Тестовый самоконтроль
Тест «КАКОЙ У ВАС ТИП КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ»
Отвечать нужно «да» или «нет»
Первая группа вопросов:
I. Можете ли вы в один день посмотреть два фильма и концерт?
2.Вы в плохом настроении, если не работает радиоприёмник или телевизор?
3. Число ваших знакомых растёт ежедневно?
4. Вы легко запоминаете лица и происшествия?
5. Вы избегаете одиночества?
6. У вас уживчивый характер?
7. Вы любите выступать с речами, произносить тосты?
8. Вы знаете, где и что происходит?
9. Вы находите контакт с незнакомыми людьми?
10. Вы быстро принимаете решения?
11. В сложной ситуации вы способны как следует всё обдумать?
12. У вас много планов и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них?
13. Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о своём здоровье?
14. Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих?
Вторая группа вопросов:
1. Может ли повлиять даже незначительное событие на важное для вас решение?
2. Вы часто «уходите в себя», предаётесь воспоминаниям?
3. У вас много друзей?
4. Лучше ли вы запоминаете ситуацию в целом, чем её подробности?
5. Вам не нравится шум магнитофонов и транзисторов?
6. Предпочитаете ли вы немного вещей, но только те, которые, как вы считаете, вам подходят, чем много разных?
7. Вы любите фотографироваться?
8. Вы любите готовить?
9. Вы лучше чувствуете себя в большой компании, где можно остаться незамеченным, чем в малой?
10. Трудно ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке?
11. Упорно ли вы отстаиваете свои принципы?
12. Не слишком ли вы легкомысленны в отношении своего здоровья?
13. Вы долго раздумываете, прежде чем принять решение?
14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, каков он есть. Но вы не верите, что это так?
Итоги:
Если у вас больше ответов «да» в первой группе вопросов, вы - ЭКСТРАВЕРТ (человек коммуникабельный, контактный), а если во второй группе вопросов - ИНТРОВЕРТ (человек замкнутый, испытывающий трудности в установлении контакта с другими людьми). Если же почти одинаковое количество ответов «да» в той и другой группах, это значит, что для вас, как и для большинства людей, характерны и те и другие особенности коммуникабельности, то есть – «золотая середина».
Тест «Характеристика» (рекомендательное письмо)
[Психологические тесты для деловых людей/Сост. Н. А. Литвинцева, М.: АО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1994. С. 63-64.]
Тест предназначен для оценки и самооценки деловых и личных качеств руководителя или работника при составлении характеристики (рекомендательного письма).
Инструкция:
Оцените применительно к себе каждое высказывание в баллах от 0 до 10 и используйте определения наиболее сильно выраженных качеств при составлении сопроводительного письма к профессио-нальному резюме, характеристики, рекомендательного письма.
Качества мышления
Проблемное (способен заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления).
Системное (умею учитывать всё, что влияет на результат).
Опережающее (предвижу последствия принимаемых решений).
Профессиональное (активно применяю специальные знания).
Гибкое (способен использовать предложения, противоположные собственным).
Аналитическое (умею отличать мнение от фактов).
Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения).
Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки).
Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).
Психические черты
Настойчив.
Способен к разумному риску.
Терпелив (готов к однообразной и трудной работе).
Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их).
Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложениями).
Умею видеть себя глазами других.
Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся условиям).
Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке и настраиваться на любую работу).
Надёжен (внутренне настроен на выполнение обещанного).
Этические характеристики
Принципиален в конфликтных ситуациях.
Требователен прежде всего к себе.
Самокритичен.
Не пользуюсь сплетнями для оценки других людей.
Оцениваю чужие предложения независимо от личных симпатий.
Вовремя отказываюсь от своих неверных решений.
Составляя мнение о людях, отделяю случайное от главного.
Не вспоминаю старое, если человек исправил ошибку.
Бдителен, когда слышу лесть.
Отношение к работе
Если надо, готов работать сверхурочно.
Неудачи в работе воспринимаю как личные.
Поддерживаю любые начинания, способствующие успеху.
Не бросаю работу, пока не закончу.
Не гоняюсь за количеством в ущерб качеству.
На первое место ставлю интересы дела.
Умею работать, даже если это скучно.
Не люблю бездельничать.
Делаю больше, чем требуется.
Умею принимать решения.
Важные решения обсуждаю с коллективом.
