- 1.3.«Наукоучение» и структура фихтеанского идеализма
- 1.3.1.Первый принцип: Я полагает самое себя
- 1.3.2. Второй принцип фихтеанского идеализма: Я противополагает себе не-Я
- 1.3.3. Третий принцип фихтеанского идеализма: взаимное ограничение и противопоставление Я ограниченного и ограниченного не-Я
- 1.3.4.Идеалистическое объяснение познавательной деятельности
- 1.3.5. Идеалистическое объяснение морали
- 1.4. Мораль, право и государство
- 1.6. Заключение: Фихте и романтики
- 2. ШЕЛЛИНГ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ ИДЕАЛИЗМА
- 2.1. Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга
- 2.6. Теософия и философия свободы (1804-1811)
- 2.7. «Позитивная философия», или Философия мифологии и Откровения (с 1815 г.)
- 2.ОСНОВЫ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ
- 2.2. Действительность как Дух: предварительное определение гегелевского понятия Духа
- 3.«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
- 3.1.Значение и направленность «Феноменологии духа»
- 3.2. Схематика и «фигуры» «Феноменологии»
- 3.2.1. Этапы феноменологического пути
- 3.2.2. Сознание (чувственная достоверность, восприятие и рассудок)
- 3.2.3. Самосознание (диалектика господина —раба, стоицизма — скептицизма и несчастного сознания)
- 3.2.6. Религия и абсолютное Знание
- 3.3. Поливалентная природа и двусмысленность «Феноменологии духа»
- 4.ЛОГИКА
- 4.1.Новая концепция логики
- 4.2. Логика бытия
- 4.3. Логика сущности
- 4.4.Логика понятия
- 5.ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
- 5.1.Природа, ее место и значение в гегелевской системе
- ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ
- 5.2. Преодоление возрожденческого и романтического взгляда на Природу
- 5.3. Ступени и диалектические моменты философии Природы
- 6. ФИЛОСОФИЯ ДУХА
- 6.1. Дух и три его момента
- 6.2. Субъективный Дух
- ФИЛОСОФИЯ ДУХА И ЕГО СТРУКТУРА
- 6.3.Объективный Дух
- 6.3.1.Гегелевская концепция объективного Духа
- 6.4. Абсолютный Дух: искусство, религия и философия
- 7. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
- 3. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И СВЕДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ К АНТРОПОЛОГИИ
- 3.1. От Бога к человеку
- 3.2. Теология — это антропология
- 4.УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
- 4.2. Пьер Жозеф Прудон
- 5.КАРЛ МАРКС
- 5.1.Жизнь и творчество
- 5.10. Классовая борьба и «Капитал»
- 6. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС И ДИАМАТ
- 7. ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- 1.4. Эстетика и педагогика
- 2. ПСИХОЛОГИСТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА ИДЕАЛИЗМ: ЯКОБ ФРИЗ
- 3. АДОЛЬФ ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, КРИТИК ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
- 4. АРТУР ШОПЕНГАУЭР: МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- 4.1. Против Гегеля, «убийцы истины»
- 4.2. В защиту «невыгодной истины»
- 5. СЁРЕН КЬЕРКЕГОР: ИНДИВИД КАК «ПРИЧИНА ХРИСТИАНСТВА»
- 5.1. Жизнь «того, кто не играл в христианство»
- ЧАСТЬ 5. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО
- Глава 6. Итальянская философия эпохи Рисорджименто
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. «ГРАЖДАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»: ДЖАН ДОМЕНИКО РОМАНЬОЗИ
- 3. КАРЛО КАТТАНЕО: ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА «АССОЦИИРОВАННЫХ УМОВ» И ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛИЗМА
- 3.1. Карло Каттанео: философия как «милиция»
- 3.2. Философия как «наука ассоциированных умов»
- 3.3. Теория и политика федерализма
- 5. ПАСКУАЛЕ ГАЛЛУППИ И «ФИЛОСОФИЯ ОПЫТА»
- 5.1. Реальность Я и существование внешнего мира
- 6.5.Личность, свобода и собственность
- 6.6. Государство, церковь и принцип моральности
- 2.ОГЮСТ КОНТ И ПОЗИТИВИЗМ ВО ФРАНЦИИ
- 2.1. Закон трех стадий
- 2.6. «Обоснования» Конта
- 3. ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ И АНГЛИЙСКИЙ УТИЛИТАРИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
