logo
Аксиологическая модальность и средства её выражения в современном английском языке

1.1.1.2 Модус и акциденция

Впервые понятие «акциденции» можно встретить у Аристотеля, который считал акциденцию чем-то произошедшим от процесса случайности. Акциденциальные свойства и назначения не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, чем она есть [Новейший философский словарь, 1998]. Со времен Аристотеля термином «акциденция» обозначали временное, изменчивое, случайное свойство вещи, которое может быть изменено или изъято без изменения сущности вещи.

Согласно И. Дамаскину акциденция определяется, как то, «что высказывается относительно многих предметов, различающихся по виду, на вопрос: каков предмет? Она не принимается в определение, но может и принадлежать предмету и не принадлежать ему. Акциденция называется несущественной разностью и качеством [Иоанн Дамаскин, 2006]. Определение Дамаскиным акциденции очень схоже с определением Спинозой модуса, что возможно послужило поводом для смешения этих понятий.

Под акциденциями философы до XVII века зачастую понимали все свойства вещей. Существовало также понятие «реальных акциденций», как свойств вещей, имеющих реальное существование независимо от принадлежности, например, цвета и запахи. Однако, Спиноза утверждал, что этот термин бессмысленен, так как существуют только два класса реального - субстанция или атрибут, и модусы. Спиноза не признает ничего существующего между этими классами, и отрицает деление сущего на субстанцию и акциденцию.