Посвящение
Достопочтенному Томасу, графу Пемброку и Монтгомери, Герберту, барону Кардиффа, лорду Россу Кендала, Пару, Фицхьо, Мармиона, Сейнт-Квентина и Шэрланда, лорду-президенту Его Величества высокочтимого Тайного совета и лорду-правителю графства Уилтшир и Южного Уэльса1
Милорд!
Это исследование, которое выросло на Ваших глазах и появилось на свет по Вашему повелению, теперь по естественному праву ищет у Вас того покровительства, которое Вы несколько лет назад ему обещали. Это не потому, что я думаю, будто помещение в начале книги чьего-нибудь имени, каким бы знаменитым оно ни было, может покрыть содержащиеся в ней недостатки. Произведения печати должны приобретать славу и предаваться забвению в зависимости от своей собственной ценности или от вкусов читателя. Но так как для истины более всего желательно, чтобы ее выслушали беспристрастно и непредубежденно, то Вы, милорд, более всех можете это для меня сделать, ибо всем известно, что Вы добились близкого знакомства с истиной в ее самых отдаленных тайниках. Известно, что Вы так далеко ушли в своих размышлениях в области наиболее отвлеченного и общего познания вещей, превосходящего обыкновенный кругозор и обычные методы, что Ваше согласие и одобрение цели моего исследования по крайней мере предохранит его от осуждения без прочтения и заставит обратить хоть немного внимания на те его части, которые, расходясь с обычными воззрениями, без этого, быть может, показались бы вовсе не заслуживающими рассмотрения. Для тех, кто судит о головах людей точно так же, как об их париках, в соответствии с модой, упрек в новизне есть страшное обвинение, ибо такие люди считают истинными только общепринятые воззрения. Почти никогда и
:78
нигде еще истина не получала признания при своем нервом появлении; новые взгляды всегда вызывают подозрение, всегда встречают отпор лишь потому, что они еще не общеприняты. Но истина, подобно золоту, не бывает менее истинной от того, что она добыта из рудников недавно. Ее ценность должны определить испытание и исследование, а не старая мода: пусть истина еще не находится в общем обращении, она все-таки может быть так же стара, как природа, и, конечно, нисколько не менее подлинна. Вы можете представить тому важные и убедительные доказательства, если только Вам будет угодно порадовать публику некоторыми из сделанных Вами крупных и значительных открытий истин, доселе не известных никому, за исключением нескольких человек, от которых Вы соблаговолили не совсем скрыть их. Если бы не было других оснований, уже этого одного было бы достаточно для посвящения Вам моего «Опыта». Что касается небольшого сходства его с некоторыми частями той более благородной и обширной системы наук, столь оригинальный, точный и поучительный очерк которой Вы сделали, то я считаю, что для меня достаточно чести, если Вы мне разрешите похвалиться, что кое-где мне приходили на ум мысли, не совсем отличные от Ваших. Если Вы считаете нужным, чтобы при Вашем поощрении моя книга вышла в свет, я надеюсь, она может стать основанием, чтобы рано или поздно повести Вас дальше; и Вы позволите сказать мне, что Вы даете здесь миру залог чего-то, что действительно оправдает ожидания читателей, если они смогут терпеливо снести мой опус. Это, милорд, показывает, какой подарок я здесь Вам делаю. Точно такой подарок делают своему богатому и знатному соседу, который благосклонно принимает корзину цветов или плодов, хотя у него есть свои собственные и в большем изобилии, и лучшего качества. Малоценные вещи становятся ценными, когда их преподносят в знак почтения, уважения и благодарности. А Вы дали мне столь значительные и особые основания питать к Вам все эти чувства в наивысшей степени, что если бы они увеличивали цену того, что ими сопровождается, пропорционально своей собственной величине, то я бы смело мог похвастать, что сделал Вам самый богатый подарок, какой только Вы когда-либо получали. В одном я убежден: безусловно, я обязан искать всевозможные случаи выразить свою признательность за длинный ряд милостей, которые получал от Вас, милостей, которые велики и важны сами по