- 3.1. Мальтузианские проблемы
- 3.2. Классическая политэкономия: Адам Смит и Давид Рикардо
- 3.5. Джон Стюарт Милль: кризис двадцатилетнего философа
- 4.ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА
- 4.1.Религия и наука «коррелятивны» ,,
- 4.2. Эволюция вселенной: от гомогенного к гетерогенному
- 5. ПОЗИТИВИЗМ В ИТАЛИИ
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Чезаре Ломброзо и социология преступления
- 5.6.Аристид Габелли и обновление педагогики
- 5.7.Роберто Ардиго: от сакральности религии к сакрализации факта
- 1.1. Когда наука приобретает философский смысл
- 1.2. Наука и общество в XIX веке
- 2. ПРОЦЕСС РИГОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИКИ
- 4.СУДЬБА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
- 5. ЛИНГВИСТИКА: ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГУМБОЛЬДТ И ФРАНЦ БОПП. ЗАКОН ГРИММА И МЛАДОГРАММАТИКИ
- 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 6.1. Основной психофизический закон Вебера—Фехнера
- 6.2. Вундт и Лейпцигская лаборатория экспериментальной психологии
- 7.У ИСТОКОВ НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- 7.1.Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода
- 7.2. Суицид и аномия
- 2. ЭРНСТ MAX: ОСНОВА, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ НАУКИ
- 2.1. Анализ ощущений
- 2.2. Научное познание как биологическое событие
- 2.4. Наука как экономия мышления
- 2.5. Критика ньютоновской механики
- 1.2. Теория устанавливает факт: «Опыт — единственный источник истины»
- 1.3. Геометрические аксиомы как замаскированные дефиниции
- 2. ПЬЕР ДЮГЕМ И ПРИРОДА ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 2.1. Дюгем: что такое физическая теория?
- 2.2. Холистский контроль и отрицание «критического эксперимента»
- 3. К ОЦЕНКЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА
- 9. ГЕНЕАЛОГИЯ МОРАЛИ
- Глава 12. Неокритицизм. Марбургская и баденская школы
- 1.ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- 2.МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
- 2.1.Герман Коген: критика как методология науки
- 2.2. Пауль Наторп: «Процесс и метод суть все»
- 3. ЭРНСТ КАССИРЕР И ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ
- 3.1. Субстанция и функция
- 3.2. Символические формы
- 4.БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
- 4.1.Вильгельм Виндельбанд. Философия как теория ценностей
- 4.2. Генрих Риккерт: познавать — значит судить на основе истины как ценности
- Глава 13. Немецкий историцизм
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ И «КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА»
- 2.1. К «критике исторического разума»
- 3. ВИЛЬГЕЛЬМ ВИНДЕЛЬБАНД: ОТЛИЧИЕ НАУК НОМОТЕТИЧЕСКИХ ОТ НАУК ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ
- 4. ГЕНРИХ РИККЕРТ: ОТНОШЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ И АВТОНОМИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
- 7. ЭРНСТ ТРЁЛЬЧ И АБСОЛЮТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- 8. МЕЙНЕКЕ И ПОИСК ВЕЧНОГО В МГНОВЕНИИ
- 5. ОБЪЕКТИВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕРАВНОЦЕННОСТЬ ПРИЧИН ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
- 6. СПОР ПО ПОВОДУ «ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ОЦЕНКИ»
- 7.«ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»
- 8.ВЕБЕР И МАРКС
- Глава 15. Прагматизм
- 1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- 2.ЛОГИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ ЧАРЛЬЗА САНДЕРСА ПИРСА
- 2.1.Процедура фиксации верований
- 2.2.Дедукция, индукция, абдукция
- 2.3. Как сделать ясными наши идеи. Прагматическое правило
- 3. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ УИЛЬЯМА ДЖЕМСА
- 3.1. Прагматизм — только метод
- 3.2. Истина идеи сводится к ее оперативной способности
- 3.3. Принципы психологии и разум как инструмент приспособления
- 3.4. Моральный вопрос: как упорядочить контрастные идеалы и сделать выбор между ними?
