1.3 Последовательность работы с музыкой на уроке.
Для того, чтобы учащимся было интересно работать на уроке и у них не возникало вопросов, учитель должен соблюдать необходимую последовательность работы с музыкальным сопровождением. Это поможет преподавателю вовлечь в работу всех учеников.
Примерная последовательность работы с песней:
1. краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.), установка на первое восприятие песни;
2. первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы;
3. проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);
4. фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;
5. повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
6. чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
7. разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.
На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.
The Alphabet Song A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, and Y and Z Happy, happy we shall be When we learn our ABC's
Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите.
Четвероклассники с интересом инсценируют песенку на мотив песенки "В траве сидел кузнечик…"
What can we do for you, Mum? /3 раза/ What can we do for you? What can we do? What can we do? What can we do for you, Mum? /2раза/
Распевая песенку, школьники легко и непроизвольно заучивают модальные глаголы и лексику, которая понадобится им в рассказе о том, как они помогают маме дома. Песенка разучивается в течение нескольких уроков, во время проведения фонетической зарядки.
Примерами заданий при работе над песней "Little Brown Jug" могут служить следующие варианты заданий:
When I go tolling on my farm I take the little jug under my arm; Place it under a shady tree. Little brown jug, 'tis you and me (Chorus)
1.Сопоставить рифмующиеся слова:
Alone - own; foes - goes - nose; hay - day; stop - drop; too - you.
2. Ответьте на вопросы:
Is the singer married? Do he and his wife have any children? What`s his wife's favourite drink?
Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.
Темами для устного или письменного высказывания в классах углубленного изучения иностранного языка, дополнительным средством презентации и активизации языкового материала могут стать отрывки из музыкальных произведений разных жанров. Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера, на формулировку темы неподготовленного высказывания и жанра разыгрываемой сценки.
Вот пример задания для стимулирования неподготовленного высказывания: "Прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас". Или: "Попробуйте составить рассказ или описание по ассоциациям с услышанной музыкой". Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым тема или текстам, помещённым в учебнике, книге для чтения: "Времена года", "Внешность и характер людей", "Спорт", "Театр", "Музыка", "Живопись". В последнем случае учащиеся могут получить задание выступить в роле художника и дать описание задуманной картины или в качестве экскурсовода в картинной галерее после прослушивания музыкально произведения "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. На последующих нескольких уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы новый материал, который встретился при работе с ней, запомнился прочно и нужные речевые навыки сформировались в достаточной степени. В дальнейшем каждая из предложенных песен может быть использована как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала.
Проанализировав первую главу, мы можем сформулировать следующие выводы.
Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения иностранному языку, как для учителя, так и для учеников. Учителю необходимо осознавать всю важность именно регулярной, а не фрагментарной работы с песнями. Также необходимо знать особенности применения песен как методического приема, главные критерии их отбора для уроков иностранного языка, цели их использования, этапы работы с песнями. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.
Важно понимать, что песня является одним из сильнейших стимулов к дальнейшему изучению иностранного языка, песня может своим содержанием побуждать учащихся к высказыванию своих собственных мыслей, отношения, оценки чего-либо. Кроме того, аутентичные, удачно подобранные песни развивают мышление, внимательность и память учащихся, помогают непроизвольно удерживать в памяти сложный материал, речевые клише, устойчивые выражения. Кроме того, музыка положительно влияет на формирование личности учащихся, их характер и настроение, а также формирует эстетический вкус.
Поэтому нельзя недооценивать роль музыки и песен в процессе обучения иностранным языкам.
- Глава 1. Музыка, как средство обучения иностранному языку.
- Глава 2. Использование музыки при изучении английского языка на среднем этапе.
- 1 Музыка, как средство обучения иностранному языку
- 1.1 Роль музыки и песен в изучении английского языка
- 1.3 Последовательность работы с музыкой на уроке.
- 2 Использование музыки при изучении английского языка на начальном этапе
- 2.2 Влияние музыки на формирование интереса к изучению иностранного языка.
- 2.3 Рекомендации учителю по использованию музыки, как средства обучения иностранному языку