Ответственность за выполнение беру на себя.
Решения принимаю быстро и смело.
На основе такого набора определений может быть составлена подробная и достаточно оригинальная психодиагностическая характеристика, например:
«Г-н Н. способен мыслить проблемно, заранее обнаруживать возможные трудности; умеет учитывать все факторы, предвидеть последствия принимаемых решений. Профессионален, накопленные опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения.
Настойчив, способен к разумному риску, инициативен.
Вместе с тем ему не достает способности быстро реагировать на изменение обстановки. Склонен увлекаться нереальными предложениями; в критических ситуациях бывает несдержан...».
Такой документ, как видим, куда подробнее и объективнее привычных характеристик, демонстрирующих не столько внутренний мир чело-века, сколько равнодушие к нему администраторов.
Тест «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»
Слушание - процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства руководителей не очень высока - около 25%.
Умение слушать определяет характер человеческих взаимоотношений. Чтобы определить, умеете ли вы слушать, вам предлагается тест, на вопросы которого следует отвечать одним из следующих слов: всегда, почти всегда, редко, никогда.
1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая
2. Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых часто содержится скрытый смысл?
3. Пытаюсь ли активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
4. Записываю ли я наиболее важные детали сообщения?
5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
6. Резюмирую ли я говорящему существенные детали его сообщения до того, как разговор окончен, чтобы убедиться в правильном понимании?
7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, монотонным, неясным или в силу того, что лично не знаю или не люблю собеседника?
8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных.
9. Игнорирую ли я отвлекающегося во время лекции слушателя?
10. Выражаю ли я подлинный искренний интерес к тому, что говорит другой, или к беседе других людей?
Поставьте, пожалуйста, за ответ «всегда» - 4 балла, за ответ «почти всегда» - 3 балла, «редко» - 2 балла, «никогда» - 1 балл.
Итоги:
32 и более баллов. Вы идеальный слушатель.
27-31 балл. Вы слушатель выше среднего уровня.
22-26 баллов. Вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в слушании. Это сигнал, что есть серьёзные недостатки, которые можно и нужно ликвидировать.
21 и менее баллов. Многие из сообщений, которые вы получаете, вами воспринимаются в искажённом виде, не полно и не адекватно. Нужна серьёзная работа над собой. Целенаправленно работая над искоренением ответов «никогда» и «редко», вы сможете значительно улучшить каждодневные взаимоотношения с
друзьями, подчинёнными, коллегами, деловыми партнёрами.
Тест «ЧТО ГОВОРЯТ ВАМ МИМИКА И ЖЕСТЫ?»
1. Вы считаете, что мимика и жесты - это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щёку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа)
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на причёску;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что...
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак...
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что...
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные её элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно...
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов...
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак...
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Подсчитайте число набранных вами очков.
1. | а-2 | 6-4 | в-3 |
|
|
|
2. | а-1 | б-3 | в-0 |
|
|
|
3. | а-4 | 6-4 | в-3 | г-2 | д-4 |
|
4. | а-0 | б-0 | в-1 | г-1 | д-0 | е-1 |
5. | а-1 | 6-2 | в-3 | г-4 | д-2 |
|
6. | а-2 | 6-1 | в-3 | г-2 | д-3 | е-2 |
7. | а-1 | 6-3 | в-3 | г-2 | д-0 |
|
8. | а-3 | 6-1 | в-1 |
|
|
|
9. | а-3 | 6-2 | в-2 | г-1 |
|
|
10. | а-3 | 6-2 | в-1 |
|
|
|
11. | а-0 | б-3 | в-1 |
|
|
|
12. | а-1 | 6-4 | в-2 |
|
|
|
13. | а-0 | 6-4 | в-3 |
|
|
|
14. | а-4 | 6-2 | в-0 |
|
|
|
15, | а-4 | 6-0 | в-1 |
|
|
|
16. | а-0 | 6-2 | в-1 |
|
|
|
17. | а-3 | 6-4 | в-1 |
|
|
|
18. | а-2 | 6-4 | в-0 |
|
|
|
19. | а-3 | 6-2 | в-1 |
|
|
|
20. | а-4 | 6-0 | в-2 |
|
|
|
77—56 очков: у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутьё. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность: можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе и в личной жизни, не так ли?