- 3.5. Многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум
- 4. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
- Глава 17. Итальянский неоидеализм. Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле
- 1. ИДЕАЛИЗМ В ИТАЛИИ ДО КРОЧЕ И ДЖЕНТИЛЕ
- 2.2. «Что живо и что мертво в философии Гегеля», или Манифест нового спиритуализма
- СХЕМА РАЗЛИЧИЙ
- 2.3.Эстетика Кроче и понятие искусства
- 3. ДЖОВАННИ ДЖЕНТИЛЕ: НЕОИДЕАЛИЗМ КАК АКТУАЛИЗМ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Реформа гегелевской диалектики
- 3.3. Основные положения актуализма
- 5. УНАМУНО: «ИСПАНСКИЙ ПАСКАЛЬ» И «БРАТ КЬЕРКЕГОРА»
- 6. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА УНАМУНО
- Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры
- 1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
- ЧАСТЬ 10. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА
- 2.ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ
- 2.1.Полемика с психологизмом
- 3.МАКС ШЕЛЕР
- 3.1.Против кантианского формализма
- 3.2. Иерархия материальных ценностей
- 4.НИКОЛАЙ ГАРТМАН
- 4.1.От неокритицизма к феноменологии
- 4.2. Обоснование онтологии
- 5.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
- 5.1.Рудольф Отто и опыт «совершенно иного»
- 6. ЭДИТ ШТЕЙН: ЭМПАТИЯ И МИССИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 8. ТЕХНИКА И ЗАПАДНЫЙ МИР
- Глава 22. Экзистенциализм
- 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2. КАРЛ ЯСПЕРС И КРУШЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ 2.1. Наука и философия
- 2.2. Ориентация в мире и «объемлющее» (Umfassende)
- 2.3. Необъективируемость экзистенции
- 3. ХАННА АРЕНДТ: БЕСКОМПРОМИССНАЯ БОРЬБА ЗА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СВОБОДУ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2.Антисемитизм, империализм и тоталитаризм
- 3.3.Поступок как преимущественно политическая активность
- 4. ЖАН-ПОЛЬ САРТР: ОТ АБСОЛЮТНОЙ И БЕСПОЛЕЗНОЙ СВОБОДЫ К СВОБОДЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ
- 4.1. Писать, чтобы понять себя
- 4.2. «Тошнота» перед простой данностью
- 4.3. «В-себе-бытие», «для-себя-бытие» и «ничто»
- 4.6. Критика диалектического разума
- 5. МОРИС МЕРЛО-ПОНТИ: МЕЖДУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМОМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
- 5.1. Отношение сознания и тела, человека и мира
- 5.2. «Обусловленная» свобода
- 6.ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ И ХРИСТИАНСКИЙ НЕОСОКРАТИЗМ
- 6.1.Защита конкретного
- 6.4. Быть и иметь
- 6.5. Против культа морального абсурда
- 7. ВЛИЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА НА ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
- Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории
- 1.1. Жизненный путь и сочинения
- 1.2. Интерпретировать — значит понимать
- 2. ПОЛЬ РИКЁР. ПОГРЕШИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2.2. «Я подчиняюсь тому телу, которым управляю»
- 2.3. Человеческая небезгрешность и символика зла
- 3. ЛУИДЖИ ПАРЕЙСОН. ЛИЧНОСТЬ КАК ОРГАН ИСТИНЫ
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Историческая условность, личностное начало и спекулятивная ценность философии
- 3.3. Единство философии как «конфилософия»
- 3.4. Онтология неиссякаемого против мистицизма невыразимого
- 3.5. Бог философов и Бог в религиозном опыте
- 3.6. Сокровенный язык мифа
- 4. ДЖАННИ ВАТТИМО. ГЕРМЕНЕВТИКА, «ДЕБОЛЬНОЕ»1 МЫШЛЕНИЕ, ПОСТМОДЕРНИЗМ
- 4.1. Жизнь и сочинения
- 4.2. «Дебольное» мышление
- 4.3. Герменевтические предпосылки «дебольного» мышления
- Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии
- 1. ОТКАЗ ОТ ИДЕАЛИЗМА
