logo
Адамян ВКР (3)

1.1 Понятие информационно-коммуникативных технологии

Информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения предполагают взаимодействие (диалог, дискуссия) любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов, предполагающее активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.

Информационно-коммуникативные технологии, предназначены для общения миллиардов людей, как на больших расстояниях, так и на малых. В образовательном процессе с использованием информационно-коммуникативных технологий субъектами выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного обучения является электронная почта, блоги, телеконференции, диалоги в режиме реального времени, социальные сети, чаты и др.

Коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода (Г.Г. Почепцов).

Для передачи информации между различными сообществами «Ученики», «Преподаватели» т.е. между участниками образовательного процесса и организациями, поддерживающими образовательный процесс информационным материалом (С. Н. Поздняков), создаются и используются учебные материалы на основе информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий в образовании требуют применения педагогических методов на основе коммуникаций "многие - многим". Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как блоги, которые позволяют всем участникам обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность, с помощью портальных технологий создавать образовательные ресурсы в интерактивном режиме общения.

Компьютерно-опосредованные коммуникации (взаимодействие по схеме человек-компьютер-человек) позволяют активнее использовать такие методы обучения, как on-line дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы номинальной группы, форумы и другие.

Современная концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в качестве среды обучения берет начало от первой компьютерной сети (Д. Ликлидер, Р. Тейлор). В сети Интернет опосредованное взаимодействие можно представить как обмен сообщениями с помощью Интернет-технологий (А.Д. Ханнанов), в виде следующих моделей взаимодействия: обмена электронными сообщениями между двумя пользователями блога (один к одному); обмен электронными сообщениями в списке рассылки по тематическим блогам (многие ко многим); обмен сообщениями между пользователями и авторами блогов (многие к одному и один ко многим).Есть так же и много других способов общения через Интернет, таких как телеконференции, чаты, форумы и другие коммуникативные технологии, позволяющие взаимодействовать в сетевом пространстве в режиме диалога. Исследование Интернет-общения позволяет разделить способы общения в сети по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты, социальные сети и форумы, наименее интерактивными — e-mail и блоги. При общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где люди общаются on-line, то есть человек, получив сообщение, моментально отвечает на него и получает ответ. Стоит отметить, что в блогах общение происходит вокруг определенного предмета или же темы, в то время как чат, своей темы не имеет. Тем не менее, в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как блоги чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, они более познавательны в образовательном направлении.

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей, в нашем случае, с помощью блогов:

во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах;

во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации;

в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения;

в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.

Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета, особых правил общения.

В последнее время происходит ускоренное обновление образовательных технологий. Информационные технологии стремительно входят в систему образования, причем они оказывают существенное влияние на методологию образовательного процесса. Например, одним из наиболее ярких проявлений этого проникновения служит открытое образование, основанное на технологии дистанционного обучения. Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний на базе технологий дистанционного обучения. Это - непрерывное, гибкое, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого ( А.Н. Панских).

Познание с помощью блогов базируется на опосредованном и прямом интерактивном взаимодействии преподавателя с аудиторией. Прямое интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся, реализующее идею расширения аудитории, создает виртуальную аудиторию, которая помогает виртуально сократить расстояние между учителем и учеником. Нет необходимости в одно и то же время, в единой точке пространства собирать вместе обучаемых и преподавателя. Достаточно создать блог и иметь выход в Интернет.

Вторым способом обеспечения интерактивности учебного процесса служит опосредованное взаимодействие преподавателя с учащимися, используя электронные учебно-методические комплексы, электронную почту. Происходит трансформация традиционной учебной аудитории, создающая предпосылки для реинжиниринга учебного процесса.

Обучение должно быть там, где студенты проводят больше всего времени. В сегодняшних условиях - онлайн. А если учесть, что социальные сети пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.

Одно из определений понятия "социальная сеть" в Википедии выглядит следующим образом: социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Социальной сети присуще некоторые принципы:

1. Идентификация — возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.

2. Присутствие на сайте — возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.

3. Отношения — возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.

4. Общение — возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети.

5. Группы — возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.

6. Репутация — возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.

7. Обмен — возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами, например, фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.

Вышеперечисленные принципы позволяют преподавателю создать свой виртуальный учебный класс. Для организации работы есть возможность использовать любую, уже действующую, социальную сеть (например, Facebook, ВКонтакте) или построить свою. (О конструкторах социальной сети я расскажу чуть позже, в своем следующем сообщении).

А преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки следующие:

• привычная среда для учащихся;

• в социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией;

• технология вики позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

• возможность совместной работы;

• наличие форума, стены, чата;

• каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;

• активность участников прослеживается через ленту друзей;

• удобно использовать для проведения проекта;

• подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.

Конечно же, существует и ряд проблем, связанных с использованием социальной сети при обучении. Например, отсутствие сетикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ - компетенций преподавателя. И, конечно же, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

В процессе обучения иноязычному письменному общению с использованием информационно-коммуникационных технологий реализуется следующий ряд задач:

• концентрируется потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

• обеспечивается целенаправленное создание, развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

• создаются условия для того, чтобы студент мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;

• организовывается разностороннее взаимодействие, обмен знаний и мнений в образовательной среде.

Нам удалось выделить следующие подходы в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в понимании обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникативных технологий: системно-целостный, целевой, сетевой, дистанционный, информационно-аналитический, системно - деятельностный, герменевтический, коммуникативный, представляющие несомненную теоретическую ценность для построения методологической основы нашего исследования.

Системно-целостный подход в исследовании информационных технологий в образовании позволяет выявить благоприятные условия для создания новых обучающих средств и методик. Несомненным достоинством технологии образовательного блога является индивидуальный темп обучения и вариативность представления учебного материала. Современная практика использования информационных технологий в образовании показывает наличие больших противоречий между системным характером педагогического процесса и разрозненными, зачастую методически и методологически необоснованными попытками разработки и внедрения средств информационных технологий в образовательный процесс, не учитывающими вопросы обеспечения целостности и преемственности этого процесса.

Целевой подход предполагает формулирование конкретных целей обучения и последующую проверку их достижения. Четкое определение целей обучения (что должны знать и уметь обучаемые по окончании обучения) позволяет довести компетентность персонала до необходимого уровня в кратчайшее время.

Программно-целевой подход - это такой подход, при котором разработчик ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование древа целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы.

Сетевой подход. «Сеть - то, что позволяет объединить в принципе разнородные вещи: структуру замкнутого учреждения и свободные формы общения и коммуникации». Сеть - совокупность институциональных организаций или субъектов, занимающихся сходным типом деятельности и не связанных напрямую иерархией соподчиненности (административными связями). Смысл сетевого подхода, с нашей точки зрения, в следующем: нет жесткой иерархии субъектов образовательной деятельности. Определение функционала происходит каждым субъектом самостоятельно, исходя из собственных предпочтений (мотивация к последующему его выполнению определяется главным образом ответственностью за принятые обязательства перед самим собой и сообществом), запускаются механизмы внутренней концепции движения. Желание вступить в кооперацию определяется увеличением ресурса деятельности для каждого субъекта (ресурса интеллектуального, организационного, коммуникационного, материального).

Системно-деятельностный подход. Наиболее разработанным в педагогической науке является системно-деятельностный подход. Его описание и функционирование представлено в трудах В.П.Беспалько, В.А.Дмитриенко, М.Б.Ракитова, В.М.Сагатовского, В.Н.Садовского, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Системно-деятельностный подход требует выделения методологической культуры из общей.

На протяжении долгих лет осуществляется внедрение и совершенствование информационных технологий в образование по следующим направлениям: научное обеспечение учебного процесса на базе новых информационно-коммуникативных технологий, организационно-методическое обеспечение процесса обучения, методология использования компьютерных средств обучения, компьютерные средства обеспечения учебного процесса, компьютерные средства информационного обеспечения, инструментальные средства создания компьютерных обучающих систем.

Повсеместное использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения способно объединить в одно целое теорию, практику и контроль знаний, что позволяет организовать учебный процесс в соответствии с новыми требованиями, реализующими ситемно-деятельностный подход и направленными на учет индивидуальных особенностей обучаемого.

Герменевтический подход позволяет выявить скрытые, неявные смыслы авторских наработок. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, не заявленных прямо в тексте работы, а так же выявление исторически верных смыслов, используемых автором терминов и понятий, и отнесение его научных идей к исследуемым научным проблемам.

Коммуникативный подход. Результатом успешного развития любого общества является создание новейших информационных технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой - особенностями виртуальной коммуникации. Эта новая форма общения вызывает интерес у многих психологов (Н.В. Зорина).

Стоит отметить, что коммуникация - основной вид деятельности в Интернет-пространстве. Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной сферы в невербальную и наоборот. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. Для коммуникации существенен переход от говорения «Одного» к действиям «Другого». Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. (Г.Г. Почепцов) В современной культуре наблюдается усиление значимости и усложнение форм кодового взаимодействия между людьми внутри социальной системы. Уровень развития коммуникативных систем и каналов связи, интенсивность информационных процессов принято рассматривать как меру корпоративной организации общества (Н. Мечковская).

