I.III. Понятие менталитета и национального характера
Что такое национальный характер? Существует ли он вообще? Насколь-ко правомерно обобщение типичных черт в масштабе целого народа, когда хорошо известно, что все люди -- разные? Английская послови-ца на эту тему гласит: It takes all sorts to make a world [Мир составляют люди разного сорта]. Можно ли сказать, что It takes one sort to make a nation, то есть что народ составляют люди одного сорта? Или под на-циональным характером подразумевается стереотипный набор ка-честв, приписанных одному народу другими, часто не вполне друже-ственными? (15, с. 102)
По мнению Д. Б. Парыгина, „не вызывает сомнения факт существо-вания психологических особенностей у различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов".
Из аналогичного взгляда исходит и Н. Джандильдин, который определяет национальный характер как „совокупность специфических психологических черт, став-ших в большей или меньшей степени свойственными той или иной со-циально-этнической общности в конкретных экономических, культур-ных и природных условиях ее развития".
С. М. Арутюнян, который так-же признает существование национального характера, или „психоло-гического склада нации", определяет его как „своеобразный нацио-нальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчи-вые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее националь-ной культуры".
Довольно распространенным является мнение о национальном ха-рактере, согласно которому это не совокупность специфических, свое-образных, присущих только данному народу черт, но своеобразный на-бор универсальных общечеловеческих черт. (5, с. 70)
В научной литературе можно проследить две точки зрения на проблему соотношения социального и биологического в национальном характере: согласно первой национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания, согласно второй основу национального характера составляют психофизиологические особенности нации, обусловленные ее генофондом.
Правомерность той или иной точки зрения можно лишь утверждать, ссылаясь на выводы авторов о существовании «некоего ядра», «психофизической константы». По мнению Барулина В.С., менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра. Этим «неизменным ядром» в национальном характере являются глубинные слои психики, характерные для данного этноса, и являющиеся ничем иным как константной основой национального характера. «В основе национального характера лежат привычные нормы взаимодействия людей, обусловленные типом общества, в котором живет нация. Тогда национальный характер предстает как социальное явление» (15, c.172].
Следует согласиться с позицией В.С. Барулина что «национальный характер есть комбинация природного и социального начал».
Многие исследователи придерживаются точки зрения, что национальный характер способен изменяться по мере развития общества: и народы, и национальные характеры меняются, как с возрастом люди, при этом сохраняя неизменным свое «ядро». В какой мере характер подвержен изменениям и насколько устойчиво этническое «ядро» национального характера, предстоит еще ответить.
Следует отметить, что понятие «национального характера» некоторые авторы идентифицируют с понятием «менталитет» и понимают его либо как присущий представителям данной нации набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо систему основных существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений и т.п. (концепция социальной личности). Менталитет и характер не синонимы. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальности, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией системой ценностей). Понятие «менталитет» по содержанию гораздо шире, чем понятие «национальный характер». (10, с.128)
Выводы:
1. Общение строится по следующей схеме: установка контакта > ориентировка в ситуации > обсуждение проблемы > решение проблемы > завершение контакта. Для эффективного общения необходимы заинтересованность в собеседнике, умение выслушивать чужое мнение, объективность суждений.
2. Коммуникативное поведение народа является компонентом его культуры. Коммуникативное поведение проявляет себя в следующих аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы.
3. Национальный характер определяется как `психологические стереотипы поведения народа. Под доминантными чертами национального характера понимаются такие черты, которые в равной степени присутствуют у представителей разных возрастных, социальных, гендерных групп и проявляются представителями данного этноса в разных предметных ситуациях.
4. Менталитет - уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию, которые согласуются с системой ценностей, характерных для определенной нации.
- Введение
- Глава I. Национальные особенности общения
- I.I. Понятие общения и его основные состовляющие
- I.II. Национальное коммуникативное поведение
- I.III. Понятие менталитета и национального характера
- Глава II. Национальные особенности американского коммуникативного поведения
- II.I. Основные черты американского национального характера и его отражение в языке
- II.II. Особенности американской светской беседы
- Заключение
- 3. Проблема типизации описания коммуникативного поведения
- Глава III. Американское вербальное коммуникативное поведение
- Глава IV. Американское невербальное коммуникативное поведение
- 2. Вербальное коммуникативное поведение
- 7. Общие особенности американского вербального коммуникативного поведения
- 3. Американское вербальное поведение в коммуникативных сферах
- 2. Американское вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях Установление номмунииативного нонтанта
- Коммуникативного поведения народа