2. Грамматическое значение и грамматическая форма. Способы и средства выражения грамматических значений. Парадигма и парадигматика.
Грамматическое значение и грамматическая форма.
Грамматические значения (по Иванову) — это значения, характеризующиеся следующим: они охватывают целый класс слов, они абстрактны и отвлечены, а главное — они обязательны!
Грамматическое значение (по Камыниной)— это такое отвлеченное значение, которое выражается формальными грамматическими средствами или тем, что называют грамматической оформленностью (или грамматической формой) слова.
В грамматическом оформлении слова участвуют его морфологические формы, морфемно-словообразовательная структура, синтаксические свойства и синтаксические связи. Грамматические значения неодинаковы.
Грамматические значения нередко называют дополнительными к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что делать этого не следует. Лексические и грамматические значения представляют собой два разных типа языковой семантики.
Типы грамматических морфологических значений:
номинативное грамматическое морфологическое значение.
Это такое грамматическое значение, которое отражает внеязыковую действительность. То есть ТАК ЕСТЬ В ПРИРОДЕ! Не в языке, а в природе!
Синтаксическое грамматическое морфологическое значение.
Значение, не отражающее внеязыковую действительность. Зачем они нужны? Эти значения необходимы для связи слов.
Вода — форма ед.ч. Возникает вопрос: существительное «вода» в форме ед.ч. называет предмет, равный одной штуке? Невозможно! Воду вообще посчитать нельзя!
Тогда зачем нужна эта -а? Только для того, чтобы можно было согласовать: Большая вода прибыла в Хабаровский край.
Типы грамматических значений:
род
число
падеж
сравнительная степень
вид
залог
наклонение
время
лицо
Разновидности грамматических значений:
Основное, или инвариантное значение.
Частное значение.
Переносное значение.
Основное, или инвариантное значение — значение, представленное в чистом виде, вне контекста.
Пример: Основным значением ед.ч. является значение единичности. Основным значением настоящего времени является значение совпадения действия с моментом речи.
Частное значение — значение, обусловленное контекстом. То есть, благодаря какому-то окружению других слов, в какой-то синтаксической позиции проявляется четкое значение.
Пример: рыба дышит жабрами.
Вопрос: только одна рыба так дышит, а остальные нет? В данном контексте форма ед.ч. выражает (помимо основного) еще и частное значение — собирательное. То есть любая, каждая, всякая рыба.
Переносное значение — это значение употребления грамматической формы в значении противочлена. Что значит «в значении противочлена»? Единственное вместо множественного. Настоящее вместо прошедшего.
Как и лексическое, переносное гр. значение тоже эмоционально окрашено, стилистически маркировано и это тот случай, когда мы имеем возможность выбора. Мы выбираем не потому, что мы имеем право выбрать, а потому, что хотим украсить каким-то образом свою речь.
Пример: они по театрам ходят, а я с ребенком сиди!
Люди в данный момент были в театре, а не ходили по театрам. То есть множественное вместо единственного.
И всегда такая форма является формой стилистически маркированной. Значение эмоционально окрашено.
Грамматическая форма:
грамматическое значение выражается грамматическими формами!
Грамматическая форма — это языковой знак, в котором находит свое регулярное выражение грамматическое значение.
Пример: «дом » - нулевая флексия — как раз языковой знак, в котором регулярно выражается значение рода, числа, падежа.
«пишу» - языковой знак, в котором регулярно выражается значение изъявительного наклонения, настоящее время, 1 лицо, ед.ч.
То есть грамматическая форма — это типизированное языковое средство.
Способы и средства выражения грамматических значений:
1 способ — синтетический.
Морфологическое грамматическое значение выражается при помощи формообразующих аффиксов (все флексии и небольшой набор суффиксов).
2 способ — аналитический.
При этом способе выражение грамматического значения - оно выражается не аффиксами, а как-то по-другому. Как? Существует 2 разновидности аналитического способа выражения грамматического значения:
1 разновидность аналитизма — вспомогательные слова.
