logo
Kurs_lektsy_po_RYa_i_KR_Brauda_N_V-2

1. Основные виды аргументов

В основе действенной речи лежат ясные аргументы и не просто аргументы, а такие, выбор которых определен ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально, тогда они убедительны. Задача оратора состоит в том, чтобы не только предложить слушателям систему аргументов в защиту идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность и ясность. Аргументы, приводимые автором, разделяются на аргументы «за» и «против». Аргументы «за» должны убедить аудиторию в следующем:

1) Что они правдивы, опираются на авторитетные источники;

2) Они доступны, просты и понятны;

3) Они максимально близки к установившимся в аудитории мнениям о справедливости;

4) Они отражают объективную реальность соответственно здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые вами позиции, точки зрения не обладают теми признаками, которые необходимы для аргументов «за». Для достижения цели – необходимы сильные аргументы. Сила аргумента – это относительное понятие, так как зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и от других факторов. Однако можно выделить ряд аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К ним относятся:

Оптимальное число аргументов при доказательстве – три. Один аргумент – это просто факт. На два аргумента можно возразить, на три это сделать сложнее. Третий аргумент – это третий удар. С четвертого аргумента аргументация воспринимается аудиторией как система, как слишком много аргументов.