Именно в образовании на первый план выходят коммуникации в форме личных контактов: ведь сам образовательный процесс - это всегда общение личностей. Общение определяется в педагогике как «целенаправленное адекватное коммуникативное влияние с целью достижения оптимального результата при решении профессиональных задач путем многопланового, многогранного интерактивного и рецептивного взаимодействия в ходе взаимообмена личностной и социально значимой информацией». (Т.В. Татьянина) Один из типов стиля общения - демократический – при котором участники образовательного процесса обмениваются информацией, непосредственно контактируя друг с другом. Коммуникативный подход или прямой подход в образовательном процессе предполагает взаимодействие без посредников. Коммуникативный метод рассматривается как наиболее эффективный путь формирования навыков в образовательном процессе. Когда участники образовательного процесса разделены расстоянием, может показаться, что данный подход не может быть использован даже с применением телекоммуникационных технологий с той степенью интерактивности взаимодействия, которое присутствует в имеющихся портальных разработках. Для эффективности использования данного метода необходимо повышать степень интерактивности взаимодействия. Существующие образовательные блоги собирают образовательные статьи на своих страницах, структурирует их по определенным признакам. Исследования и практический опыт использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе показывает, что при использовании данных технологий должно быть обеспеченно максимум интерактивности и коммуникативности при размещении ресурсов и взаимодействии участников образовательного процесса.

Дистанционный подход основывается на теории дистанционного обучения основанного на использовании компьютерной сети. В дистанционном образовании не существует традиционного общения участников образовательного процесса. В этом случае необходима система компенсационных мер, разработка и внедрение сетевых технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме. Разработка методик и рекомендаций взаимодействия в образовательном пространстве, построенном на основе телекоммуникационных технологий. На современном этапе, с точки зрения международной интеграции в образовании, развитие дистанционного обучения вызывает наибольший интерес. Использование этого типа обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с выдающимися представителями науки, образования и культуры.

Цель дистанционного обучения можно определить как способ «сделать возможным для каждого учащегося в любом месте изучить программу любого колледжа или университета. С глобальной точки зрения, дистанционное образование позволит как бы «перешагнуть» через многие нынешние трудности и проблемы мирового образования, создавая новый, более эффективный фон для его постепенного превращения в цельную и взаимосвязанную систему. Но существует большая проблема с созданием, размещением и поддержкой подобных ресурсов, в частности блогов, хотя и существует немало бесплатных серверов.

Названные нами выше формы общения, в связи с опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников общения в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В сети Интернет в результате в большинстве случаев физической непредставленности партнеров друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных теми характеристиками партнеров, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.

Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален. Сеть позволяет размещать массу некорректной информации, зачастую, не только неинформативной, но вредной для образовательного процесса.

Другое важное следствие отсутствие представления физического облика человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору, не соответствующее действительности. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете. Действительно, в текстовом общении в сети люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Тот факт, что в Интернете люди создают себе некие «виртуальные личности» порождает дополнительные возможности для изучения идентичности.

Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете — отражение изменений структуры идентичности человека является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, игру, общение с помощью блогов) в Интернете. Культура общения в среде блогов обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности. Проблема больше психологическая, исследование влияния Интернет-пространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение, опосредованное компьютером»), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет», «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»), М.С. Шевченко («Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении») и др.

Современный процесс информатизации ведет к интенсификации развития профессиональной деятельности. Этот процесс откладывает свой отпечаток на образовательные технологии, вызывая необходимость ставить и решать проблемы эффективного взаимодействия как наиболее актуальные и перспективные для современной теории и практики обучения специалистов. Информационный потенциал сегодняшнего общества определяется не только уровнем развития техносферы, но и уровнем информационной культуры специалистов. Наступивший XXI век принято называть веком информации, гибких технологий и научных знаний. Поиск форм эффективной коммуникация составляет основу преобразований в современном обществе.

Устраняя неудобства в преодолении пространства, времени, условностей формы изложения идеи, современные информационные системы создают условия для дополнительных возможностей контакта между людьми. Информационное пространство можно разделить на находящихся за экраном (производителей массмедийных продуктов и услуг), и располагающихся перед экраном (потребителей этих продуктов и услуг). Создавшаяся коммуникативная ситуация диктует жесткие условия: в нашем мире одинаково необходимо быть грамотным пользователем разнообразных информационных технологий и быть образованным.

Содержательную сторону информационных процессов мы видим в формировании открытого информационного образовательного пространства. В этих условиях проблема выявления новых способов эффективной коммуникации как процесса интенсивного обмена идеями, образами, впечатлениями становится одной из самых актуальных и перспективных.

