logo
РЛ XX в

Тема 14

Человек в немыслимо жестоком мире. (Ю. Домбровский «Факудьтет ненужных вещей», А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», В. Шаламов «Колымские рассказы»).

План

  1. Художественное пространство и время репрессий в обсуждаемых произведениях.

  2. Замкнутый внешний мир и распахнутое в историю внутренний мир политических заключенных. Фокус превращения локального пространства в глобальное, части в целое.

  3. Абсурдистская поэтика романа «Факультет ненужных вещей». Живые и мертвые среди жертв и палачей.

  4. Жанровое своеобразие «Архипелага ГУЛАГа А. Солженицына как романа-исследования природы Зла. Документализм и психологизм повествования. Мозаичная структура повествования.

  5. Абсурд человеческого поведения и абсурд системы подавления в «Архипелаге ГУЛАГе»

  6. Колымский мир Валаама Шаламова. Авторское презрение к искусству и искусственности. Пафос безыскусной правды. Эмблематика северного пейзажа.

  7. Типология персонажей в «Колымских рассказах».

  8. Кто виноват в случившемся? Индивид? Сцепление обстоятельств? Вывих истории? Ответы, предложенные писателями, и ваше собственное мнение.

Литература

  1. Бёлль Г. Четыре статьи о Солженицыне // ИЛ. 1989. № 8. С. 228 – 237.

  2. Воронин В.С. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте. Волгоград, 1999.

  3. Голубков М.М. Александр Соженицын. М., 1999.

  4. Зверев А. «Глубокий колодец свободы»: Над страницами Юрия Домбровского // ЛО 1989. № 4.

  5. Лейдерман Н. Л. Взыскующее слово (Александр Солженицын6 позиция и поэтика) