logo
7 Дискурс

7.3 Микроструктура и макроструктура дискурса. Единицы дискурса. Методы анализа дискурса

Существуют разные уровни структуры — макроструктура(глобальная структура), и микроструктура,(локальная структура).

В противоположность макроструктуре, микроструктура дискурса — это членение дискурса на минимальные составляющие - предикации, или клаузы. =>Дискурс это цепочка клауз.

Текст (дискурс) - упорядоченная структура. Связность в дискурсе (его когерентность) - передача информации о данной ситуации (объекте, субъекте, явлении и т.д.) из одного фрагмента дискурса в другой. Различные способы связности в дискурсе:интонационно-ритмический, логический, семантический, формально-грамматический.

Компоненты дискурса

Пропозиция – это семантический инвариант общий для всех членов модальной (относящейся к действительности) и коммуникативной парадигмы предложений и производных от предложений конструкций. пропозиция – то, что говорится или утверждается данным предложением в повествоват. наклонении.

John (1) gave (4) me (2) a book. Will you give (4) me (2) a book, John(1)? John (1) doesn't give (4) me (2) a book.

Пропозицией являются те компоненты высказывания, которые истинны всегда, даже если высказывание является ложным.

Референция – отнесенность включенных в речь имен, именных выражений и их эквивалентов к объектам действительности.(Н-р: один мой друг) речь о предмете, известном только говорящему (интерпродукция). Анализ дискурса рассматривает референцию не как однонаправленное действие говорящего или пишущего, игнорирующее интерпретативный шаг со стороны слушающего, а как коллективное действие всех участников общения, использующее подходящие языковые знаки для указания на включенный в высказывание объект и установления взаимопонимания.

Анафора – использование языковых выражений, которые могут быть интерпретированы только лишь с учетом другого, как правило предшествующего фрагмента текста. (например: Космонавт вернулся на борт станции. Он (анафора) сообщил, что чувствует себя нормально).Анафорическую функцию выполняет местоимение 3-го лица, указательные местоимения и относительные

Тема – это то о чем идет речь (в самом общем смысле), Это — основной предмет исследования, описания, рассказа, разговора и пр. Тема высказывания определяется интуитивно. Рема — то новое, что содержится в данной теме, в конкретном докладе, выступлении, речи.

Порядок слов, линейная последовательность слов и словосочетаний в выражении естественного языка, а также закономерности, характеризующие ее. Изменение порядка может выражать актуализацию, т.е. указывать на те компоненты значения, которые наиболее актуальны для говор и слушающего. В русском языке порядок слов является одним из средств выражения так называемого актуального членения предложения, т.е. его деления на тему (исходный пункт сообщения) и рему (сообщаемое), ср. [Отец пришел]тема [в пять часов]рема и [В пять часов]тема [пришел отец]рема.

Предикация - акт создания пропозиции — соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами (предикатом и его актантами). Цель и смысл предикации — отразить актуальное состояние объекта/субъекта (событие, ситуацию действительности).

Просодия предложения (фразовая интонация) Интонация - совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и фонации (качества голоса). Предложение может распадаться на более мелкие компоненты — фонетические синтагмы, которые соответствуют синтаксическим или смысловым его частям.

Иллокутивный акт- выражает намерение другому лицу, намечает цель. По сути дела, такого рода акт - это выражение коммуникативной цели. Например, «Он побуждал меня застрелить ее». (по Остину)

Иллокуция - часть речевого акта, прагматический компонент смысла высказывания, отражающий коммуникативную установку говорящего ("Закрой дверь, пожалуйста"; "Не закроешь ли дверь?". Иллокуция - просьба закрыть дверь) Это приказание, обещание, утверждение, вопрос и т.п.

Макроструктура дискурса. (топик, сценарии, схемы, фреймы, абзац, границы реплик в диалоге).

Макроструктура дискурса — это членение на крупные составляющие: эпизоды в рассказе, абзацы в газетной статье, группы реплик в устном диалоге и т.д.

Между крупными фрагментами дискурса наблюдаются границы, которые помечаются относительно более длинными паузами (в устном дискурсе), графическим выделением (в письменном дискурсе), специальными лексическими средствами (такими служебными словами или словосочетаниями, как а, так, наконец, что касается и т.п.). Внутри крупных фрагментов дискурса наблюдается единство — тематическое, референциальное (единство участников описываемых ситуаций), событийное, временное, пространственное и т.д.

