logo search
GOSY_SRYa

Вопрос 20

Принципы русской графики, орфографии и пунктуации.

Принципы русской пунктуации.

Пунктограмма — закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие П. включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами.

Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Например, именно со структурой предложения связано употребление точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). Поэтому основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип.

Синтаксическое членение текста (в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место). Поэтому второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой. Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один па волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строения и ритмомелодики. Различаются: 1) знаки выделяющие, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложении для выполнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание. Сюда относятся: две запятые (как единый парны знак, два тире, скобки, кавычки; 2) знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей, однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Сюда относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие; 3) знаком препинания является также абзац, или красная строка, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования.

Факультативный знак - его можно ставить или не ставить, все зависит от авторской позиции, т. е. он необязательный. Авторские знаки препинания обычно не совпадают с теми, которые "полагаются" в данном месте по правилам грамматики. Носят индивидуальный характер, присущий конкретному автору. Итог: факультативные и авторские знаки - в целом похожие понятия.

Принцип русской графики.

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.

Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней. Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж — мягкий л, ш — мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем.

Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

На конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;

мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;

мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк). Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ['] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

Принцип русской орфографии.

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку.

Орфографическое правило - это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

В основе русской орфографии лежат три принципа:

Основной принцип русской орфографии – морфемный, в некоторых пособиях он называется морфологическим. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.

Фонематический - написание отражает состав фонем, его оформляющих: молоко ([мълакó]; весна ([в'иэснá]). Фонематический принцип является основным в русской орфографии

Фонетический - написание отражает реальное звучание. Примером этому может служить правописание приставок РАЗ/РОЗ - РАС/РОС (под ударением писшется О, без ударения А; перед звонким согласным и перед гласным пишется З, перед глухим согласным С): разыскивать - рóзыск//распускать-рóспуск

Традиционный - написание отражает историческую традицию. В качестве примера можно привести правописание окончаний прилагательных, причастий и некоторых местоимений и числительных мужского рода, единственного числа, родительного падежа: плохого, сделанного, моего, одного. Фонетически это окончание звучит [óва], [ъва], [ъвó].

Трудные случаи правописания. Примеры.

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЧАСТИЯХ И В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

1. В прилагательных пишется нн, если

1) прилагательное образовано при помощи суффикса н от существительного с основой на н (цена - ценный),

2) прилагательное образовано от существительного при помощи суффиксов -онн, -енн (лекция - лекционный, торжество - торжественный).

Исключение - ветреный, хотя безветренный, подветренный.

Пишется -н

1)в первообразных прилагательных (юный, синий),

2) в прилагательных с суф. -ан-, -ян-, -ин- (кожаный, серебряный, утиный).

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

2. В отглагольных прилагательных пишется н, если они образованы от глаголов несовершенного вида и не имеют зависимых слов. Приставка не не влияет на написание н или нн (ломаная линия, смышленый мальчик, некошеный луг).

Эти бесприставочные прилагательные следует отличать от сходных с ними причастий, образованных от приставочных глаголов и имеющих зависимые слова (сломанная палка, недавно скошенный луг), в них пишется нн.

3. В отглагольных прилагательных пишется нн, если они образованы:

а) от страдательных причастий на -ованный, -еванный (организованный, балованный, но кованый, жеваный),

б) от глаголов совершенного вида (подержанные книги, доверенное лицо, брошенные дети).

Исключение: названый брат, посажёный отец, прощеное воскресенье,

а также существительное - приданое;

в) от бесприставочных глаголов несовершенного вида, иногда с отрицанием не (желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, неслыханный, данный, деланный).

4. В полных страдательных причастиях пишется -нн-, если они:

а) имеют приставку или зависимое слово (сожженная рукопись, сожженная автором рукопись),

б) образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида (решенная задача).

Иногда страдательные причастия с нн могут быть образованы и от глаголов несовершенного вида (виданный, читанный, слыханный).

5. В существительных, образованных от страдательных причастий и от глагольных прилагательных, пишется столько н, сколько в словах, от которых они образованы (бесприданница, избранник, воспитанник, но труженик, путаник, мученик).

6. В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько в полных (ценная вещь - вещь ценна, зеленая улица -улица зелена).

В кратких причастиях пишется одна буква н (прочитанная книга - книга прочитана).

7. В страдательных причастиях перед -нн-

пишется а(я), если в неопределенной форме перед -ть было а, я (написать - написанный, развеять — развеянный),

е - если в неопределенной форме перед -ть было е или и (видеть - виденный, застрелить - застреленный).

Исключение: выровнять, но выровненный.

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИСО СЛОВАМИ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

Слитное написание

Раздельное написание

1. Со словами, которые не употребляются без не:  неистово, необходимый, нельзя, негодуя

1. С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями:  не читал, не видя, не смотря в глаза, не покрашена,  а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на),  союзами, частицами и наречиями не на -о, -е (не замужем)

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е, когда с не образуется новое слово (можно заменить близким по смыслу без не, неправда - ложь)

2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е при имеющемся (или подразумевающемся) противопоставлении (Он говорил не правду, а ложь)

3. С неопределенными местоимениями, а также отрицательными без предлога:  несколько рублей, нечего делать

3. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги:  не ты, не он, не у кого

4. С полными причастиями без зависимых слов (непрочитанная книга)

4. С полными причастиями при противопоставлении или зависимых словах  (не прочитанная, а лишь просмотренная книга; не прочитанная мною книга)

5. С прилагательными, причастиями и наречиями, если к ним относятся слова:  совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное решение (безрассудное)

5. С прилагательными, причастиями, наречиями, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями (никому), или отрицательными наречиями (ничуть), а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не  (далеко не легкое дело, отнюдь не весело, никому не интересная статья, нисколько не важно)

6. С отрицательными наречиями:  негде, некуда, некогда, ниоткуда, незачем

6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение:  не рад, не должен;  с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не жаль

7. С краткими прилагательными, имеющими то же значение что и полные, написание не подчиняется тем же правилам.  Капля не велика, а мала. Капля невелика (мала), а камень точит.

Частица ни- усилительная, обычно она усиливает уже имеющееся отрицание (не умолкая ни на минуту) и может быть опущена без нарушения смысла.

Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях в составе сложноподчиненного предложения кто ни..., где ни..., как ни..., а также в устойчивых оборотах ни днем ни ночью, ни дать ни взять, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и др.

В независимых восклицательных предложениях пишется частица не (Куда я только не обращался!).

Во всех этих выше описанных случаях ни пишется отдельно.

Частица ни пишется слитно в отрицательных местоимениях и наречиях (без ударения):

никто, никакой, никуда, нисколько.

При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся в три слова (ни у кого).

57