О простых идеях
1. Несложные представления. Чтобы лучше понять природу, характер и объем нашего знания, нужно тщательно соблюдать одно положение, касающееся наших идей, — то, что одни из них — простые, а другие — сложные9.
Хотя в самих вещах действующие на наши чувства качества так тесно соединены и смешаны, что они не отделены друг от друга и между ними нет никакого расстояния, однако производимые ими в душе идеи входят через посредство чувств несомненно простыми и несмешанными. Ибо хотя зрение и осязание часто принимают различные идеи от одного и того же объекта в одно и то же время (человек, например, видит сразу движение и цвет, рука ощущает мягкость и теплоту в одном и том же куске воска), однако соединенные таким образом в одном и том же предмете простые идеи в такой же степени совершенно отличны друг от друга, как и доставляемые различными чувствами. Холод и твердость, которые человек ощущает в куске льда, — такие же отличные друг от друга в уме идеи, как запах и белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть очевиднее ясного и четкого восприятия таких простых идей. Каждая такая идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи.
2. Душа не может ни создавать, ни разрушать их. Эти простые идеи, материал всего нашего знания, предлагаются и доставляются душе только двумя вышеупомянутыми путями, а именно ощущением и рефлексией. Раз разум снабжен этими простыми идеями, в его власти повторять, сравнивать и соединять их в почти бесконечном разнообразии и, таким образом, по желанию создавать новые, сложные идеи. Но и самая изощренная проницательность (wit) и самое широкое разумение не властны ни при какой живости или гибкости мышления изобрести или составить в душе хотя бы одну новую простую идею, не проникшую туда вышеупомянутыми путями; точно так же никакая сила разума не может разрушить уже находящиеся в душе идеи. Господство человека в небольшом мире его собственного разума почти таково же, как в обширном мире видимых вещей, где его власть, как бы искусно и ловко ее ни применяли, простирается
:169
не далее того, чтобы соединять и разделять имеющиеся под рукой материалы, но не может создать ни малейшей частицы новой материи или уничтожить хотя бы один уже существующий атом. Таким же бессильным увидит себя всякий, кто попробует составить в своем разуме какую-нибудь простую идею, не полученную при посредстве его чувств от внешних объектов или при посредстве рефлексии от деятельности собственной души. Хотел бы я, чтобы кто-нибудь попробовал представить себе вкус, который никогда не щекотал его нёба, или составить идею запаха, которого он никогда не обонял. Если кто сможет сделать это, я соглашусь с тем, что и слепой имеет идеи цветов, а глухой — верные, отчетливые понятия о звуках.
3. Вот почему (хотя и нельзя нам считать невозможным для бога создание существа с иными органами и большим числом способов вводить в разум знание о материальных вещах, чем те данные нам пять чувств, которые обыкновенно перечисляются) я считаю невозможным, чтобы кто-нибудь мог представить себе в телах, каким бы то ни было образом устроенных, какие-нибудь другие качества, по которым можно было бы знать о них, кроме звуков, вкусов, запахов, зрительных и осязательных качеств. И если бы человечество владело только четырьмя чувствами, качества, представляющие собой объекты пятого чувства, были бы так же далеки от нашего знания, воображения и понимания, как, может быть, теперь далеки от них качества, относящиеся к шестому, седьмому или восьмому чувствам, отрицание существования которых у других существ в других частях обширной и удивительной вселенной было бы большим самомнением. Тот, кто не будет возноситься надменно над всеми вещами, а присмотрится к необъятности этого мироздания и великому разнообразию, находимому в нашей малой и незначительной его части, с которой он сталкивается, будет склонен думать, что в других обиталищах мироздания могут жить иные и различные разумные существа, о способностях которых он знает и которых понимает так же мало, как мало знает запертый в ящике стола червяк о чувствах и разуме человека; такое многообразие и превосходство приличествует мудрости и могуществу творца. Я следовал здесь обычному мнению, согласно которому у человека только пять чувств, хотя, быть может, их вполне можно полагать и больше; но и то и другое предположения одинаково пригодны для этой моей цели.
:170
Г л а в а т р е т ь я
- Опыт о человеческом разумении
- Посвящение
- Письмо к читателю2
- Примечания
- Книга первая
- Введение
- В душе нет врожденных принципов
- Нет врожденных практических принципов
- Дальнейшие соображения о врожденных принципах как умозрительных, так и практических
- Примечания
- Книга вторая
- Об идеях вообще и их происхождении
- О простых идеях
- Об идеях одного чувства
- О плотности
- О простых идеях от разных чувств
- О простых идеях рефлексии
- О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
- Дальнейший размышления о наших простых идеях
- О восприятии
- Об удержании [простых идей]
- О различении и других действиях ума (mind)
- О сложных идеях
- О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
- О продолжительности и ее простых модусах
- О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
- О числе
- О бесконечности
- О других простых модусах
- О модусах мышления
- О модусах удовольствия и страдания
- О силах [и способностях] (of power)
- О смешанных модусах
- Г л а в а д в а д ц а т ь т р е т ь я о наших сложных идеях субстанций
- О собирательных идеях субстанции
- Об отношении
- Г л а в а д в а д ц а т ь ш е с т а я
- О тождестве и различии
- О других отношениях
- О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
- Об идеях реальных и фантастических
- Г л а в а т р и д ц а т ь п е р в а я он идеях адекватных и неадекватных
- Г л а в а т р и д ц а т ь в т о р а я об идеях истинных и ложных
- Примечания
- Книга третья
- О словах, или о языке вообще
- О значении слов
- Об общих терминах
- Об именах простых идей
- Об именах смешанных модусов и отношений
- Об именах субстанции
- О словах-частицах
- Об отвлеченных и конкретных терминах
- О несовершенстве слов
- О злоупотреблении словами
- О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений
- Примечания
- Книга четвертая г л а в а п е р в а я о познании вообще
- Г л а в а в т о р а я о степенях нашего познания
- Г л а в а т р е т ь я о сфере человеческого познания
- Г л а в а ч е т в е р т а я о реальности нашего познания
- Об истине вообще
- Г л а в а ш е с т а я об общих положениях, их истинности и достоверности
- О положениях с ничтожным содержанием
- Г л а в а д е в я т а я о нашем познании существования
- Г л а в а д е с я т а я о нашем познании бытия бога
- О нашем познании существования других вещей
- Об усовершенствовании нашего познания
- Несколько дальнейших соображений относительно нашего познания
- О суждении
- О вероятности
- О степенях согласия
- Г л а в а в о с е м н а д ц а т а я о вере и разуме и их различных областях
- Г л а в а д в а д ц а т а я об ошибочном согласии, или заблуждении
- О разделении наук
- Примечания