Т. ван Дейк: макроструктура — это обобщенное описание основного содержания дискурса, которое адресат строит в процессе понимания.Макроструктуры суммируют информацию, которая удерживается в течение длительного времени в памяти людей, услышавших или прочитавших некоторый дискурс. Построение макроструктур слушающими или читающими — это одна из разновидностей так называемых стратегий понимания дискурса.

При вербализации опыта люди пользуются стереотипными представлениями о действительности, фоновыми знаниями - "фрейм" и "сценарий". "Фрейм" в большей степени относится к статическим структурам (модель квартиры), а "скрипт=сценарий" — к динамическим (поездка на дачу или посещение ресторана).К топику дискурса относится все то, о чем говорится в этом дискурсе, но не все элементы топика активны в каждый момент дискурса.

Абзац — отрезок письменной речи между двумя красными строками, единица членения, промежуточная между фразой и главой, служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент.

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалогов, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин - основная часть - концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый день!) или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Хорошая сегодня погода). Следует заметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).

Минимальные единицы дискурса: диалогическое единство, прагматическая валентность.

1980-е годы: У.Манн и С.Томпсон создали Теорию риторич. структуры, в ней предложили подход к описанию макро- и микроструктуры дискурса. ТРС основана на предположении, что любая единица дискурса связана хотя бы с одной другой единицей этого дискурса с помощью риторических отношений (осмысленные связи).

Единицы дискурса могут быть от максимальных (составляющие целого дискурса) до минимальных (отдельные клаузы).

Дискурс устроен иерархически, для всех уровней иерархии используются одни и те же риторические отношения. Риторические отношения (их>20): последовательность, причина, условие, уступка, конъюнкция, развитие, фон, цель, альтернатива и др.

1)Дискурсивная единица может играть в риторич. отношении роль ядра или сателлита.

#/Иван вышел рано/(-главн.часть=ядро), чтобы не опоздать на встречу/(завис.часть=сателлит) - риторическое отношение цели; (как правило отнош ассиметр. и бинарны).

2)Симметричные и не обязательно бинарные отнош., соединяют два ядра.

#Морж – морское млекопитающее. Он живет на севере.

ТРС позволяет представлять дискурс в виде сетей дискурсивных единиц и риторических отношений. Для одного и того же текста может быть построен более чем один граф (представление в виде точек-узлов, связанных дугами-отношениями) риторической структуры.

Особенности диалога связаны с тем, что возникает он в результате спонтанной речи собеседников, происходящей в определенных условиях. Размеры диалога безграничны. Однако фактически каждый диалог имеет начало и конец.

Единица диалога - диалогическое единство (Шведова). (Реплика – стимул и реплика – реакция составляют диалогическое единство. Вопрос – утверждение).

Реплика имеет двуплановый характер: совмещает значения акции и реакции. В состав диалога входят переплетающиеся или параллельные реплики нескольких лиц. По этому принципу выделяют разные типы диалога (парный диалог, параллельный диалог, полилог).

При исслед. диалога нужно учитывать цели и предмет высказываний, степени подготовленности говорящих, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному, конкретной обстановки общения.

Методы анализа дискурса (формальный, социологический психолингвистический, культурологический, когнитивный, логико-грамматический, коммуникативно-прагматический, экспериментальный, типологический).

Понятие «дискурс» - одно из самых интенсивно применяемых в современной гуманитаристике, политических, масс-медийных и деловых кругах. Понятием «дискурс» сегодня оперируют ученые и журналисты, деятели культуры и бизнеса. Им обозначаются весьма разноплановые феномены общественной жизни, включая виртуальные образования. В литературе и на интернет-сайтах встречается масса разнообразных определений, интерпретаций и аналитических исследований того, что именуют дискурсом. Все многообразие существующих трактовок дискурса можно определенным образом классифицировать, взяв за основу доминирующие в гуманитарных и социально-политических науках теоретико-методологические подходы.Теоретический анализ дискурса ведется в рамках различных направлений и парадигм исследования.

Синтаксический анализ дискурса, основу которого составляет так называемая “грамматика текста” (discourse grammar), описывающая грамматические отношения внутри структур “больших, чем предложение”, включает изучение синтаксичеких закономерностей организации предложений в тексте и их грамматических свойств, функциональных особенностей порядкаслов, явлений дейксиса, различных форм когезии, а также их связи с распределением в тексте коммуникативно значимой инормации и зависимости от контекстных параметров.