Мы их наблюдаем в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных (более интересный, самый интересный). Безусловно, есть аналитизм в выражении значения сослагательного (по школьной программе — условного) наклонения (шел бы, писал бы). Безусловно, аналитизм наблюдается при выражении повелительного наклонения: пусть, пускай, давай, даи т. д.
Пусть пишут
Давай споем
Да здравствует 1 мая!
2 разновидность аналитизма связана стем, что грамматическое морфологическое значение выражается синтаксическими средствами. То есть это аналитическое синтаксическое грамматическое значение.
бабушка спала — данное окончание не выражает ж.род (дедушка, забияка).
но: дедушка спал
бабушка спит
Каким способом выражено грамматическое значение рода в слове «бабушка» и «дедушка»? Никаким.
В предложении, где не будет подсказки, понять, как выражен род, невозможно.
В предложении «Бабушка спит» морфологическое значение рода не выражено. В предложении «Бабушка спала» морфологическое значение женского рода словоформы «бабушка» выражено синтаксическим средством — координируемой формой глагола прошедшего времени женского рода.
3 способ — суплетивизм основ.
Суплетивизм — это когда грамматическое значение выражается другой основой.
Человек-люди
ребенок-дети
я-меня
иду-шел
В русском языке только 3 способа выражения грамматического значения!
Парадигма и парадигматика:
Парадигма — это полный набор словоформ отдельного слова (все формы одного слова).
Парадигмы бывают:
типовыми
частными
Типовые: включают все морфологические формы слова.
Частные: объединяют формы на основе одного грамматического значения:
- парадигма времени
- парадигма наклонения
- парадигма вида
- полные парадигмы
- дефектные парадигмы
- изобилующие парадигмы
Парадигматика (Толковый словарь)– это рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом, включение их в ряды “по вертикали” — столбики (падежные формы одного склоняемого слова или личные формы одного глагола, один и тот же корень в разных аффиксальных окружениях, ряд позиционно чередующихся звуков)
- 2. Грамматическое значение и грамматическая форма. Способы и средства выражения грамматических значений. Парадигма и парадигматика.
- 3. Понятие грамматической категории. Признаки грамматической категории. Грамматические категории и лексико-грамматические разряды.
- 4. Части речи. Признаки частей речи. Система частей речи в русском языке. Распределение слов по частям речи.
- 5. Имя существительное как часть речи. Грамматические категории имени существительного. Общая характеристика лексико-грамматических разрядов имен существительных.
- 6. Категория рода имен существительных. Характеристика категории рода. Способы и средства выражения категории рода. Оппозиции, складывающиеся внутри категории рода.
- 7. Существительные общего рода. Развитие структуры рода у существительных со значением лица.
- 8.Категория рода у существительных, обозначающих названия животных. Категория рода у несклоняемых существительных. Колебания в роде имён существительных.
- 9.. Существительные singularia tantum. Существительные pluralia tantum.
- Синтетический и аналитический способ выражения падежных значений
- 11. Основные значения падежей.
- 12. Типы склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные. Адъективное склонение имен существительных. Несклоняемые существительные.
- 13. Имя прилагательное как часть речи. Вопрос о лексико–грамматических разрядах прилагательных. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные и относительно – притяжательные.
- 14. Качественные прилагательные, их признаки. Краткие формы прилагательных, их семантика, морфологические свойства и синтаксические функции. Образование кратких прилагательных.
- 15. Степени сравнения имен прилагательных и их образование. Употребление степеней сравнения.
- Сравнительная степень
- Превосходная степень
- 18. Имя числительное в системе частей речи. Признаки числительных как части речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Вопрос о порядковых числительных.
- 21. Вопрос о местоимениях как особой категории слов в русской грамматической науке. Лексико-грамматические разряды местоимений.