Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Институт иностранных языков
Кафедра английской филологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по теории и методике обучения иностранным языкам:
«Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ»
И «Допущена к защите» Протокол №________от__________ Заведующий кафедрой Карасик В.И., докт. филол. наук, профессор _________________________
Адамян Вера Александровна,
студентка группы АИ-511
_______________________
Научный руководитель
Мещерякова Елена Владиленовна,
докт. пед. наук, профессор
_______________________
Рецензент
Столярчук Людмила Ивановна,
докт. пед. наук, профессор
______________________
Волгоград – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы обучения английскому языку с помощью информационно-коммуникативных технологий………………………….….10
1.1 Понятие информационно-коммуникативные технологии……………10
1.2 Особенность обучения письменному иноязычному общению………27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….33
Глава 2. Практические основы обучения английскому языку с помощью информационно-коммуникативных технологий……………………….…….35
2.1 Обучение письменному общению с помощью блогов…………….….35
2.2 Комплекс упражнений…………………………………………………...49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………….59
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………….………………………………………….67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время использование компьютерных технологий и мультимедиа значительно увеличилось, а значит, существует необходимость более интенсивного внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранному языку. В свою очередь повсеместное использование высокотехнологичного учебного процесса должно благотворно повлиять на качество образования в целом, а так же на развитие единой образовательной информационной среды. В настоящее время российская образовательная система находится на пороге массового проникновения в учебную жизнь электронных ресурсов, дистанционного обучения, Интернета, что в свою очередь, способно благотворно повлиять на развитие единой образовательной информационной среды и проблему педагогического взаимодействия в ней.
Время обучения значительно сокращается за счет использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку без потери качества. Для того, чтобы расширить информационную образовательную среду, упростить поиск и обработку информации, обеспечить доступ к значительному количеству образовательных сетевых Интернет-ресурсов, что в свою очередь позволяет нам рассматривать Интернет и мультимедиа не только как источник развлечений, но и как структуру непосредственного взаимодействия человек-компьютер в направлении освоения информационно-коммуникативных технологий, их эффективного применения в качестве средства педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, как в классе, так и за его пределами, активно разрабатываются различные программы и технологии, позволяющие расширить.
Не так давно развитие информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку получило поддержку государства, в федеральной программе по внедрению компьютерных технологий в процесс обучения и повсеместной компьютеризации школ, это и позволяет с большей уверенностью говорить об эффективности процесса обучения с использованием компьютерных технологий.
Не смотря на то, что проблема сравнительно молода, в нашей системе образования, в ее решении участвует немалое число педагогов, занимающихся профессиональной подготовкой специалистов (Н.Е. Астафьева, Е.П. Велехов, В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.С. Леднев, Н.К. Сергеев и др.); применение в качестве средства обучения интерактивных (интеллектуальных, мультимедийных) обучающих систем человеко-компьютерного взаимодействия (В.Н. Агеев, Г.А. Атанов, Т.К. Смыковская и др.); развитием единого образовательного виртуального пространства (В.И. Солдаткин, С.Л. Лобачев, И.Н. Розина, И.Н. Андреев, В.В. Лаптев и др.); проблемами информатизации образования (А.А. Воронин, Э.П. Макаров и др.).
В тоже время существует целый ряд проблем, непосредственно влияющих на использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения иностранному языку. К ним можно отнести, во-первых, недостаточное федеральное финансирование, так как со стороны региональных центров проблему в целом по стране решить очень трудно, что должно способствовать созданию общей межрегиональной образовательной системы. А во-вторых, использование информационно-коммуникативных технологий, на сегодняшний день является инновационной технологией, и в сфере образования освоение данных технологий идет достаточно медленно, а так же процент преподавателей и студентов, использующих информационно-коммуникативные технологии низок.
Исходя из этого, авторам проектов предлагается разработка и внедрение технологии, которая способна максимально упростить осуществление педагогического взаимодействия студентов и преподавателей на основе информационно-коммуникативных технологий. Мы считаем, что необходимы технологии педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в информационно-коммуникативной среде.
Сейчас существует несвязанная совокупность факультетских, кафедральных и других сайтов и порталов не способные организовать учебный процесс. Это значит, что перед нами стоит задача, создать такую структуру, при которой все ее части имели возможность непосредственно взаимодействовать, что позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса.
Цель исследования – заключалась в теоретическом обосновании и практической разработке методики обучения иноязычному письменному общению на основе информационных технологий.
Объектом исследования являлся процесс обучения иноязычному письменному общению на основе информационно-коммуникативных технологий.
