Раздел 2. Анализ системы прозвищ в репертуаре личных
ИМЕН УЧАЩИХСЯ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 102
2.1. Исследование особенностей функционирования прозвищ в
речевой коммуникации учащихся Харьковской общеобра-
зовательной школы № 102……………………………………. 18
2.2.Анализ прозвищ учащихся школы ………………………… 30
2.2.1Классификация прозвищ по происхождению …………… 30
2.2.2.Соотношение прозвищ, указывающих на положительные
и отрицательные стороны именуемого…………………… 32
2.2.3.Морфология прозвищ ………………...…………………… 34 Выводы …………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………….38
Введение
Личное имя – это главный идентификатор индивидуума в социуме. Универсальность имен собственных объясняется их бытованием во всех сферах человеческой деятельности. Для организации бесконфликтного общения большую роль играет выбор формы личного имени -антропонима. Личное имя выступает в качестве индикатора человеческих взаимоотношений, является показателем национально-культурной специфики людей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в современном языкознании на первое место выходит антропоцентрический подход в изучении любого явления. В центре исследований – человек, его особенности и личностные характеристики.
Антропонимические исследования последних лет и были направлены па изучение разных аспектов личных имен, отчеств, фамилий. В русской лингвистике изучением прозвищ (кое-где наряду с другими антропонимами) занимались Данилина Е.Ф.[10], Никулина З.П.[17], Поротников П.Т.[24].
Изучение современной среды старших школьников в коммуникативном аспекте актуально именно благодаря особенностям речевого взаимодействия в этой социальной группе, которые, несомненно, проявляются и в выборе имен и их форм в общении. Также употребление имен собственных в той или иной коммуникативной ситуации во многом определяется владением коммуникантами правилами этикета, выступает в качестве показателя культуры речи и культуры личности школьников, а следовательно, и культуры общества в целом, поскольку школьники среднего и старшего возраста – это большая социальная группа, для которой характерно включение деятельности ее представителей практически во все сферы общения. Изучение прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Работа по исследованию прозвищ позволяет также выявить некоторый круг проблем, возникающий в процессе общения детей. Актуальность проблемы культуры личности, культуры общества возрастает с каждым годом, в связи с этим на первый план выходят вопросы, связанные с этикетом (имеется в виду и форма выражения отношений, и культура личности).
Однако, несмотря на тот факт, что значение антропонимов в этикете сложно переоценить, личное имя в коммуникативном аспекте практически не исследовано: есть лишь отдельные статьи, намечающие это направление, несколько практических исследований школьников, исследования, посвященные функционированию имен собственных в других социальных прослойках, например, в студенческой среде. Исследования ученых по ономастике в целом широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка нет достаточной информации об именах собственных. Практически совсем не исследованы причины возникновения прозвищ.
Именно поэтому наша работа носит актуальный и перспективный характер.
Тема исследования: «Прозвище как форма личного имени в процессе коммуникации школьников»
Цель нашего исследования состоит в изучении личного имени в коммуникативном аспекте (на примере функционирования имен в современной школьной среде).
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать материал для исследования методом анкетирования.
2.Опираясь на полученные результаты комплексно (в качественно-количественном рассмотрении) исследовать репертуар имен среды школьников.
3. Показать особенности функционирования личных имен и их форм в речевой коммуникации школьников.
4.На основании анализа личных имен составить картотеку школьных прозвищ.
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объектом исследования является система прозвищ в репертуаре личных имен, используемых в коммуникации школьниками Харьковской общеобразовательной школы № 102.
Предмет исследования речевая коммуникация школьников.
Гипотеза исследования - прозвища как слой лексики, тесно связанный с жизнью человека, особенно распространены в школьной среде.
Исследование базируется на следующих положениях, доказанных в лингвистической литературе:
• антропонимы образуют особый класс имен собственных (А.В. Су-перанская [26], В.Н. Топоров [28], О.С. Ахманова [1], А. Вежбицкая [9]);
• прозвища как вторичные именования выделяются в системе антро-понимов на основании общеязыковых, специфических тенденций развития и функционирования (Д.И. Ермолович [11]);
• в языке находят отражение ценности как доминанты культуры и национально-специфические характеристики ментальности (Ю.Н. Кара- улов[12]);
• мотивация в акте создания слова – сложное динамическое явление (А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: описательный, лингво-психологический и статистический.
- Раздел 1. Прозвища как вторичные именования…………..6
- 1.2. Современные классификации прозвищ как составляющей антропонимов………………………………………………… . 11
- Раздел 2. Анализ системы прозвищ в репертуаре личных
- Раздел 1. Прозвища как вторичные именования
- 1.1.Прозвища как объект лингвистических исследований
- 1.2. Современные классификации прозвищ как составляющей антропонимов
- 1.3. Прозвища как средство идентификации школьников в процессе речевой коммуникации
- Раздел 2. Анализ системы прозвищ в репертуаре
- 2.1. Исследование особенностей функционирования прозвищ
- 2.2.Анализ прозвищ учащихся школы
- 2.2.1.Классификация прозвищ по происхождению
- 2.2.2.Соотношение прозвищ, указывающих на положительные и отрицательные стороны именуемого
- 2.2.3.Морфология прозвищ