logo
сусов введение в языкознание книга1

Вступление введение в языкознание

Специальность, которой овладевают студенты факультета романо-германской филологии (ныне в более громоздкой формулировке -- факультета иностранных языков и международной коммуникации) Тверского государственного университета, именуется "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Близкой по своему содержанию является специальность "Филология", которую изучают студенты отделения русского языка и литературы филологического факультета. Обе специальности роднит наличие в учебных планах общелингвистического компонента.

Важное место в профессиональной подготовке лингвистов и филологов занимают изучаемые наряду с иностраннымси языками или родным языком дисциплины общелингвистического цикла. В этот цикл входят "Введение в языкознание", "История языкознания" и "Общее языкознание".  Начальную лингвистическую подготовку даёт курс "Введение в языкознание".

Обычно (в большинстве университетов России) эта дисциплина изучается в первом и втором семестрах, на что отводится по 2 учебных часа на протяжении всего учебного года. Курс введения в языкознание призван обеспечить начальное знакомство студентов с основными понятиями, идеями и проблемами современного общего языкознания, с некоторыми методами лингвистических исследований. Являясь курсом элементарным, пропедевтическим, он тем не менее ставит своей целью познакомить студентов в доступной форме с тем,

Студенты должны получить представление о том, что лингвистика -- это не некое застывшее множество знаний, а беспрерывная познавательная деятельность, требующая от её участников хорошей профессиональной подготовки.

Языкознание находится в процессе постоянного движения вперёд, и об этом свидетельствует наблюдающийся в  последние примерно сорок лет (с конца 50-х -- начала 60-х годов ХХ века) дрейф лингвистики. В первой половине ХХ века её в основном занимали проблемы языка как достаточно хорошо упорядоченной системы относительно автономных строевых единиц, т.е. проблемы фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а потом и семантики.Фонетика и фонология, морфология, синтаксис, лексикология и семантика в их синхроническом и диахроническом (историческом) аспектах образуют в совокупности ФУНДАМЕНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.Без знания этих дисциплин невозможно успешное овладение другими областями лингвистики.

На основе достижений в исследовании внутренней структуры языка в середине ХХ века испытала новый расцвет лингвистическая типологияи начала формироватьсяматематическая лингвистика.

Теперь же в фокусе внимания оказались проблемы функционирования языка, особенности его использования в различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возросло внимание к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий и т.п.

Рядом с теоретическим языкознанием утвердило себя прикладное языкознание.

На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся дисциплины, как

Основное содержание дисциплины в том аспекте, как оно видится на основе более чем 25-летнего преподавательского опыта кафедры общего и классического языкознания Тверского государственного университета, представляющей собой один из ведущих исследовательских языковедческих коллективов в стране, излагается в лекциях, закрепляется и углубляется в практикумах, закрепляется в процессе самостоятельной работы студентов.

Исчерпывающее знание содержания лекций и пояснений, которые даются руководителями практических занятий, является обязательным, поэтому в принципе не допускается их пропуск студентами. Пропуск более 2  семинарских занятий будет отрицательно сказываться на итоговой экзаменационной оценке.

Рекомендуются разнообразные способы получения и фиксирования учебной информации:

Первичными и ведущими источниками лингвистической информации для первокурсника являются лекции и семинарские / практические занятия. Именно здесь, в студенческой аудитории,

Оценки, полученные студентами на промежуточных этапах, учитываются на итоговом экзамене по дисциплине.

Основными книжными источниками информации по всей дисциплине в целом или большинству её разделов являются:

Эти источники используются неодинаково по степени обязательного охвата их содержания. Исчерпывающим должно быть владение материалом учебника Юрия Сергеевича Маслова (ЮСМ) и материалом моего электронного учебника (ИПС).

Выборочно используются учебники и учебные пособия других авторов, в том числе:

Первокурсникам рекомендуется как можно скорее обзавестись в Интернет-Центре университета своими электронными адресами, научиться выходить в Интернет и искать на его страницах информацию, относящующуюся к их профессии. Значительным подспорьем в работе над проблемами языкознания являетсяперсональнаястраница И.П. Сусова, содержащая множество ссылок (links) на ресурсы Интернета и расположенная по адресуhttp://homepages.tversu.ru/~ips.

Умные, талантливые, одарённые студенты не удовлетворяются предлагаемыми списками литературы и в своих поисках обращаются к научно-популярным и научным книгам, сборникам, справочникам, к описаниям языков различных типов. Они как раз и становятся отличниками в подлинном смысле этого слова.

Регулярно можно просматривать в Сети материалы, на которые указывают следующие гиперссылки:

Можно уже при первых же посещениях моего сайта зайти в Лингвистическую гостиную и познакомиться с её интерьером, с тем чтобы впоследствии чаще обращаться к её материалам:

Учебный материал распределяется по 8 относительно самостоятельным модулям. В каждом модуле перечисляются обязательные для усвоения теоретические понятия и положения, указываются основные и дополнительные источники информации по соответствующим проблемам. В модуле 9 содержатся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и рекомендуются задачи и упражнения для выработки практических навыков анализа языковых фактов. Все эти модули беспрерывно модифицируются.