34. Организационные принципы речевой коммуникации.
Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика-вопрос, то вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба — принятием или отклонением и т. д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры — характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсроаено паузой.
Основу речевой коммуникации составляет, принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким,какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». В работе формулируются конкретные постулаты, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории — количества, качества, отношения и способа.
Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.
К категории качества Г. П. Грайс относит общий постулат: Старайся, чтобы высказывание было истинным, а также два более конкретных: не говори того, что считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: не отклоняйся от темы разговора.
Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится: выражайся ясно; избегай непонятных выражений; избегай неоднозначных выражений; избегай ненужного многословия.
Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации — принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил. Кратко они формулируются следующим образом.
Правило такта: Не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д.).
Правило великодушия: Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т. д., то есть как-то обременять его.
Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других; Не судите, да не судимы будете.
Правило скромности: Не будьте высокомерны в разговоре с собеседником (важнейшее условие развертывания коммуникативного акта — реалистическая самооценка).
Правило согласия: Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.
Правило симпатии: Демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт). Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, - регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта.
- 20. Лексические нормы.
- 21. Омонимы, паронимы, многозначные слова.
- 22. Этические нормы речевой культуры
- 23. Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета.
- 24. Обращения в русском речевом этикете.
- 25. Научный, официально-деловой, публицистический и разговорный стили. Особенности и различия стилей.
- 26. Официально-деловой стиль русского языка.
- 27. Особенности деловой письменности речи.
- 28. Научный стиль русского языка.
- 29. Публицистический стиль русского языка
- 30. Особенности языка сми.
- 31. Разговорный стиль и сферы его применения.
- 32. Понятие художественного стиля.
- 33. Понятие речевой деятельности. Основные единицы речевого общения. Составляющие речевой ситуации.
- 34. Организационные принципы речевой коммуникации.
- 35. Основные принципы ведения разговора.
- 36. Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения. Виды слушания.
- 37. Нравственные установки участников речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательств.
- 38. Логика речи. Логические аргументы и психологические доводы.
- 39. Невербальные средства общения. Мимика. Виды жестов. Интонация.
- 40. Интонация. Интонационные конструкции. Акустические компоненты интонации. Пауза, её типы.
- Функции интонации.
- 41. Ораторское искусство. Публичная речь, её особенности.
- 42. Основные навыки оратора.