logo search
Prakticheskoe_zanyatie__12 / Культурологический аспект уроков русского языка и литературы

Освоение ценностных понятий на уроках литературы в средних классах

Темы

Понятия-ценности

Фундаментальные

Нравственные

Духовные

Национальные

Религиозно-нравственные

святость,

Вечное и святое

раскаяние,

правда

Благочестие,

вера

Праведность,

смиренномудрие

Подросток

доброта,

и живая

природа

милосердие

природа

великодушие

лад,

Малая родина

земля,

память рода,

стыд,

ДОМ,

совесть

любовь,

семья

долг

жалость

Национальный

степь,

пейзаж

равнина,

бескорыстие

патриотизм

воля,

река,

удаль,

лес

 

В старших классах духовное общение перерастает рамки диалога и становится полилогом. Система эмпатических уроков-диалогов создает добротный фундамент для подключения старшеклассников к дискуссионному диалогу, который перерастает в дальнейшем в интегрированный полилог-исследование, на котором поставленные проблемы рассматриваются панорамно, под углом зрения нескольких аспектов.

Дискуссионный диалог - это урок-спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск истины, нахождение правильного решения проблемного вопроса. Все участник дискуссионного диалога стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Дискуссионный диалог - это спор-согласие. На первых порах в дискуссионном диалоге участвуют самые активные и эрудированные читатели-старшеклассники, владеющие навыками аргументации и умением отвечать на вопросы. Постепенно круг участников спора-согласия расширяется, и он органично перерастает в интегрированный полилог-исследование. Спор-полилог охватывает всех учащихся класса. Он имеет большое значение при решении важных вопросов духовного порядка. Чем больше участников принимают участие в полилоге-исследовании, тем результативнее он будет.