Освоение ценностных понятий на уроках литературы в средних классах
Темы | Понятия-ценности | ||||
Фундаментальные | Нравственные | Духовные | Национальные | Религиозно-нравственные | |
|
|
|
|
| святость, |
Вечное и святое |
| раскаяние, |
| правда | Благочестие, |
|
| вера |
|
| Праведность, |
|
|
|
|
| смиренномудрие |
Подросток |
| доброта, |
|
|
|
и живая | природа | милосердие |
|
|
|
природа |
| великодушие |
|
|
|
|
|
|
| лад, |
|
Малая родина | земля, | память рода, |
| стыд, |
|
| ДОМ, | совесть |
| любовь, |
|
| семья | долг |
| жалость |
|
Национальный | степь, |
|
|
|
|
пейзаж | равнина, | бескорыстие | патриотизм | воля, |
|
| река, |
|
| удаль, |
|
| лес |
|
|
|
|
В старших классах духовное общение перерастает рамки диалога и становится полилогом. Система эмпатических уроков-диалогов создает добротный фундамент для подключения старшеклассников к дискуссионному диалогу, который перерастает в дальнейшем в интегрированный полилог-исследование, на котором поставленные проблемы рассматриваются панорамно, под углом зрения нескольких аспектов.
Дискуссионный диалог - это урок-спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск истины, нахождение правильного решения проблемного вопроса. Все участник дискуссионного диалога стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Дискуссионный диалог - это спор-согласие. На первых порах в дискуссионном диалоге участвуют самые активные и эрудированные читатели-старшеклассники, владеющие навыками аргументации и умением отвечать на вопросы. Постепенно круг участников спора-согласия расширяется, и он органично перерастает в интегрированный полилог-исследование. Спор-полилог охватывает всех учащихся класса. Он имеет большое значение при решении важных вопросов духовного порядка. Чем больше участников принимают участие в полилоге-исследовании, тем результативнее он будет.