logo
ОМК

Причины конфликтов

  1. Личные особенности коммуникантов

  2. Социальные отношения, личностные отношения

  3. Организационные отношения

Личностные причины – ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие.

Социальные причины – сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.

Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими взаимного притяжения, симпатии.

Внешние факторы

  1. Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

  2. Эмоциональное состояния партнеров

  3. Пространственная близость

Эмоциональное состояние – то как индивид относится к другим и то как относятся к нему, формируется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип, характер процесса коммуникации

Детерминанты

  1. Физическая привлекательность партнера

  2. Стиль общения

  3. Фактор сходства

  4. Выражения личностного отношения к партнеру в процессе общения

Стили общения

  1. Поддерживающий

- обращение по имени

- комплименты, похвала

- согласие с собеседником

- выражение положительных чувств

- благодарности

  1. Не поддерживающий стиль

- уклон от обсуждения

- прерывание говорящего

- противоречие между вербальными и невербальным содержанием общения

Сходство – люди, имеющие сходные, ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность.

Личное отношение к партнеру – важнейшая внутренняя детерминанта личностной аттракции.

Атрибуция – процесс интерпретации, где индивид приписывает наблюдаемым им событиям и действиям определенные причины.

Аспекты информации о поступках

  1. Согласованность

  2. Стабильность

  3. Различение

Компоненты поведения человека

  1. Старание – сумма намерений совершить действие и усилие для их осуществления

  2. Умение – разница между способностями и препятствиями

Причины поступка относятся либо

  1. К личностным особенностям - личностная атрибуция – поведение человека рассматривается с точки зрения его уникальности или традиционности, т.е. насколько поведение данного человека свойственно поведению другим людям

  1. К особенностям объекта – стимульная атрибуция – внимание к поведению человека акцентируется на вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям и предметам? Зависит ли характер поведения от объекта действия и его особенностей

  2. К особенностям ситуации – обстоятельственная атрибуция – устанавливает зависимость поведения от особенностей ситуации, в которой происходит действие.

Ошибки атрибуции

Первый класс причин: различия имеющейся информации с позиции наблюдения. Атрибуция зависит от точки зрения наблюдения за ситуацией. Любая ситуация «изнутри» выглядит иначе.

«Фундаментальная ошибка атрибуции»

Деятель информирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему известны мотивы, ожидания от действия. Все это наблюдателю неизвестно. Действие видится по разному с позиций деятеля и наблюдателя, преувеличиваются личностные факторы и недооцениваются ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения людей.

«Ошибка иллюзорных корелляций»

В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой ситуации выделять одни моменты и не замечать других и вместо поиска реальных причин использовать стандартные и известные объяснения. «иллюзорные корреляции» появляются у человека в силу разных обстоятельств: прошлого опыта, профессиональных и иных стереотипов, воспитания, возраста и личностных особенностей.

«Ошибка ложного согласия» в атрибуции – это приписывание причин с эгоцентрической позиции человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным. Если другие люди действуют по иному, то их поведение считается ненормальным, а причина – в их личностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия использует свое поведение, переоценивая его обычность и распространенность.

Второй класс причин различия в атрибуции: мотивационная предубежденность.

Люди воспринимаю успехи как достижения, а неудачи – как следствие обстоятельств.

Мотивационная предубежденность атрибуции направлена на поддержание самооценки человека – результаты действий человека не должны противоречить представлениям о самом себе.

«Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру» (Гарри Триандис)

  1. Никто не может избежать общения. Поведение человека в процессе общения несет в себе открытую и закрытую информацию, которую следует уметь понять.

  2. Общение не всегда означает понимание. Если два человека согласны с тем, что они общаются, это не всегда означает, что они понимают друг друга. Понимание возникает, когда они одинаково интерпретируют символы, используемые в процессе общения.

  3. Процесс общения обратим - нельзя вернуть переданную информацию. Можно объяснить, прояснить, переформулировать, свое сообщение, но если информация передана, она – часть прошлого опыта и оказывает влияние на восприятие настоящего и будущего.

  4. Общение происходит в контексте (оно ситуативно). В процессе коммуникации нельзя игнорировать условия общения, которое происходит в определенном месте и времени, с использованием определенных средств коммуникации. Контекст общения всегда несет смысловую нагрузку.