logo search
Лексикология английского языка

Значение слова. Определение значения. Виды значения.

Лекция:

Слово обладает значением.

  1. Референтный подход

  2. Функциональный подход. Значение слово необходимо подчерпывать из контекста. Из взаимосвязи слова с другими.

  3. Операционный подход. Рассматривается роль слова в предложении.

Учёные выделяют значение, содержание и смысл. Значение - информаци, которую несёт слово, содержание - то, что несёт информация, смысл.

Слово проходит 3 этапа: формирование понимания, концепта, определение характеристик, звуковая форма

  1. Грамматическое значение

  2. Лексическое значение

    1. Денотативное значение

    2. Коннотативное значение (эмоции, отношения, оценка)

    3. Прагматическое значение (ситуация, соц. Принадлежность, принадлежность к классу, страна, национальность, соц. Статус)

Значение несколько подходов:

1) референтный подход (референт - то, что мы называем). Понятие может быть одно, а референты разные. У нас понятие дома одно. У англичан другое - home, house. У некоторых слов нет референта (русалка). Этот подход не объясняет функционирование слов в речи, не объясняет полисемию (многозначность).

2) функциональный подход - значение как понимание слова в его функционирования слова в контексте. Контекст – минимальный отрезок речи, который позволяет понять значение слова. Это подход понимает понять, каким образом образуются многозначные слова.

3) операционный подход (информационный) - под значением понимается, какую роль играет слово в предложении. Подход больше подходит для предложений. В рамках этого подхода выделяется значение (информация, которую несет отдельное слово), содержание (целиком значение, которое присуще предложению), смысл (то скрытое содержание, которое содержит предложение).

Слово может называть различные референты — предметы, явления, фантастические существа и т. д., т. е. то, что существует или представляется существующим в связи с каким-то понятием. Под понятием подразумевается обобщение в сознании носителя языка наиболее существенных признаков фрагмента действительности. Называя, слово предстает как единство трех компонентов — звукографической формы, самого предмета или явления и понятия о нем. Это триединство хорошо видно на схеме, известной как «семантический треугольник», или «треугольник Огдена-Ричардса»:

КОНЦЕПТ (ПОНЯТИЕ, МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ, ЯВЛЕНИИ И Т. П.)

ДЕНОТАТ (РЕФЕРЕНТ, ОБОЗНАЧАЕМОЕ)

ЗВУКОГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА СЛОВА (ЗНАК, СИМВОЛ)

Значение слова не равно сумме этих трех компонентов, но связано с ними.

Прежде всего значение слова не связано жестко с его звукографической формой. Один и тот же звуковой и/или графический комплекс может соответствовать нескольким значениям.

Значение слова не может быть сведено и к понятию, ему соответствующему, ибо понятие универсально, а значение частно. Необходимо также учитывать и то, что знание значения слова не обязательно связано со знанием самого денотата или представлением о нем.

Один и тот же предмет или действие может иметь разные названия (; единое понятие может быть выражено одним или несколькими словами, несколько понятий могут быть объединены в одном слове. Слово выступает как носитель разных видов информации.