:79
себе, но становятся еще дороже благодаря той благосклонности, заботливости, доброте и другим приятным для меня обстоятельствам, которые всегда сопутствовали им. Ко всему этому Вам было угодно присоединить то, что придает еще больше веса и прелести всему остальному: Вы постоянно удостаиваете меня до некоторой степени своим уважением, уделяете мне место в своих добрых думах, я чуть не сказал — в дружеских чувствах. Ваши слова и действия, милорд, так определенно показывают это всегда, даже другим, когда меня нет, что с моей стороны не покажется тщеславным упоминание о том, что всякому известно. Но было бы невежливо не признаться в том, чему есть столько свидетелей, каждый день говорящих мне, чем я обязан Вам. Мне хочется, чтобы они с такой же готовностью способствовали моей благодарности, с какой они убеждают меня, что я у Вас в большом и все растущем долгу. Я знаю одно: я писал бы о Разуме без разума, если бы не сознавал в высшей степени ясно этого долга и не воспользовался настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать миру, в какой степени я обязан быть и в какой степени являюсь, милорд, самым почтительным и самым покорным Вашим слугой.
Джон Локк.
Дорсет-Корт, мая 24 числа 1689 г.
- Опыт о человеческом разумении
- Посвящение
- Письмо к читателю2
- Примечания
- Книга первая
- Введение
- В душе нет врожденных принципов
- Нет врожденных практических принципов
- Дальнейшие соображения о врожденных принципах как умозрительных, так и практических
- Примечания
- Книга вторая
- Об идеях вообще и их происхождении
- О простых идеях
- Об идеях одного чувства
- О плотности
- О простых идеях от разных чувств
- О простых идеях рефлексии
- О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
- Дальнейший размышления о наших простых идеях
- О восприятии
- Об удержании [простых идей]
- О различении и других действиях ума (mind)
- О сложных идеях
- О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
- О продолжительности и ее простых модусах
- О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
- О числе
- О бесконечности
- О других простых модусах
- О модусах мышления
- О модусах удовольствия и страдания
- О силах [и способностях] (of power)
- О смешанных модусах
- Г л а в а д в а д ц а т ь т р е т ь я о наших сложных идеях субстанций
- О собирательных идеях субстанции
- Об отношении
- Г л а в а д в а д ц а т ь ш е с т а я
- О тождестве и различии
- О других отношениях
- О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
- Об идеях реальных и фантастических
- Г л а в а т р и д ц а т ь п е р в а я он идеях адекватных и неадекватных
- Г л а в а т р и д ц а т ь в т о р а я об идеях истинных и ложных
- Примечания
- Книга третья
- О словах, или о языке вообще
- О значении слов
- Об общих терминах
- Об именах простых идей
- Об именах смешанных модусов и отношений
- Об именах субстанции
- О словах-частицах
- Об отвлеченных и конкретных терминах
- О несовершенстве слов
- О злоупотреблении словами
- О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений
- Примечания
- Книга четвертая г л а в а п е р в а я о познании вообще
- Г л а в а в т о р а я о степенях нашего познания
- Г л а в а т р е т ь я о сфере человеческого познания
- Г л а в а ч е т в е р т а я о реальности нашего познания
- Об истине вообще
- Г л а в а ш е с т а я об общих положениях, их истинности и достоверности
- О положениях с ничтожным содержанием
- Г л а в а д е в я т а я о нашем познании существования
- Г л а в а д е с я т а я о нашем познании бытия бога
- О нашем познании существования других вещей
- Об усовершенствовании нашего познания
- Несколько дальнейших соображений относительно нашего познания
- О суждении
- О вероятности
- О степенях согласия
- Г л а в а в о с е м н а д ц а т а я о вере и разуме и их различных областях
- Г л а в а д в а д ц а т а я об ошибочном согласии, или заблуждении
- О разделении наук
- Примечания