1.3. Прозвища как средство идентификации школьников в процессе речевой коммуникации
Проблема значимости личного имени для организации личных и социальных отношений между коммуникантами является актуальной. Независимо от того, какие факторы оказывают влияние на речевое поведение личности, выбор языковых средств идет как на уровне нарицательных, так и на уровне собственных имен. Так как нас интересуют имена собственные (в частности, антропонимы), мы обращаемся именно к ним: использование антропонимов в коммуникативном процессе диктуется экстралингвистическими мотивами, именно они определяют выбор тех или иных вариантов и форм личных имен. В организации коммуникации, в отношениях коммуникантов личностных и социальных личные имена играют очень важную роль: показывают место номината и номинанта в социальной структуре общества, служат для определения социальной дистанции между коммуникантами, для характеристики ситуации общения (официальная, дружеская), не только проявляют характер взаимоотношений между коммуникантами, но и помогают организовывать эти отношения.
Именно функциями антропонимов объясняется их универсальность, значение для организации отношений коммуникантов (и личностных, и социальных).Личные имена в речевой коммуникации встречаются в различных формах и вариантах, которые, в свою очередь, располагают широким диапазоном экспрессивно-стилистических оттенков. Необходимо учитывать, что наряду с оттенком экспрессии внутри одной и той же формы она может иметь несколько значений (играет роль конкретная коммуникативная ситуация использования именования), а также разную стилистическую окраску (важен учет сферы употребления) [10]. Тот факт, что нередко выбор того или иного обращения приобретает особую значимость, если оно не соответствует стандартным условиям применения, определяет необходимость изучать функционирование антропонимов в живой речи коммуникантов.
Для бытования личных имен очень важен учет лингвистических, социальных, психологических, возрастных и гендерных параметров коммуникации. В то же время антропонимы имеют большое значение для общения: личные имена и их формы, включаясь в него, дают возможность коммуникантам организовывать социальные и межличностные отношения (бесконфликтно, на высоком уровне, в соответствие со своими целями и задачами, согласно речевому этикету), а также выступают в качестве индикатора этих отношений. Как известно, основной идентифицирующей чертой любого этноса является язык. Развитие языка, несомненно, связано с изменениями, происходящими в духовной и материальной культуре того или иного общества. Язык не только отражает опыт народа, но и воздействует на него, так как с усвоением языка человек усваивает и свою культуру, а значит морально-нравственные понятия, определенные правила речевого этикета и т.д. В качестве одного из выражений национальной культуры выступают имена собственные. Применительно к каждой социальной группе можно говорить о своеобразной культуре и совокупности ценностей, особой субкультуре.
В качестве социально-возрастной среды, являющейся чрезвычайно благодатной и дающей интересный материал для составления речевого портрета языковой личности, изучения антропонимов в коммуникативном аспекте, выступают современные школьники. В рамках молодежной культуры особое место занимает молодежный жаргон, специфика которого оказывает влияние на бытование личных имен. Безусловно, выбор форм именований в общении – яркий показатель культуры речи и культуры личности школьников. Тот факт, что система морально-нравственных понятий представителей рассматриваемой среды еще находится в стадии развития, позволяет говорить о многоплановой роли школы в формировании личности и в профессиональном, и в культурном плане. Приобретенные навыки общения имеют большое значение в связи с тем, что данный этап жизни характеризуется включением коммуникантов в новые сферы общения.
- Раздел 1. Прозвища как вторичные именования…………..6
- 1.2. Современные классификации прозвищ как составляющей антропонимов………………………………………………… . 11
- Раздел 2. Анализ системы прозвищ в репертуаре личных
- Раздел 1. Прозвища как вторичные именования
- 1.1.Прозвища как объект лингвистических исследований
- 1.2. Современные классификации прозвищ как составляющей антропонимов
- 1.3. Прозвища как средство идентификации школьников в процессе речевой коммуникации
- Раздел 2. Анализ системы прозвищ в репертуаре
- 2.1. Исследование особенностей функционирования прозвищ
- 2.2.Анализ прозвищ учащихся школы
- 2.2.1.Классификация прозвищ по происхождению
- 2.2.2.Соотношение прозвищ, указывающих на положительные и отрицательные стороны именуемого
- 2.2.3.Морфология прозвищ