logo search
is_yaz

5.Языкознание эпохи Возрождения.

С наступлением Возрождения авторитет церкви начал заменяться авторитетом античного мира.В борьбе против духовного порабощения церкви деятели Возрождения обращались к богатой национальной культуре греков и древних римлян.Завоевание Константинополя турками (1453) вызвало бегство греческих ученых в Италию.Оживилось изучение греческого и латинских языков.Иоганн Рейхлин,Жюль Сезар Скалигер,Роберт Стефанус и др провели громадную работу по изданию и толкованию греческих и латинских текстов.Реформация вызвала потребность перевода библии на языки разных национальностей с оригинала.Возник интерес к семитским языкам.Семитской филологии-изучению древнееврейского,арамейского,арабского,эфиопского-в 16-17 в посвящали свое внимание Иоганн Рейхлин,Яков Холиус и Эрпений,Иоганны Буксторфы,Иов Лудольф.

В эпоху Возрождения важное значение имели разработка и издание описательных и нормативных грамматик живых национальных языков новой Европы.Надо было решать какой из диалектов принять за основу общего лит-ого языка той или иной нации.15 в стал свидетелем окончательной победы современных живых языков над мертвой латынью.Поэт Данте в работе (о народном красноречии )выступал в защиту народных языков.А божественную комедию написал не на классической латыни,а на народном итальянском языке.В кон 15 в –первая испанская и бретонская грамматики.Из словарей первыми были итальянский и французкий словарь. В результате открытия Америки в 1492г., морского пути в Индию, кругосветного путешествия Магеллана происходит расширение лингвистического кругозора, изучение языков в международном масштабе. Знакомство Европы с огромным количеством новых экзотических языков, в том числе с санскритом.

В век просвящения (17-18)главным фил направлением был рационализм,который верил во всесилие разума и поэтому придавал значение не столько фактам ,сколько разуму и свойственным ему априорным понятиям.Проявился в составлении универсальных грамматик,и в создании искусственных яз.Чуть позже в 18 –сенсуализм-они выдвинули на первый план психологический аспект языка.Логическая грамматика.Рационализм является важнейшей основой логических грамматик господствующий в век просвещения.В области лексики рационализм советовал не помещать в словари варваризмы и вульгаризмы.А Лейбниц рекомендовал создавать словари на широкой основе народных диалектов и включать также профессиональную терминологию.Первую общую и рациональную грамматику разработали ученые монахи Парижского монастыря Пор-Рояль Антон арно и Клод Лансло на фран яз и издали ее в Париже в 1660.В ней впервые дается теоретическое обоснование связи между грамматикой и логикой.: язык выражение мышления;категории языка-воплощение категорий мысли,она является рациональной,логической ;если логика одна то и грамматика должна быть одна.Труд Арно и Лансло ставил своей задачей определить естественные основы искусства речи ,общие всем языкам принципы и причины встречаемых в них различий.Поэтому эта грамматика кроме своего главного предмета –фран яз,брала факты из лат, греч,древнеевр.Логическая грамматика отождествляет грамматические категории с логическими и свою задачу видит в описании грамматических явлений через посредство и в терминах логических категорий.Язык и мышление взаимосвязаны,но каждый из них имеет свои особенности,свою специфику.Из первых противников лог грам фран филосов Петр Рам –боролся в философии против догм аристотелевской логики и схоластики. До 18 в язык считался неизмененным в своем существе.Крупнейшей заслугой 18 в являются смелые попытки ревизовать эти закоренелые взгляды и начать смотреть на язык как на явление изменяющееся.Основатель философии истории итальянец Джамбатиста Вико в работе новая наука,набрасывает картину процесса развития человеческого общества и языка.

6.Философия языка В.фон Гумбольдта. Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767--1835)Нем. учёный, барон фон Гумбольдт (1767-1835) заложил работами основы общ. и теоретич. языкознания, философии языка и нов.направления совр. языкознания. Трактаты «О сравнит. изучении языков…», «О происхождении грамм. форм…» представили обобщение исследований по санскриту. В письме "О природе…" выраж. взгляды на происх–е, развитие и сущность яз. Работа "О букв. Письме…" посвящ. соотношению яз.и письменности. Лингвистич. взгляды Г. тесно связ. с его историко-философской концепцией и отражают некот. положения классич. нем. философии (метафизика, категориальная таблица, метод гносеологического анализа Иммануила Канта (1724-1804), идеи Иоганна Фихте (1762-1814), диалектика Фридриха Гегеля (1770-1831). Швингер считал, что взгляды Г. связ. с неоплатонизмом, явл. осмыслением учения Плотина о душе и представления о внутр. Форме. Г. в св. сочинениях утверждает, что сущ. неразрывная связь и тождественность яз. и "нар. духа", она "недоступна для нашего разумения" и "остаётся для нас необъяснимой тайной". Развивая идеи Гердера (1744-1803), Г. исследует проблемы происхождения и генеалогии яз., сравнит–го изучения языков, их классификации, роли языка в развитии духа.