Предметом исследования являлись информационно-коммуникативные технологии как средство обучения иноязычному письменному общению.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
1. Уточнить понятие информационно-коммуникативные технологии применительно к процессу обучения письменному иноязычному общению.
2. Уточнить особенность методики использования информационно-коммуникативных технологий.
3. Создать комплекс заданий по обучению иноязычному письменному общению на основе информационно-коммуникативных технологий.
4. Провести апробацию комплекса заданий направленных на обучение иноязычному письменному общению на основе информационно-коммуникативных технологий.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что существует возможность повышения эффективности и качества образования, если:
— выявлены методологические основы, позволяющие профессионально подготовить студентов как участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию в образовательном пространстве посредством информационно-коммуникативных технологий;
— образовательное пространство способствует взаимодействию в информационно-коммуникативной среде в интерактивном режиме;
— выявлены и реализованы факторы, расширяющие потенциал образовательного пространства в телекоммуникационном сетевом информационном поле;
— участники образовательного процесса уверенно чувствуют себя в информационной среде, эффективно используют ресурсы информационно-коммуникативного пространства в образовательном процессе;
— разработаны и экспериментально апробированы упражнения для обучения иноязычному общению с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Общую методологическую основу исследования составили важнейшие положения философии, педагогики, психологии, информатики, математики о телекоммуникационных технологиях как средстве педагогического взаимодействия, взаимозависимости и взаимосвязи человека с окружающим миром, информационно-образовательного пространства, социокультурной средой; о взаимодействии субъектов информационно-образовательного пространства; о информационно-коммуникативных технологиях как средстве, развивающем личность; о роли информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, бази-рующихся на целостном, целевом, сетевом, системно-деятельностном, информационно-аналитическом, социокультурологическом, герменевтическом и коммуникативном подходах; длительным характером исследования; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного методов; статистической значимостью; контрольным сопоставлением полученных результатов с педагогическим опытом.
Стратегия подготовки учащихся как участников образовательного процесса к педагогическому взаимодействию в информационно-образовательном пространстве посредством сетевых технологий. Так, разработка и создание информационно-коммуникативных программ опирается на ряд подходов:
— целостный поход, определяет интегративность системы подготовки студентов к взаимодействию в сетевом информационном образовательном пространстве;
— целевой подход к созданию информационно-комуникативной технологии, стимулирующей разработку и создание образовательных ресурсов;
— системно-деятельностный подход, присущий образовательному процессу, определяющий взаимодействие участников образовательного процесса, поэтапную, системно-структурированную организацию учебного-методического материала;
— сетевой подход, который основывается на личном опыте и инициативе взаимодействующих субъектов в информационно-образовательной среде, при этом каждый самодеятелен, но считает важным кооперироваться, договариваться, взаимодействовать с другими субъектами;
— информационно-аналитический подход, определяющий анализ создаваемых учебно-методических электронных ресурсов;
— социокультурологический подход, характеризующий культуру, как связующее звено между участниками взаимодействия в образовательном пространстве;
— герменевтический подход, интерпретирующий и формулирующий свойства электронной среды взаимодействия различными участниками образовательного процесса;
- коммуникативный подход, выполняющий когнитивно-информационную функцию, способствующую пониманию и принятию другого.
Теоретико-методической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблемам: 1. информационно-коммуникативным технологиям, 2. обучению иностранному языку, 3. общению и коммуникационному взаимодействию.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Для решения поставленных задач, использовались следующие научно-исследовательские методы:
• коньюктивно – обобщающий.
• изучение отечественной и зарубежной литературы по лингвистики, психолингвистики, педагогике, психологии, педагогике, информационно-коммуникативных технологий и методики обучения иностранному языку.
• изучение передового педагогического опыта.
• анализ существующих учебных материалов.
• анализ теории и практики обучения.
Диагностические методы: 1. Анкетирование, 2. Непосредственное и опосредованное наблюдение практических занятий.
Экспериментальные методы:
1. Тестирование.
2. Хронометрирование (записи по времени).
3. Проведение опытного обучения.
4. Анализ письменных работ.
Математические методы:
1. Статистическая обработка экспериментальных данных.
2. Сравнительный анализ эмпирических данных
Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в ряде комплексных упражнений. Основные положения работы докладывались и получили одобрение на научной конференции в Волгоградском государственном педагогическом университете.
Комплекс упражнений находится на стадии внедрения. Упражнения прошли рабочую эксплуатацию при участии учеников десятых классов МОУ гимназии №5 .