Теоретические аспекты взаимодействия в виртуальном пространстве разрабатывались на основе работ современных социологов, известных теоретиков коммуникационной и корпоративной культуры, специалистов в области образования. Среди них можно назвать имена В. Емелина, В. Спивака, Т. Парсонса, Г. Ильина, О. Матьяш, М. Кастельса, Т. Еременко и т.д. Сегодня для большинства исследователей, очевидно, что Интернет - не такой простой инструмент, как казалось несколько лет назад. Для того чтобы получить какую-либо пользу от обращения к нему необходимо хорошо понимать специфику среды, в противном случаемы рискуем не понять его истинной цели, того, зачем мы его используем.

Потенциал использования информационно-коммуникативных технологий как средства обучения письменному иноязычному общению определяется технологическими характеристиками самой информационно-коммуникативной среды, применительно к образованию обычно рассматривают с точки зрения выполняемой ею роли в образовательном процессе: компьютер как наставник, инструмент, источник ресурса, технологии взаимодействия с позиции ее использования в образовательном процессе на их основе. Можно выделить следующие источники: телеконференции, форумы, электронные библиотеки, электронные журналы, образовательные сайты, образовательные порталы, технологии взаимодействия: электронная почта, веб-чаты, служба мгновенной почты, блоги и др. Для эффективного обучения характерны следующие признаки: наличие обратной связи, интерактивность, средства выражения сообщений (устно, письменно, графика, мультимедиа), наличие и разнообразие качественного ресурса. Чем больше возможностей дают Интернет-технологии, тем они более эффективны с точки зрения обучения иноязычному общению.

Исходя из наблюдений, сложность преодоления недостатков про¬цесса информатизации образования заключается в том, что, нужно уделять значительно больше внимания разработке методик обучения иноязычному общению с помощью телекоммуникаций, сетевых технологий. Поэтому разработка технологий и упражнений по обучению иноязычному общению на основе информационно-коммуникативных технологий значительно повысит эффективность образовательного процесса и качество образования в целом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. При этом мы сталкиваемся с рядом задач, которые необходимо решить: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения, создание и размещение в сети Интернет образовательных ресурсов и т.д., определяющих этапы процесса модернизации.

Человек в современном компьютерном образовании - это субъект способный к самостоятельному поиску информации, инновационному мышления, деятельностному подходу личностно и социально значимых проблем и их решению. В современных условиях, где меняется структура и методика образования, компьютеризация это - один из самых действенных способов избежать обезлички, ориентирующая на создание активной позиции обучающегося.

Процесс развития глобальных сетей существенно изменил представления о возможностях передачи информации. Можно выделить две группы каналов связи в традиционных педагогических системах: первая - передача информации от обучающего к обучаемому, вторая — в помощью методик преподавания, самостоятельного получения информации обучаемым. Сети создали третью группу каналов, обеспечивающих деятельность в опосредованной среде. Возникла необходимость анализа виртуальной образовательной среды с использованием методов теории систем, так называемый системный подход и анализа деятельности всех субъектов образовательного процесса, использующего телекоммуникационные технологии, т.е. деятельностный подход.

Отличительной особенностью использования компьютера в обучении иноязычному общению является возможность организации учебного диалога с помощью интерактивных компьютерных технологий. При наличии телекоммуникационного канала, компьютер может выступать как посредником между преподавателем и студентом и брать на себя часть учебного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями обработки информации, представленной в любом электронном варианте. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет, возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций, возможность передачи информации в любом виде и любого объема. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, разработка технологий и инструментов взаимодействия должно быть основой программы информационного развития образовательной среды, повышения квалификации преподавателей в области информационных технологий.

Использование веб-структур для интерактивного взаимодействия в телекоммуникационной среде усложняет образовательный процесс из-за отсутствия технологий для интерактивного взаимодействия, а так же из-за отсутствия навыков работы в режиме on-line, что позволяет говорить о необходимости развития комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах: человек - компьютер - веб-пространство - человек.

Накопленный опыт освоения телекоммуникационных технологий в образовании показывает, что невозможно автоматически и полностью перенести имеющиеся коммуникативные навыки из традиционной в электронную среду, ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются в образовательном процессе или имеют другую направленность.

Изменение привычного восприятия пространства и времени при использовании телекоммуникационных технологий, освобождение от сдерживающих факторов времени и места основаны на технической возможности сохранять сообщения в необходимом структурированном виде до момента обращения к ним, наличие удобного для пользователя интерфейса и системы навигации, позволяет развивать интерактивную составляющую взаимодействия в образовательном процессе, полностью используя потенциал научно-образовательных порталов.