Г. использ. термин "energeia" для обозн. языка как деятельности (возм., заимств. у англ. уч. Гарриса). Яз. как деятельность "нар. духа", по Г., духовная сущность создаётся нар. языковым сознанием, это связь взаимодействия. Энергейтическую теорию языка Г. можно понять как введение в общую теорию человека, отвечающую на вопрос "Что такое язык?" и далее "Чего достигает человек посредством языка?" => Язык есть как бы внешнее проявление духа, яз. развивается по законам духа, формой существования языка является его развитие; "язык не продукт деятельности, а деятельность.

В раб. "О сравнительном изучении языков…» б. выведена осн. задача языкознания как изучение кажд. Извест. Яз. в его внутр. связях и отношениях частей к цел. организму. Под организмом Г. понимает язык как целостность, как систему. Он создал также знаковую теорию языка, отмечает, что яз. есть одновр. и отражение, и знак (звук и понятие, слово и понимание).

Г–ая концепция взаимоотношений формы и субстанции проявляется при анализе звуковой формы, в част. при опред–и понятия артикулированного звука. Звуковая форма, благодаря общности звука и мысли, связ. с обозначением предметов. "в нечленораздельном звуке проявляет себя чувствующая сущность, а в членораздельном звуке проявляет себя мыслящая сущность". В отлич. от жив–х, у чел. наблюдается чёткая определённость реч. звука, кот. необходима разуму для восприятия предметов. Т.О., язык занимает промежут. положение м/у чел. и воздействующей на него природой. Язык, хотя и связан с духовным бытием человека, вместе с тем имеет и самостоятельную жизнь, причём он как бы господствует над человеком.

Учение о происхождении и развитии языка: Яз. Возник. из ч–ка. Организм яз. возникает из присущей человеку спос–ти и потребности говорить; в формир–и участвует весь народ; по природе социален, ибо он ф–ет в кач. обозначения предметов и как ср–во общения; индивидуален. Раз возникнув, язык непрерывно развивается.

В проекте сравнительного языковедения, в котором язык как предмет раскрывается полностью лишь в исследовании многосторонних и необходимых связей, Гумбольдт отмечал, что "... язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы являются теми четырьмя объектами, которые в их взаимной связи и должны изучаться в сравнительном языковедении". Этот способ рассмотрения языка в широком контексте связанной с ним проблематики отвечает требованиям и философии, и лингвистики, это по существу попытка их соединения и преодоления односторонности наук, исследующих отдельные сферы действительности, поскольку по существу и на самом деле это касается мира в целом и его первоначал.

По лекции:антропологический подход к языку.Адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с изучением чел-ка ,его кул-ой и духовной жизни,его мышлением и сознанием.Центр понятием для него оказ дух норода ,кот определяет каким будет язык.У цив народов звуки речи оказ более членораздельными ,чем у народов стоящих ниже в развитии.Вообщем для него язык отождествляется с мышлением.Язык как система противопоставляется речи или результату этой речи.Ог говорит что яз это не свершение духовной жизни ,а сама дух жизнь.Возникновение языка объясняется внутренней потребностью человека.Язык не только внешнее средство общения людей в обществе но он заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и образования мировоззрения.Он настаивает на единстве развития мышления и языка в антропогенезе-процесс разв человека.Каждый человек имеет свой собственный язык и все люди разных нац говорят на одном и том же языке.Язык –это отображение изначальной языковой способности заложенной в чел-ке виде некоторых смутно осозноваемых принципов деятельности и актуализирующийся с помощь. Субъективной активности говорящего.Порождение языка-это синтетический процесс сплавления понятия со звуком ,превращающий звук в живре выражение мысли.Внутренняя форма яз- глубинный принцип его пораждения кот определяет своеобразие языковой организации.Внешняя форма-в значении можно выделить : языковое зн и зн из области внешнего мира.Функции яз:1)когнитивная(предназначение мысли формирования)2.коммуникативная

7.Сравнительно-историческое языкознание Новая филология XVII-XVIII вв. пыталась противопоставить себя классической филологии, всеобщей, рациональной грамматике. Но общее у них было то, что представление о языке и речевой деятельности как предмете исследования оставалось внеисторическим, застывшим. Начало XIX в. в истории европейского языкознания проходит под воздействием трёх ясно определимых факторов: проникновение исторического метода в науку, развитие романтического направления в философии, знакомство и изучение санскрита. В XIX в. разбор языковых изменений становится приёмом особого свойства; так возникает и развивается сравнительно-историческое языкознание, составляются сравнительно-исторические грамматики и историко-диалектные словари. Объём языковых накоплений растёт: изучаются древнегреческий, латинский, германские, иранские, славянские языки и санскрит. Разобщение европейского и азиатского языкознания преодолевается, назревает вопрос о единстве лингвистики Старого и Нового Света. Сравнительно-историческое языкознание определяется как область языкознания, объектом которой являются родственные, т.е. генетически (по происхождению) связанные, языки. Сравнительно-историческое языкознание рассматривает историю выражения определённых значений и эволюцию языка в связи с его историей. Оно дополняет типологию языков, которая исследует языковую форму как средство выражения значений. Наука о языке на протяжении XVII ─ XIX в. не только испытала плодотворные влияния со стороны общей методологии наук, но и сама принимала деятельное участие в выработке общих идей (принцип историзма, открытие законов развития, структурный анализ и т.п.).

