logo
Аксиологическая модальность и средства её выражения в современном английском языке

1.1.1.3 Модус в отечественной философии

В новейшем словаре под редакцией А.А. Грицанова читаем: «модус - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от атрибута, неотчуждаемого свойства предмета» [Воробьева, 2001:643]. Согласно Д.В. Пивоварову модус также считается противоположным атрибуту. И такими определениями изобилуют словари XX века.

Согласно Большой советской энциклопедии: «акциденция - философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному» [БСЭ. Изд. 3-е. Т.1., 1978: 372].

Если рассматривать эти определения поверхностны, то данные понятия практически одинаковы, различаются они лишь тем, что акциденция - временное свойство, а модус - свойство присущее предмету лишь в некоторых состояниях. В отечественной философии в процессе интерпретаций данных понятий этот нюанс стёрся, и два термина смешались окончательно. На деле же, как мы уже рассмотрели, модус является фундаментальным для построения онтологий понятием. Именно на нём основывается один из принципов объяснения бытия. В том же Новейшем философском словаре А.А. Грицанов утверждает о том, что «Спиноза отказался от термина акциденция в пользу понятия модус», в то время как читатель трудов Спинозы, может легко убедиться в том, что мало того, что Спиноза от него не отказывался, так он еще и не считал данные понятия синонимичными. Также в ряде словарей из Гегелевского определения модуса была изъята его значимая часть, так как авторы статей сосредоточились на качествах акциденции. Однако, есть ряд современных российских философов, не охваченных этим поверхностным представлением и использующих в своей философской практике их соответственно своей истинной природе. Это такие философы, как: Н.Н. Карпицкий, В.И. Омельянчик, логик А.А.Ивин.