Освоение ценностных понятий на уроках литературы в старших классах
Темы | Понятия-ценности | ||||
Универсальные | Нравственные | Духовные | Национальные | Религиозно-нравственные | |
|
|
| добро, | всемирная |
|
Русская | человек |
| красота, | отзывчивость, | благолепие |
картина |
|
| истина | жертвенность |
|
мира |
|
|
|
|
|
Человек | родина, |
|
|
|
|
и природа | земля | сострадание | духовность |
| покаяние |
Человек | почва. |
|
|
|
|
и земля | труд |
| память | соборность |
|
Человек |
|
| ДУХ, |
|
|
и ноосфера | вселенная |
| ноосфера |
|
|
В системе школьных уроков полилог выделяется высокой степенью коллективного созидания, активного поиска, как со стороны учителя, так и со стороны старшеклассников. Это такой тип урока, где ученик не иллюстрирует заранее заготовленную «схему», а вместе с ним, сам добивается истины. Это урок интеллектуального и духовного развития учащихся.
(Урок-мастерская)
Русский язык и литература – это не только предметы изучения, но и явления национальной культуры. В современном контексте уроков родной язык и литература могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры. Эти предметы имеют большую возможность для формирования культурологической компетенции путём погружения в предмет и межпредметной интеграции.