55-34 очка: вам доставляет определённое удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы ещё совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину, но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33-11 очков: увы, язык мимики и жестов для вас - китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаёте этому значения. А напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело - это перчатка для души.
Тест «КАКОЙ ВЫ СОБЕСЕДНИК»
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду, раздражение при беседе с любым человеком - будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Исчерпав все пункты анкеты, подведите итог: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
Варианты ситуаций
| Вызывают досаду и раздражение |
1. Собеседник не даёт мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово. 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. 3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня. 4. Разговор с партнёром часто вызывает чувство пустой траты времени 5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова. 6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги. 7.Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и коммента-риями. 8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. 9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня. 10. Собеседник передёргивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. 11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться. 12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 13. Не дослушав до конца, собеседник перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 14. Собеседник при разговоре занимается посторонними делами: играет сигаретой, протирает стёкла очков и т. д., и я твёрдо уверен, что он при этом невнимателен. 15. Собеседник делает выводы за меня. 16. Собеседник всегда пытается вставить слово в моё повествование. 17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая. 18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит. 19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. 20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой: слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. 21. Когда я говорю о серьёзном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты. 22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора. 23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и всё внимание обращает на меня. 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное. 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопро-сом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?» |
|
Итоги:
Итак, процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение, составляет:
70-100%. Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40-70%. Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам ещё недостает некоторых достоинств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10-40%. Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее.
0-10%. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Тест «КУЛЬТУРА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ»
В этом тесте даются формулировки наиболее распространённых правил телефонного общения. Если вы всегда соблюдаете данное правило, то запишите себе два балла (2), иногда - один балл (1), никогда - ноль баллов (0), а затем подсчитайте количество баллов.
1. Я набираю номер телефона только тогда, когда твердо уверен в его правильности.
2. Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.
3. Перед особо ответственными телефонными переговорами делаю нужные записи на листке бумаги.
4. Если предстоит долгий разговор, спрашиваю собеседника, располагает ли он достаточным временем и, если нет, переношу разговор на другой, согласованный, день и час.
5. Добившись соединения по телефону с нужным учреждением, называю себя и своё предприятие.
6. Если я «не туда попал», прошу извинить меня, а не вешаю молча трубку.
7. На ошибочный звонок вежливо отвечаю: «Вы ошиблись номером» и кладу трубку.
8. Работая над важным документом, выключаю телефон или переключаю его на секретаря.
9. В деловых телефонных переговорах «держу себя в руках», даже если до этого был чем-то раздосадован.
10. В качестве отзыва на телефонный звонок называю свою фамилию.
11. Во время продолжительного монолога собеседника по телефону время от времени подтверждаю свое внимание краткими репликами.
12. Завершая деловой разговор по телефону, благодарю собеседника и желаю ему успеха.
13. Если коллега, которого спрашивают по телефону, отсутствует, спрашиваю, что ему передать, и оставляю записку на его столе.
14. Если во время беседы с посетителем звонит телефон, я, как правило, прошу перезвонить позже.
15. В присутствии сотрудников стараюсь говорить по телефону вполголоса.
16. Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.
Итоги:
25 и более баллов: вы вполне владеете культурой телефонной беседы.
от 20 до 24 баллов: в целом вы владеете искусством телефонного разговора, но ещё есть резервы для совершенствования.
менее 20 баллов: целесообразно ещё раз изучить правила.
Тест «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»
Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта.
Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.
1. Удалось ли завоевать внимание аудитории?
2. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?
3. Уложился ли оратор в регламент?
4. Всё ли сказал, что хотел?
5. Подчеркнул ли в заключение главное?
6. Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?
7. Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?
8. Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией? На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале:
да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счёт чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.
Можно оценить выступление и «снаружи».
Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме.
1. Удачно ли начало выступления?
2. Есть ли драматизм в изложении?
3. Удачны ли примеры, иллюстрации?
4. Адекватна ли громкость?
5. Адекватен ли темп?
6. Адекватен ли язык и стиль выступления?
7. Удачно ли завершено выступление?
8. Уложился ли оратор в регламент?
9. Хорошо ли держался оратор?
10. Интересно ли изложена тема?
11. Оригинален ли стиль изложения?
12. Ясна ли основная мысль выступления?
13. Убедительно ли выступление?
Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да — 10 баллов, нет — 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е. не менее 86 при 13 вопросах.
Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.