О разделении наук
1. Три разряда. Все, что может находиться в пределах человеческого разумения, есть либо, во-первых, природа вещей, как они существуют сами но себе, их отношения и способ их действия, либо, во-вторых, то, что человек в качестве разумного и свободного деятеля должен делать для достижения какой-нибудь цели, в особенности счастья, либо, в-третьих, пути и способы, которыми достигается и сообщается знание того и другого. Согласно с этим, я думаю, науки можно собственно разделить на три следующих разряда.
2. Во-первых, Physica. Во-первых, познание вещей, как они сами существуют, их строения, свойств и действий, причем я имею в виду не только материю и тело, но также и духов, у которых точно так же, как у тел, есть своя природа, свое строение и деятельность. Это я называю в несколько более широком смысле слова φυστκή, или «натурфилософия». Цель ее — чисто умозрительная истина. Все, что может доставить человеческому уму такую истину, принадлежит к этому разделу, будет ли то сам бог, ангелы, духи, тела или какие-то их свойства, как число, форма и т. д.
3. Во-вторых, Practica. Во-вторых, πρακτική, умение правильно прилагать наши силы и действия для достижения благих и полезных вещей. Наибольшее значение в этой области имеет этика, представляющая собой попытку найти такие правила и мерила человеческих действий, которые ведут к счастью, а также [найти] способы их применения. Цель здесь не чистое умозрение и не познание истины, но справедливость и соответствующее ей поведение.
4. В-третьих, σημιωτική. В-третьих, следующий раздел можно назвать σημιωτική, или «учение о знаках». И так как наиболее обычные знаки — это слова, то семиотику довольно удачно называют также λογική — «логика». Задача логики — рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для уразумения вещей или для передачи своего знания другим. Так как рассматриваемые умом вещи, за исключением его самого, не присутствуют в разуме, то ему непременно должно быть представлено что-нибудь другое в качестве знака или в качестве того, что служит представителем рассматриваемой вещи, — это и есть идеи. А так как совокупность идей, составляющих мысли какого-то человека, не может быть открыта непосредственному взору
:200
другого человека и так как копить их нельзя нигде, кроме памяти, хранилища не очень надежного, то поэтому, чтобы сообщать наши мысли друг другу, а также запоминать их для собственного употребления, необходимы также знаки для наших идей. В качестве таковых всего удобнее оказались и потому всего употребительнее членораздельные звуки. Вот почему рассмотрение идей и слов как великих орудий познания составляет не подлежащую пренебрежению часть в рассуждениях того, кто обозревает человеческое познание во всем его объеме. И если бы они были взвешены отдельно и рассмотрены как следует, они, быть может, дали бы нам логику и критику, отличную от той, с которой мы были знакомы до сих пор.
5. Это есть первичное разделение предметов познания93. Это есть, на мой взгляд, первичное и наиболее общее, а также естественное деление предметов нашего знания. Ибо человек может направлять свои мысли только либо на рассмотрение самих вещей — для открытия истины; либо на вещи, которые находятся в его собственной власти, т. е. на свои собственные действия, — для достижения собственных целей; либо на знаки, которыми ум пользуется в том и другом случае, и на упорядоченное их расположение — для более ясного познавания (information). Так как все эти три области, а именно вещи, поскольку познаваемы сами по себе, действия, поскольку они зависят от нас, способствуя достижению счастья, и правильное употребление знаков в интересах познания, различны toto coelo94, то я и счел их тремя великими областями интеллектуального мира, совершенно раздельными и отличными друг от друга.
:201
- Опыт о человеческом разумении
- Посвящение
- Письмо к читателю2
- Примечания
- Книга первая
- Введение
- В душе нет врожденных принципов
- Нет врожденных практических принципов
- Дальнейшие соображения о врожденных принципах как умозрительных, так и практических
- Примечания
- Книга вторая
- Об идеях вообще и их происхождении
- О простых идеях
- Об идеях одного чувства
- О плотности
- О простых идеях от разных чувств
- О простых идеях рефлексии
- О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
- Дальнейший размышления о наших простых идеях
- О восприятии
- Об удержании [простых идей]
- О различении и других действиях ума (mind)
- О сложных идеях
- О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
- О продолжительности и ее простых модусах
- О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
- О числе
- О бесконечности
- О других простых модусах
- О модусах мышления
- О модусах удовольствия и страдания
- О силах [и способностях] (of power)
- О смешанных модусах
- Г л а в а д в а д ц а т ь т р е т ь я о наших сложных идеях субстанций
- О собирательных идеях субстанции
- Об отношении
- Г л а в а д в а д ц а т ь ш е с т а я
- О тождестве и различии
- О других отношениях
- О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
- Об идеях реальных и фантастических
- Г л а в а т р и д ц а т ь п е р в а я он идеях адекватных и неадекватных
- Г л а в а т р и д ц а т ь в т о р а я об идеях истинных и ложных
- Примечания
- Книга третья
- О словах, или о языке вообще
- О значении слов
- Об общих терминах
- Об именах простых идей
- Об именах смешанных модусов и отношений
- Об именах субстанции
- О словах-частицах
- Об отвлеченных и конкретных терминах
- О несовершенстве слов
- О злоупотреблении словами
- О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений
- Примечания
- Книга четвертая г л а в а п е р в а я о познании вообще
- Г л а в а в т о р а я о степенях нашего познания
- Г л а в а т р е т ь я о сфере человеческого познания
- Г л а в а ч е т в е р т а я о реальности нашего познания
- Об истине вообще
- Г л а в а ш е с т а я об общих положениях, их истинности и достоверности
- О положениях с ничтожным содержанием
- Г л а в а д е в я т а я о нашем познании существования
- Г л а в а д е с я т а я о нашем познании бытия бога
- О нашем познании существования других вещей
- Об усовершенствовании нашего познания
- Несколько дальнейших соображений относительно нашего познания
- О суждении
- О вероятности
- О степенях согласия
- Г л а в а в о с е м н а д ц а т а я о вере и разуме и их различных областях
- Г л а в а д в а д ц а т а я об ошибочном согласии, или заблуждении
- О разделении наук
- Примечания