Этапы становления и развития сравнительно-исторического языкознания.

1. Накопление огромн. языков. материала. Установление истинного и единств. объекта изучения. Грамматика, продолжаемая с древних времён, рассматривается как дисциплина нормативная (давать положительные критерии, правила для различения правильных форм от форм неправильных). Знакомство европейских лингвистов с санскритом (к.XVIII в.). Создание грамматик национальных (народных) языков Европы (с XVI в.).

2. Филология в Европе как развитое продолжение филологии древности (Александрийская "филологическая" школа, Арабская и т.п.). Системное сравнение (первоначально: лексика и грамматика) вульгарного и классического языков. 1816 г. – работа Франца Боппа "Система спряжения санскрита", возникновение компаративной филологии, или "сравнительной грамматики", изучающей отношения, связывающие санскрит с языками германскими, греческим, латинским и др. Бопп изъяснил возможность построения самостоятельной науки на материале соотношений родственных языков для понимания одного языка другим языком, для объяснения форм одного языка формами другого. Рождается исторический принцип в исследовании. Возникновение сравнительного (контрастивного, конфронтативного) языкознания. В эт. же напр–и: Яков Гримм, основатель германистики ("Нем. грамматика" опубл. в 1822-1836 гг.). Этимология осознаётся не т. как процесс словообр–ия в одн. яз., как изобразит. св–ва имён, но и как отношения м/у языками в их слов. составе (иссл–я Августа Потта, чьи книги снабдили лингвистов массой этимолог. материалов; Адальберт Кун, работы кот. касались сравнит. лингвистики и сравнит. мифологии; индологи Теодор Бенфей и Теодор Ауфрехт и др). Яз. стал пониматься как понятийное и почти совсем безобразное ср–во выражения мысли. К этой же герм. шк. сравнит. лингвистики следует отнести Макса Мюллера, Георга Курциуса и Августа Шлейхера. М.Мюллер популяризировал её талантл. лекциями ("Чтения о науке о языке", 1861 г., на англ. языке); Курциус известен "Принципами греч. этимологии"(1879 г.), был одним из 1х, кто примирил сравнит. грамматику с классич. филологией. Шлейхер 1й сд. попытку собрать воедино результаты вс. частн. исслед–й. Его "Компендиум сравнительной грамматики индогерм. языков"(1861г.) является систематизацией заложенной Боппом науки.

3. В 1870-х гг. стали задаваться вопросом, каковы же условия жизни языков. Обращается внимание на объединяющие их соответствия, что это только один из аспектов языкового явления, что сравнение – средство, метод воссоздания фактов. Исследование проблем внутр. формы языка, связи звука и значения, язык. типологии. Первый толчок дан американцем Уильямом Утни, автором "Жизни языка"(1875 г.). Вскоре образ–сь шк. "младограмматиков" во гл. её были нем.е учёные: Карл Бругман, Герман Остгофф, германисты Вильгельм Брауне, Эдуард Зиверс, Герман Пауль, славист Август Лескин и др. Они располагали итоги сравнения в истор. перспективе и т.о. располагали факты в их естеств. порядке.Язык перестал рассм–ся как саморазвивающийся организм и б. признан продуктом коллект. духа язык. групп. Открыты опред. фонетич. законы (19в.), синхрония и диахрония языка (развитая позже в теории де Соссюра), яз. стал рассматриваться как система.

4. Этой ступени свойственно методологич. ед–во сравнит. языкознания, основ. на сравнении фактов разн. языков м/у соб. Определены осн. разделы языкознания: общ. языкознание (философия языка и общая грамматика), сравнительно-историческое языкознание, частн. языкознание (изучение отдельных языков, составление нормативных грамматик и словарей). Принцип научности языкознания связ–ся с принципом историзма. Болгарский лингвист Владимир Георги́ев (род. 1908 г.) делит историю сравнительно-исторического языкознания на 3 периода: 1-й – 1816-1870 гг., 2-й – 1871-1916 гг., 3-й – языкознание 20в. Нем. учёный Бертольд Дельбрюк (1842-1922) утверждал, что 1-й период открывается "Сравнительной грамматикой" Франца Боппа и завершается работой Августа Шлейхера "Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков" (1861-1862).