Культурологический аспект уроков русского языка и литературы
Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.
Филологическое образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей.
Содержание образовательной области «Языки и литература» базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, психолингвистики, литературоведении, культурологии) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа-носителя языка. [Содержание предметных областей в Стандарте нового поколения Русский язык, литература, 2009.]
Культурологический подход в методике предполагает, с одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны, формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культурологической компетенции обучающихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере. Реализация культурологического подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности: культурологический фон урока, культурологический текст, искусствоведческий текст и другие.
Приёмы и методы работы, формирующие культурологическую компетенцию:
1. Основной единицей изучения на уроках с использованием культурологического подхода является текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка и литературы интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения учеников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее экстралингвистическим путем, то есть через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего - факты культуры родного края. [Захарова, 2011.]
♦ Прочитайте текст. Дайте ему своё название. Какие ассоциации возникают у автора при слове Русь?
Русь.
Короткое – в один слог всего – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
У слова Русь много значений. Русь. Русские. Россия. Россияне. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова Русь еще одно значение. Русью светлое место зовется. Где солнышко. Да всё светлое так называют: русый парень, русая девушка; русая рожь – спелая.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя. (По С. Романовской)
Содержание многих текстов позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края, страны.
2. Позволяют реализовать задачи формирования культурологической компетенции «этимологические этюды» о словах. Национальный специфический образ культуры народа воплощен в слове, он отражает особенности сознания русского человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Это такие слова как душа, дух, святой, тоска, совесть, честь, достоинство, благородство, красота, добро, покаяние, страх, храм, смирение, гордыня, зло, память, чудо, мать, Родина, отец, Отечество. Духовная культура нашего общества не может обойтись без использования слов Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность. Эти понятия имеют воспитательный аспект: нравственно – безнравственно, добро – зло, своё – чужое, правда – ложь, покаяние – гордыня. При работе с этими лексическими понятиями важно подвести к осознанию своей мировоззренческой позиции, национальной истины: надо любить свою Родину, Отечество, семью, народ; знать «чужое» (другой народ, иную культуру) и заимствовать из другой культуры целесообразное, рациональное. Речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека. [Захарова, 2011.]
Родина
► Толкование
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.
◊ Этимология
Общеславянское слово, суффиксальное образование от слова род; исходное значение «семья», далее «место рождения» и «отчизна, отечество». Родственно словам родить, родиться, место рождения, старославянского слова родити.
☻ Однокоренные слова
Родной, родимая (сторона), родители.
☼ Синонимы
Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
◙ Пословицы и поговорки
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
3. Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культурологического характера, — обращение к проблематике русского речевого этикета. Это включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, лингвистическое обоснование стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов.
Речевой этикет - национально специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений. Речевой этикет, как элемент речевой и поведенческой культуры народа, связан с понятием языковой нормы. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
4. Использование произведений искусства (музыка, живопись) в качестве объекта исследования, описания, дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы также способствует формированию культурологической компетенции учащихся. Произведение искусства несёт в себе не только отпечаток личности автора, его индивидуальное видение мира, но и след определённой исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций, является частью национально-культурного самосознания народа. Язык и культура, соединяясь в учебном процессе, предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры. [Содержание предметных областей в Стандарте нового поколения Русский язык, литература, 2009.]
Использование произведений искусства на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию.
Слияние искусств, их взаимодополнение на уроках способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и учатся аргументированно её отстаивать.
Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями.
Формированию навыков содержательного, смыслового, стилевого анализа художественного текста на уроках литературы помогает музыка, используемая в качестве дидактического материала.
Музыка, по словам В.Чернышова, способна «открыть уста детей» ключом волшебных звуков; помогает передать многообразие смысловых оттенков слова. Загадочный музыкальный мир, взаимодействуя с миром художественного слова, развивает эмоциональную сферу ребёнка, помогает ему более полно выразить мысли и чувства. Музыка может быть помощницей и при создании творческих работ, не заменяя при этом традиционные, прекрасно зарекомендовавшие себя виды работы.
Источниками устных и письменных высказываний учащихся могут послужить музыкальные образы тех предметов речи, которые представлены в художественных произведениях. Это явления природы, предметы, времена года и т.д., способные вызвать эстетические переживания. Музыка поможет лучше понять замысел автора, характер описываемого. Однако используемые музыкальные отрывки не должны быть большими по объёму. Это позволит неоднократно прослушать музыку, а значит добиться более качественного «перевода» информации с языка одного искусства на язык другого, отыскать для этого выразительные языковые средства, предупредить возможные ошибки, - иными словами, подготовить учащихся к устным и письменным высказываниям. Кроме того, звучащая на уроке литературы музыка является своеобразной подсказкой, которая направляет воображение учащихся, создаёт определённый эмоциональный настрой.
При отборе музыкального дидактического материала учителю необязательно иметь специальное музыкальное образование, важнее ориентироваться на эстетические симпатии. Какие виды заданий могут быть предложены учащимся?
