Причины конфликтов
Личные особенности коммуникантов
Социальные отношения, личностные отношения
Организационные отношения
Личностные причины – ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие.
Социальные причины – сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.
Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими взаимного притяжения, симпатии.
Внешние факторы
Степень выраженности у человека потребности в аффилиации
Эмоциональное состояния партнеров
Пространственная близость
Эмоциональное состояние – то как индивид относится к другим и то как относятся к нему, формируется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип, характер процесса коммуникации
Детерминанты
Физическая привлекательность партнера
Стиль общения
Фактор сходства
Выражения личностного отношения к партнеру в процессе общения
Стили общения
Поддерживающий
- обращение по имени
- комплименты, похвала
- согласие с собеседником
- выражение положительных чувств
- благодарности
Не поддерживающий стиль
- уклон от обсуждения
- прерывание говорящего
- противоречие между вербальными и невербальным содержанием общения
Сходство – люди, имеющие сходные, ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность.
Личное отношение к партнеру – важнейшая внутренняя детерминанта личностной аттракции.
Атрибуция – процесс интерпретации, где индивид приписывает наблюдаемым им событиям и действиям определенные причины.
Аспекты информации о поступках
Согласованность
Стабильность
Различение
Компоненты поведения человека
Старание – сумма намерений совершить действие и усилие для их осуществления
Умение – разница между способностями и препятствиями
Причины поступка относятся либо
К личностным особенностям - личностная атрибуция – поведение человека рассматривается с точки зрения его уникальности или традиционности, т.е. насколько поведение данного человека свойственно поведению другим людям
К особенностям объекта – стимульная атрибуция – внимание к поведению человека акцентируется на вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям и предметам? Зависит ли характер поведения от объекта действия и его особенностей
К особенностям ситуации – обстоятельственная атрибуция – устанавливает зависимость поведения от особенностей ситуации, в которой происходит действие.
Ошибки атрибуции
Первый класс причин: различия имеющейся информации с позиции наблюдения. Атрибуция зависит от точки зрения наблюдения за ситуацией. Любая ситуация «изнутри» выглядит иначе.
«Фундаментальная ошибка атрибуции»
Деятель информирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему известны мотивы, ожидания от действия. Все это наблюдателю неизвестно. Действие видится по разному с позиций деятеля и наблюдателя, преувеличиваются личностные факторы и недооцениваются ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения людей.
«Ошибка иллюзорных корелляций»
В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой ситуации выделять одни моменты и не замечать других и вместо поиска реальных причин использовать стандартные и известные объяснения. «иллюзорные корреляции» появляются у человека в силу разных обстоятельств: прошлого опыта, профессиональных и иных стереотипов, воспитания, возраста и личностных особенностей.
«Ошибка ложного согласия» в атрибуции – это приписывание причин с эгоцентрической позиции человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным. Если другие люди действуют по иному, то их поведение считается ненормальным, а причина – в их личностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия использует свое поведение, переоценивая его обычность и распространенность.
Второй класс причин различия в атрибуции: мотивационная предубежденность.
Люди воспринимаю успехи как достижения, а неудачи – как следствие обстоятельств.
Мотивационная предубежденность атрибуции направлена на поддержание самооценки человека – результаты действий человека не должны противоречить представлениям о самом себе.
«Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру» (Гарри Триандис)
Никто не может избежать общения. Поведение человека в процессе общения несет в себе открытую и закрытую информацию, которую следует уметь понять.
Общение не всегда означает понимание. Если два человека согласны с тем, что они общаются, это не всегда означает, что они понимают друг друга. Понимание возникает, когда они одинаково интерпретируют символы, используемые в процессе общения.
Процесс общения обратим - нельзя вернуть переданную информацию. Можно объяснить, прояснить, переформулировать, свое сообщение, но если информация передана, она – часть прошлого опыта и оказывает влияние на восприятие настоящего и будущего.
Общение происходит в контексте (оно ситуативно). В процессе коммуникации нельзя игнорировать условия общения, которое происходит в определенном месте и времени, с использованием определенных средств коммуникации. Контекст общения всегда несет смысловую нагрузку.