- 2. ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ И ВСТРЕЧА РАССЕЛА С ПЕАНО
- Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»
- 1. ЖИЗНЬ
- 9. ВИТГЕНШТЕЙН - УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- Глава 27. Философия языка
- 1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КЕМБРИДЖЕ И ОКСФОРДЕ
- 1.1. Аналитическая философия в Кембридже
- 2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК
- Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен. Бергсон и творческая эволюция
- 1.СПИРИТУАЛИЗМ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
- 2.АНРИ БЕРГСОН И ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
- 2.1.Оригинальность спиритуализма Бергсона
- 2.7. Река жизни
- 2.8. Закрытое общество и открытое общество
- 2.9. Статическая религия и динамическая религия
- 3. ЭММАНУЭЛЬ МУНЬЕ: «ПЕРСОНАЛИСТСКАЯ И КОММУНИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
- 3.1. «Личность» в теории Мунье
- 3.6. Христианство должно покончить с узаконенным беспорядком
- Глава 29. Неосхоластика
- 1. НЕОСХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭНЦИКЛИКА «AETERNI PATRIS»
- 3. КАРДИНАЛ МЕРСЬЕ И НЕОСХОЛАСТИКА В ЛУВЕНЕ
- 5. НЕОСХОЛАСТИКА • В МИЛАНСКОМ КАТОЛИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
- 1.2. Можно говорить с Богом, но нельзя говорить о Боге
- 2. ЭММАНУЭЛЬ ЛЕВИНАС И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИКА ДРУГОГО
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2. «РЕВИЗИОНИЗМ РЕФОРМИСТА» ЭДУАРДА БЕРНШТЕЙНА
- 2.1. Причины поражения марксизма
- 2.2. Против «революции и диктатуры пролетариата»
- 2.3.Демократия как «высшая школа компромисса»
- 3. СПОРЫ О «РЕФОРМИЗМЕ»
- 3.1. Карл Каутский и ортодоксия
- 3.2. Роза Люксембург: «Победа социализма не упадет с неба»
- 4.АВСТРОМАРКСИЗМ
- 4.1.Генезис и характеристики австромарксизма
- 4.2. Макс Адлер и марксизм как «научная программа»
- 5.МАРКСИЗМ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
- 5.1.Плеханов и распространение «ортодоксии»
- 5.4. Ленин против «махистов»
- 6. «ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ» ЛУКАЧА, КОРША И БЛОХА
- 6.1. Лукач: тотальность и диалектика
- 6.8. «Где есть надежда, там есть религия»
- 7.НЕОМАРКСИЗМ ВО ФРАНЦИИ
- 7.1.Роже Гароди: ошибки советской системы
- 7.2. Альтернатива
- 7.5. Почему марксизм — это «антигуманизм» и «антиисторизм»
- 8.НЕОМАРКСИЗМ В ИТАЛИИ
- 8.1.Антонио Лабриола: «Марксизм — это не позитивизм и не натурализм»
- 8.2. Материалистическое понимание истории
- Глава 32. Франкфуртская школа
- 1. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И ПРОГРАММА ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
- 3. АДОРНО И ХОРКХАЙМЕР: ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
- 4. КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ
- 5.МАКС ХОРКХАЙМЕР: ЗАТМЕНИЕ РАЗУМА
- 5.1.«Прибыль» и «планирование» порождают репрессии
- 5.2. Инструментальный разум
- 6.ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И «ВЕЛИКИЙ ОТКАЗ»
- 6.1.Возможна ли «нерепрессивная цивилизация»?
- 6.2. Освобожденный эрос
- 6.3. Одномерный человек
- 7. ЭРИХ ФРОММ И «ГРАД БЫТИЯ»
- 7.1. Порок ли неподчинение?
- 8. ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК: АДОРНО ПРОТИВ ПОППЕРА
- 9. «ДИАЛЕКТИК» ЮРГЕН ХАБЕРМАС ПРОТИВ «СТОРОННИКА ВЫБОРА» ГАНСА АЛЬБЕРТА
- Глава 33. Гуманитарные науки в ХХ веке
- 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
- 2.ПСИХОЛОГИЯ ФОРМЫ (ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ)
- 2.1.Эренфельс, грацская школа, вюрцбургская школа
- 2.2. Макс Вертхеймер и берлинская школа
- 4. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
- 4.1. Что такое генетическая эпистемология?