Использование музыкального фона на уроке, создающего эмоциональную атмосферу при работе над художественным произведением или эпизодом.
Сопоставление пейзажных зарисовок в музыке и художественном произведении.
Аналитическая работа по характеристике персонажей, созданных языковыми и музыкальными средствами.
Работа по осмыслению философских понятий художественного произведения. (Сравн.: рассказ Ф.Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и пьесу М.П.Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»).
Создание устного и письменного сочинения на основе музыкального произведения по теме рассказа.
Возможны и игровые формы работы с музыкой. Так, например, учащимся предлагается ролевая игра в звукорежиссёров, по условиям которой дети создают сценарий звукового сопровождения рассказа.
Подобная работа должна строиться с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учащихся. Она обеспечивается формулировками заданий, позволяющих активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность.
Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись на уроках литературы поможет постичь идейно-художественное своеобразие произведений.
В энциклопедии книжного клуба XXI века есть определение: «Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий». Литература при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись.
Работа по картинам на уроках русского языка помогает строить обучение языку, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению В.А.Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства – ещё одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира».
Работа над произведениями живописи на уроках русского языка (уроках по развитию речи) позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, - таким, каким он может стать. Раскрыть то в его личности, о чём он и сам, быть может, не знает.
Каждое из искусств вызвано к жизни эмоцией, чувством Художника и соответственно может осваиваться эмоционально, через чувство. Все это позволяет «разбудить» эмоцию через воздействие вспомогательного ряда (музыка, живопись)
Литературный ряд - |
Музыкальный ряд -| Эмоция, чувство
Изобразительный ряд -|
Разбуженная эмоция рождает состояние готовности к творчеству, к образному мышлению.
Результаты работы:
учащиеся эмоционально воспринимают текст, задумываются над проблемами, затронутыми авторами произведений;
дают адекватную оценку поведению героев;
умеют сравнивать, сопоставлять;
рецензируют ответы одноклассников;
владеют литературоведческими понятиями.
научены соотносить общечеловеческое (вечные темы) с конкретно-историческим (реалии нашей сложной истории);
умеют аналитически мыслить, синтезировать, обобщать, сравнивать;
свободно выходят на диалог с учителем, авторами, одноклассниками;
тонко чувствуют лирическую ткань текста;
умеют выполнять творческие работы разных жанров.
(Фрагмент урока)
5. Эмпатический диалог.
Культурологический аспект преподавания литературы создает все условия для организации особого урока-диалога, ядром которого является осмысление и постижение учащимися высших ценностей, символов, идеалов в контексте изучаемых художественных произведений. Это уроки особого психологического резонанса, уроки-открытия, уроки-прозрения, на которых новое поколение учится думать о вещах вечных и серьезных. Каждое новое понятие осмысливается учениками сквозь призму приобретенного багажа знаний, без которого невозможен духовный контакт собеседников.
Духовное общение на уроках литературы в среднем звене требует эмпатического диалога, в русле которого идет постижение ключевых ценностных понятий-величин на материале художественного произведения. «Постижение эмоций и мыслей другого человека в форме сопереживания и сочувствия принято определять эмпатией». Именно эмпатический диалог является первой ступенью духовного общения на уроках литературы.
Литературная беседа, насыщенная и усложненная этическими размышлениями и поисками, - это уже урок более высокой ступени ценностной ориентации, направленной на обогащение духовного мира читателя-подростка. В ходе таких уроков формируются первые навыки этического размышления, идет накопление нравственных знаний учащимися. Такой урок должен начинаться с побуждения к этическому размышлению. Сформулировав нравственную задачу, словесник ведет школьников к истине. Он точно должен знать, какие нравственные понятия-величины войдут в орбиту анализа на уроке эмпатического диалога, в какой последовательности будет проходить их осмысление.
Эмпатическое понимание является важнейшей стороной нравственной рефлексии учащихся в подростковом возрасте. Необходимо стимулировать эмпатические реакции ребят, ибо они способствуют формированию ценностного сознания учащихся.
Эмпатический диалог как урок духовного общения в средних классах является сотворчеством словесника и учащихся в плоскости открытия и постижения ключевых универсальных, высших и национальных понятий-ценностей и доминантных символов культуры на материале литературного произведения, имеющих важное значение для становления миропонимания и обогащения нравственного мира подростка. На этих уроках происходит сближение, сопонимание, соприкосновение участников эмпатического диалога, взаимопроникновение без потери своего личностного взгляда на мир. Проникнуть в мир героя литературного произведения, постичь его чувства и мысли невозможно без эмпатического понимания, которое включает в себя не только проникновение учащихся в мысли и чувства героя, но и умение видеть и определять ценностный мир его и автора произведения. Поскольку у читателя-подростка жизненный опыт находится на стадии становления, он только открывает для себя ценностный мир бытия, то эмпатическое понимание идет с опорой на постижение понятий-ценностей, без которых немыслимо подлинное и сопереживание и сочувствие читателя-подростка. В среднем звене на уроках эмпатического диалога идет целенаправленный процесс формирования национального самосознания учащихся.