важным направлением исследования признается изучение связи дискурса с коммуникацией, с реальным речевым общением и интеракциональным характером последнего. При этом особое внимание уделяется понятию интенциональности дискурса и факторам, оказывающим влияние на “связь языковых значений с намерениями говорящего, с коммуникативными целями реемыслительной деятельности”

Прагматический подход предполагает, что всякое высказывание, обладающее интенциональностью, может рассматриваться в качестве речевого акта — особой единицы коммуникации, в которой различаются три аспекта: произнесение (utterance act), референция и предикация (prepositional act), иллокуция (illocutionary act), передающая коммуникативное намерение гово

рящего. Представляя дискурс как последовательность речевых иллокутивных актов, т.е. коммуникативных действий, совершаемых человеком посредством/с помощью речи, прагматический подход включает анализ параметров ситуативного контекста, определяющих типы речевых актов, которые составляют интеракцию (“условия успешности”), а также рассматривает влияние этих параметров на коммуникативное намерение, знания и пресуппозиции коммуникантов в процессе дискурсивной деятельности.

исследования, связанные с классификацией типов дискурса в их отношении к реально протекающей деятельности людей. С этой точки зрения в качестве особых типов выделяются политический, научный, медиа и т.п. дискурсы, анализируемые как случаи особого “языкового употребления и особого типа текстов, относящихся к специфической социокультурной деятельности”

30. В фокусе социолингвистического анализа находится изучениеинтерактивных свойств коммуникации, таких, как социально значимые параметры ситуации общения (distance, power), закономерности смены коммуникативных ролей, стратегии интерактивного поведения коммуникантов и определяющие их факторы.В рамках этого подхода выявляются социально релевантные закономерности и нормы коммуникативного взаимодействия, принятые в рассматриваемом языковом сообществе и разделяемые,осознанно или неосознанно, всеми членами данного сообщества.

Когнитивный анализ дискурса — одно из самых молодых и бурно развивающихся направлений междисциплинарного изуче-

ния этого явления, использующее новейшие достижения в различных сферах знания. Несмотря на то, что систематизация и

осмысление того, что уже сделано в рамках этой новой парадигмы научного исследования, составляет непростую задачу, такой анализ нам кажется своевременным и актуальным, поскольку глубина и значимость решаемых в этой области проблем вызывают интерес специалистов, представляющих самые разные науки о человеке. В рамках этого направления изучаются типы, виды и способы организации в сознании человека языковых и неязыковых знаний, необходимых для успешной коммуникации. Эти знания по-разному отражаются на разных этапах речевой деятельности, по-разному используются и по-разному вербализуются в разных языковых формах.

Целью стилистического анализа дискурса является описание функционально-стилистических и риторических характеристик текстов, при этом стилистическая вариативность рассматривается как контекстно обусловленный параметр, связанный с семантическими свойствами дискурса и прагматическими условиями его реализации. Все упомянутые

подходы, базируясь на понимании дискурса как продукта коммуникативного взаимодействия, преимущественно сосредоточены на лингвистических аспектах его изучения, несмотря на то, что при более глубоком рассмотрении каждый из них расширяет рамки собственно лингвистического описания и выходит на другие уровни анализа.

Социолингвистическое описание дискурса строится на основании выделения личностно-ориентированного и статусно-ориентированного типов общения. Личностно-ориентированное общение происходит в тех ситуациях, когда участники общения раскрывают друг другу все богатство своего внутреннего мира и воспринимают друг друга как личности, статусно-ориентированное общение имеет место между людьми, воспринимающими друг друга как представителей определенной группы общества в каком-то одном качестве (врач – пациент, адвокат – подзащитный, администратор – подчиненный сотрудник и т.д.). Выделяются две разновидности личностно-ориентированного дискурса – бытовое и бытийное общение (в последнем случае имеется в виду художественный и философский дискурс), с одной стороны, и институциональный и неинституциональный дискурс, с другой стороны.

Более существенной (и более востребованной в целом ряде современных сопоставительных, типологических, кросс-культурных, а также общетеоретических исследований) мы считаем идею сравнения национальных культур через посредство наборов разных универсальных и национально специфичных речевых жанров.