- 4.2. Фазы умственного развития ребенка
- 5. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОССЮРА И ХОМСКОГО
- 5.1. Фердинанд де Соссюр: семиология и знак
- 5.2.Первая оппозиция: язык и слово
- 5.3.Вторая оппозиция: синхрония и диахрония
- 6. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- 7. КАРЛ МАНГЕЙМ И СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
- 7.1. Частичное и тотальное понятие идеологии
- 8. ХАИМ ПЕРЕЛЬМАН И «НОВАЯ РИТОРИКА»
- 8.1. Что такое теория аргументации?
- 8.2. «Рассудительность» — не рациональность и не эмоциональность
- 8.3. Аргументация и аудитория
- Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса
- 1.АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
- 1.1.Отказ от трудовой теории стоимости
- 1.2. Закон убывающей предельной полезности
- 1.3. Четыре поколения австрийской школы экономистов
- 2.ЛИБЕРАЛИЗМ ФРИДРИХА ФОН ХАЙЕКА
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 3. ИНТЕРВЕНТИЗМ ДЖОНА МЕЙНАРДА КЕЙНСА
- 3.1. Жизнь и сочинения
- 3.2. Занятость определяется суммарным уровнем потребления и инвестиций
- Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа
- 1. ОТ АНАТОМИИ МОЗГА К «ГИПНОТИЧЕСКОМУ КАТАРСИСУ»
- 2. ОТ ГИПНОТИЗМА - К ПСИХОАНАЛИЗУ
- 7. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА: ОНО, Я И СВЕРХ-Я
- 8. ЭРОС И ТАНАТОС И «НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ»
- 9.ПСИХОАНАЛИЗ ПОСЛЕ ФРЕЙДА
- 9.1.«Индивидуальная психология» Альфреда Адлера
- Глава 36. Структурализм
- 1. НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНА «СТРУКТУРА»
- 2. КЛОД ЛЕВИ-СТРОСС И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ
- 2.1. Элементарные структуры родства
- 2.2. «Кантианство без трансцендентального субъекта»
- 2.3. Структура мифа
- 3.МИШЕЛЬ ФУКО И СТРУКТУРАЛИЗМ В ИСТОРИИ
- 3.1.«Эпистемические структуры» и «дискурсивные практики»
- 3.2. Эпистемичсские структуры истории западной мысли
- 4. ЖАК ЛАКАН И СТРУКТУРАЛИЗМ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
- 4.1. Бессознательное структурировано как язык
- 5. ПОЧЕМУ «ЧЕЛОВЕК МЕРТВ» В СТРУКТУРАЛИЗМЕ
- Глава 37. Логика, математика, физика и биология в ХХ веке
- 1.РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И МАТЕМАТИКИ В ХХ ВЕКЕ
- 1.1.Поиск оснований и открытие антиномий теории множеств
- 2. РАЗВИТИЕ ФИЗИКИ В XX ВЕКЕ
- 2.1. Общие вопросы
- 2.2. Эйнштейн и теория относительности
- 2.3. Квантовая теория
- 3.БИОЛОГИЯ ПОСЛЕ ДАРВИНА
- 3.1.Неодарвинизм: Вейсман и де Фриз
- 3.2. Открытие хромосом и новое открытие законов Менделя
- 3.3. Гены внутри хромосом
- 10.ЗНАЧИМОСТЬ И КРИТИКУЕМОСТЬ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
- 11. ПРОТИВ ДИАЛЕКТИКИ. НИЩЕТА ИСТОРИЦИЗМА
- Глава 39. Эпистемология после Поппера
- 1.ТОМАС КУН И СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
- 1.1.Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная»
- 1.2. Научные революции
- 1.3. «Ателеологическос» развитие науки
- 2. ИМРЕ ЛАКАТОС И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1. Три типа фальсификационизма
- 3.АНАРХИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОЛА ФЕЙЕРАБЕНДА
- 3.1.Анархическая эпистемология в функции прогресса
- 3.2.Эпистемологическая анархия и история науки
- 3.3. Провокационность книги «Против метода»
- 4.ЛАРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ
- 4.1.Цель науки — решение проблем
- 4.2. Каковы исследовательские традиции?
