logo
1921 (20

Контрольная работа

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

1. В русском национальном характере традиционно выделяют следующие черты: духовность (стремление к поиску высшего смысла, предпочтение «неба» «земле»), тенденцию к крайностям («все или ничего»), эмоциональность, душевность, концентрацию сил, которая часто сменяется расслабленностью, непредсказуемость, максимализм, слабохарактерность. Что Вы думаете об этом? С чем Вы согласны, а с чем нет? В качестве аргументов, подтверждающих эти и другие черты русской ментальности, приведите пословицы, поговорки, фразеологизмы, эталоны, стереотипы, символы.

2. Известно, что в русском фольклоре заметно мало пословиц и поговорок, которые бы превозносили и славили деньги. Однако сейчас, когда в России появляется культ денег, стали чаще вспоминать эти сравнительно немногие образцы народного творчества. Так, теперь в ходу пословицы: «Что милей ста рублей? - Двести»; «Деньги - склока, а без них плохо»; «Худо жить тому, у кого пусто в дому». К давней народной присказке «Счастье не в деньгах» прибавили концовку «а в их количестве», а пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» переиначили в «Не имей сто друзей, а имей сто рублей».

Как Вы считаете, о чем говорят эти изменения: об изменении коренных доминант русского менталитета или все о той же противоречивости русского характера, о которой говорили многие?

3. Прочитайте высказывание В.М.Соловьева, автора книги «Тайны русской души»: «Национальный фольклор, пожалуй, больше критичен и нелицеприятен по отношению к русским, чем хвалебен и комплиментарен». Дайте оценку этому утверждению. Свои рассуждения подкрепите примерами пословиц, поговорок, фразеологизмов, сказок, анекдотов, символов и других «лингвокультурем».

4. Известно, что еще ПетрI, проводя свои реформы, говорил: «Наши люди ни во что сами не войдут, ежели приневолены не будут». И сейчас появляются высказывания о том, что формировать культуру в России, в том числе культуру речи, можно только через «административное принуждение» (см., например, статью И.А.Стернина «Можно ли культурно формировать культуру России?»). Как Вы это понимаете и согласны ли Вы с данной точкой зрения?

5. Выберите одно из высказываний известных ученых и писателей и порассуждайте о его содержании.

Границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения (В.Гумбольдт).

Язык есть имя нации (Ю.С.Степанов).

Язык – дом бытия духа (А.М.Хайдеггер).

Язык пишет портрет этноса (А.Д.Арутюнова).

Ничего более русского, чем язык, у нас нет (А.Битов).

Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество (И.А.. Бодуэн де Куртэне).

6. Для науки язык – средство представления знания,

для философии и семиотики – универсальная и самая мощная знаковая система,

для языкознания – средство познания и общения,

для культурологии язык – это способ хранения и передачи культурного наследия,

для психологии и медицины – инструмент для понимания внутреннего состояниячеловека, для поэзии и художественного творчества – ткань, из которой создается произведение искусства.

А чем является язык для вас? Порассуждайте на эту тему.

7. Известно, что еще В.И.Даль пытался заменить иностранные слова – «чужесловы» – русскими эквивалентами. До сих пор проблема заимствований является одной из острых проблем функционирования языка. Есть мнение, что все иностранные слова должны быть удалены с улиц и площадей российских городов. Что вы думаете об этом?

8. Известно, что до распада Советского Союза русский язык господствовал на огромных территориях и был действительно мировым языком. Есть мнение, что сейчас позиции русского языка в мире поколеблены и по существу он потерял свой статус мирового языка. Что вы думаете об этом?

9. Известно, что в советское время в литературный язык не допускались нелитературные компоненты общенационального языка. Есть мнение, что в настоящее время такие компоненты (городское просторечие, жаргонизмы, профессионализмы, язык неофициального Интернет-общения и др.) обогащают русский литературный язык. Что вы думаете об этом?

10. Оцените названия магазинов, кафе, клубов… Вашего города с лингвокультурологической точки зрения.