logo search
Адамян ВКР (3)

1.2 Особенность обучения письменному иноязычному общению

Содержание обучения иностранным языкам в средней школе осуществляет его основные цели развить у школьников культуру общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции формируют как чисто лингвистические навыки (лексические, фонетические, грамматические), как и их нормативное использование в устной и письменной речи. Многообразие тем, текстов, речевых задач ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка (ИЯ) как средства общения и взаимодействия в современном мире.

Письмо имеет ряд существенных отличий от говорения. Так профессор Е.И. Пассов утверждает, что, прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более обоснована, развернута. Пишущий обязан сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, и только лишь после этого высказывать свои суждения, что заставляет его описывать все более подробно.

Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу и подобрать более адекватные средства. Все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость, но и специфику работы по обучению письму.

Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя). Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности, поэтому использование блогов в данном виде деятельности представляется нам более, чем обоснованным.

Письмо, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. Так у пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

В итоге у учащегося должна сформироваться способность практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо зарубежному корреспонденту, написать резюме, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и т.д.

К примеру, для писем характерно широкое использование речевых клише побудительного и оценочного характера, эпистолярных формул, наиболее типичных для стиля письменной речи, преимущественное употребление изъявительного наклонения и личных форм глагола, отсутствие прямой речи, распространенность вопросительных и отрицательных конструкций.

Основной лингвистической характеристикой текста-резюме, аннотации и реферата, в основе которых лежит языковая и смысловая компрессия текста, является почти полное отсутствие сложных фразеологизмов, общая синтаксическая простота, широкое использование оценочной лексики.

В то же время для пересказа и учебного сочинения характерна полнота и развернутость изложения за счет употребления сложный синтаксических конструкций (большого количества сложноподчиненных предложений), употребление речевых клише для выражения личностного отношения к описываемым событиям и фактам.

Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки.:

1. употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;

2. строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;

3. пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;

4. придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;

5. пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;

6. логически последовательно излагать письменное высказывание. (Зайцева О.С.)

Для правильного языкового оформления письменного высказывания надо сформировать действия, которые служили бы не только средством оформления речи, но и аппаратом мыслительно-мнемических процессов. К таким действиям, которые в процессе тренировки переходят во внутренние мыслительные операции, можно отнести выбор (отбор), сличение (сопоставление), противопоставление, дифференциацию, набор (составление целого из частей), комбинирование, замену, построение по аналогии.

Чтобы ученики могли использовать речевые клише, формулы, типичные для той или иной формы письменной коммуникации, необходимо сформировать и довести до определенного уровня совершенства действия по аналогии, отбора, комбинирования, сличения. Формирование механизма развертывания высказывания предполагает действиям по аналогии, расширения (экспансии) текста, трансформации, замены, объединения (составления целого из частей), комбинирования.

Для пользования приемами компрессии текста при составлении резюме, аннотации, реферата необходимо овладеть действиями расчленения (композиционное членение исходного текста), дифференциации (различение целых предложений и отдельных частей предложений, содержащих новую информацию и не вносящих ничего нового), трансформации (отсечение избыточных элементов конструкций, лексическое свертывание, замена сложных синтаксических конструкций более простыми), объединения (составление текста с наибольшей информационной нагрузкой), сличения (сопоставления с исходным текстом).

Для логически последовательного письменного высказывания необходимы, главным образом, действия композиционного членения текста и трансформации на уровне текста.

Выбор способов формирования и доведения до определенного уровня совершенства действий, составляющих механизм построения и реализации письменного речевого высказывания, зависит и от трудностей, с которыми ученики встречаются в процессе овладения письменной иноязычной речью.

В последние годы возникла необходимость в обучении письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. В новом стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку наряду с умением заполнить анкету, подписать открытку, написать письмо, кратко изложить содержание прочитанного от учащихся требуется умение «рассказывать об отдельных фактах, событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.

Учителю приходится самостоятельно искать пути решения проблемы, искать ответы на вопросы, прежде всего – как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был активным участником и пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания - осуществлял бы собственный замысел.

Большинство учителей используют в работе переводные учебные пособия, которые предлагают трехчастную модель обучения письму, включающую этапы планирования содержания, структурирования письменного сообщения и редактирования написанного. При этом этап планирования представлен достаточно подробно, упражнения типа Brainstorming, Clustering. Наибольшие трудности, на наш взгляд, возникают на этапе структурирования сообщения, когда приходит время облечь мысли и идеи в слова, а слова объединить в предложения. Естественно, у учащегося возникают некоторые трудности, с выражением всего комплекса чувств и ощущений на иностранном языке, и возникает вопрос как избежать примитивных средств выражения или желания написать работу на родном языке, а затем перевести ее на иностранный.

Целесообразно использование такого вида деятельности, который называется моделированием (В пособиях американских издательств подобные техники называются Sentence Combining). Моделирование - это способ помочь учащимся научиться комбинировать предложения различной синтаксической структуры, организовывать их в параграф, подбирать слова во фразе таким образом, чтобы добиться гармонии и естественного ритма, присущих речи носителей языка. Выполняя упражнения по моделированию фраз и предложений, учащиеся достигают большей гибкости при выражении своих мыслей, получают в распоряжение более богатый набор синтаксических структур и стилистических средств.

В будущем, учащиеся смогут научиться моделировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с различными союзами, с инфинитивными конструкциями, герундием и т.д. Следующим этапом работы может стать моделирование параграфа. Учащимся предлагается небольшой абзац из художественного произведения, в котором сложные предложения разбиты на более простые и примитивные. Задачей учащихся является построить текст, используя усвоенные ими стратегии моделирования, добиться большей гармонии и красоты изложения. Интересно и полезно будет после выполнения задания сравнить полученные варианты с исходным авторским текстом и обсудить их в группе

В обучении письменной речи не стоит забывать об использовании эмоционально окрашенной лексики для передачи внутреннего состояния человека, описания окружающего мира, а так же употреблении хотя бы некоторых стилистических средств – эпитетов, метафор, обособления, инверсии и пр.

Данный вид деятельности развивает логику, воображение; способствует активному усвоению лексики и грамматики, их осознанному, обдуманному применению; поскольку не требует спонтанного реагирования, а наоборот, позволяет, обдумать, скорректировать написанное, что в свою очередь, не способствует развитию тревожности учащихся и напряженности процесса обучения.

Выводы по Главе 1

В первой главе исследования нам удалось выяснить, что информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения предполагают взаимодействие (диалог, дискуссия) любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов, предполагающее активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Исходя из природы информационно-коммуникационных технологий, важно отметить ряд преимуществ, таких как возможность обучаться на расстоянии, работать в группе, возможность создать свой собственный блог, работая при этом в привычной среде.

Мы выделили ряд задач при обучении письму с использованием информационно-коммуникационных технологий:

• концентрируется потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

• обеспечивается целенаправленное создание, развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

• создаются условия для того, чтобы студент мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;

• организовывается разностороннее взаимодействие, обмен знаний и мнений в образовательной среде.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.