- 5.ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ
- 5.1.Критика теории правдоподобия Поппера
- 6.ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
- 6.1.Как и почему современные эпистемологи защищают метафизику
- 6.2. Джон Уоткинс: подтверждаемая и влиятельная метафизика
- 7.ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МАРКСИЗМ
- 7.1.Лакатос: марксизм как выродившаяся программа исследования
- 7.2. Фейерабенд: «свободное общество» и марксизм
- 8. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ НАУКИ
- 8.1. Какова история науки и почему
- 8.2. Внутренняя и внешняя история
- 8.3. Проблемы попперовской историографии науки
- Глава 40. Ведущие представители современной американской философии
- 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРАГМАТИЗМ КЛАРЕНСА ИРВИНГА ЛЬЮИСА
- 1.1. Жизнь и сочинения
- 1.7. Почему научные теории остаются фальсифицируемыми
- 2. УИЛЛАРД ВАН ОРМАН КУАЙН: БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЗНАЧЕНИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ И НАТУРАЛИЗОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
- 2.1. Жизнь и сочинения
- 2.2. Критика первой догмы эмпиризма — различия между «аналитическим» и «синтетическим»
- 2.7. На стороне материалистов
- 2.8. Натурализованная эпистемология
- 2.9. Законные и бессмысленные философские вопросы
- 3. МОРТОН УАЙТ И БУНТ ПРОТИВ ФОРМАЛИЗМА
- 3.1. Жизнь и творчество
- 3.2. Анализ и защита либеральной мысли прагматической ориентации
- 3.3. Бегство от формализма и погружение в конкретную историю
- 3.4. Теоретическое основание критики формализма
- 4.НЕЛСОН ГУДМЕН: ПАРАДОКСЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПЛЮРАЛИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА
- 4.1. Жизнь и сочинения
- 4.2. Онтологический релятивизм и методологический номинализм
- 5. ЧАРЛЬЗ МОРРИС И ОСНОВАНИЯ СЕМИОТИКИ
- 5.1. Жизнь и сочинения
- 5.2. Синтаксис, семантика и прагматика как три измерения семиотики
- 5.3. Шестнадцать типов дискурса
- 5.4. Наиболее значимые дискурсивные формы
- ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ДИСКУРСА
- 6. ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ НИКОЛАСА РЕШЕРА
- 6.1. Жизнь и сочинения
- 6.2.Наука неполна, фаллибельна и неожиданна
- 6.5. Преимущества плюрализма ориентаций в философии
- 7. УИЛЬЯМ БАРТЛИ: К БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
- 7.1. Жизнь и сочинения
- 7.2. Панкритический рационализм
- 8. АДОЛЬФ ГРЮНБАУМ: ОТ АНАЛИЗА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ К АНАЛИЗУ ПСИХОАНАЛИЗА
- 8.1. Жизнь и сочинения
- 8.2. Против герменевтической интерпретации психоанализа
- 8.3. Фальсифицируем ли психоанализ?
- 9. НЕОПРАГМАТИЗМ РИЧАРДА РОРТИ
- 9.1. Жизнь и сочинения
- 9.2.Обосновывающая философия
- 9.3. Забвение философской традиции: Дьюи, Витгенштейн и Хайдеггер
- 9.7. Солидарность «иронического либерализма»
- 10. ХИЛАРИ ПАТНЭМ: ОТ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА К ВНУТРЕННЕМУ РЕАЛИЗМУ
- 10.1. Биографическая справка
- 11. ДОНАЛЬД ДЭВИДСОН И КАУЗАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ
- 11.1. Творческий путь
- 11.2.Приоритет действия
- 11.3.«Аномальный монизм»
- Глава 42. «Минимальное государство» Роберта Нозика
- 1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
- 2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРАВ ИНДИВИДОВ И ЗАДАЧИ «МИНИМАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»
- 6. МИНИМАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ЕДИНСТВЕННО МОРАЛЬНО ЛЕГИТИМНОЕ И ТЕРПИМОЕ СОСТОЯНИЕ
- Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма
- 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
- 2. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- Библиография
- Именной указатель