3. Речевой этикет в документе
В мировой практике кроме национальных особенностей сложились устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражение признательности, способы аргументации. Речевой этикет в документе проявляется при выборе слов и словосочетаний. В синтаксисе – построение фразы и всего текста. Уже сложились такие формы обращения в официальной письменной речи:
-
Уважаемый Иван Иванович, …
-
Уважаемый Иван Иванович!
Запятая после обращения придает письму более будничный, личный характер. Знак восклицания – более подчеркивает значимость и официальный характер письма. Но в последнее время в документах, которые публикуются в прессе, все чаще вместо восклицательного знака после обращения встречается запятая, как принято в английских текстах. Но при этом сам текст письма, как принято в русском делопроизводстве, начинается с абзаца, но не с традиционной прописной буквы, как в английском языке, а со строчной.
Оттенки обращения выражают характер отношения. «Уважаемые коллеги!» - обычная форма обращения людей одной профессии. Более эмоциональный и доверительный характер – «Дорогие коллеги!». Нейтральный сухой тон подчеркивается, когда письмо начинается – «коллега». Если в письме указываются имя, отчество, а фамилия не называется, обращение приобретает личный характер. Включение в обращение фамилии адресата придает тексту вежливо-официальный характер. Формой соблюдения этикета может служить употребление вводных слов и оборотов, выражающих отношение говорящего к теме и адресату. С их помощью можно указать на связь с предшествующей перепиской и тем самым подчеркнуть внимание и осведомленность относительно затронутого вопроса («как Вам уже известно, мы очень заинтересованы …»). Вводные конструкции устраняют категоричность тона изложения и тем самым вносят непринужденность в сферу официального письменного общения. В современной официально-деловой переписке нет личного местоимения «я». Вместо «я» - «прошу», «прошу Вас». Не рекомендуется «мною решено», правильнее «я решил».
Нужно обязательно отметить, что основное требование, предъявляемое к официальному письму – объективность содержания, что обуславливает нейтральность тона изложения. В официальных письмах не рекомендуется ирония, грубость. Например, есть очевидная разница в тоне следующих выдержек из деловых писем, раскрывающих один и тот же факт.
Не следует впадать и в другую крайность: использовать вычурные обороты с выражением чрезмерной вежливости. Неуместны в деловых письмах обороты типа: «не откажите в любезности».
Необходимо отметить, что современной деловой корреспонденции скорее присуща сухость излжения, чем увлечение чрезмерной вежливостью.
Составителям служебных документов нередко приходится давать оценку действиям другой организации, объяснять собственное поведение, наказывать виновников, предупреждать и даже обвинять.
- Курс лекций по
- Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков
- Русский язык конца хх - начала XXI веков.
- Стили современного русского языка.
- Языковая норма.
- 1. Русский язык конца хх - начала XXI веков.
- 2. Стили современного русского языка.
- 3. Языковая норма
- Лекция № 2. Публицистический стиль
- Общая характеристика публицистического стиля.
- Особенности устной публичной речи:
- 1. Общая характеристика публицистического стиля.
- 2. Особенности устной публичной речи а) Роль публичной речи в современном мире
- Б) Виды публичных выступлений
- В) Общие требования к публичному выступлению
- Г) Подготовка оратора к выступлению.
- Д) Общие принципы построения публичного выступления
- Лекция № 3. Особенности устной публичной речи
- Основные виды аргументов.
- Оратор и его аудитория.
- 1. Основные виды аргументов
- 2. Оратор и его аудитория.
- 3. Восприятие а) Восприятие оратора аудиторией
- Б) Зрительно воспринимаемые элементы речи
- Г) Манера выступления
- Лекция № 4. Научный стиль
- Возникновение и развитие научного стиля.
- Особенности научного стиля.
- Структурные особенности научного произведения.
- 1. Возникновение и развитие научного стиля
- 2. Особенности научного стиля
- 3. Системы языковых средств научного стиля
- 1. Лексика.
- 2.Грамматика.
- 3. Синтаксис.
- 4. Структурные особенности научного произведения
- Лекция № 5. Официально-деловой стиль
- Общая характеристика официально-делового стиля.
- Унификация языка служебных документов.
- Формы документов.
- 1. Общая характеристика официально-делового стиля
- 2. Языковые особенности в произведениях официально-делового стиля
- 3. Унификация языка служебных документов
- 4. Формы документов
- Расположение реквизитов заявления
- Расположение реквизитов доверенности
- Лекция № 6. Официально-деловой стиль
- 1. Правила оформления документов.
- 2. Распорядительные, инструктивно-методические документы и коммерческая корреспонденция
- 3. Речевой этикет в документе
- 4. Реклама в деловой речи
- Лекция № 7. Разговорный стиль.
- Разговорный стиль в системе функциональных стилей русского литературного языка.
- Языковые особенности разговорного стиля.
- 1. Разговорный стиль в системе функциональных стилей русского литературного языка
- 2. Условия функционирования разговорной речи
- 3. Языковые особенности разговорного стиля
- 4. Норма в разговорной речи
- Лекция № 8. Невербальные средства общения
- Национальная специфика невербального общения.
- 1. Значение невербальных средств
- 2. Виды невербальных средств а) Паралингвистика
- Б) Кинесика
- В) Дистанции в общении
- 3. Национальная специфика невербального общения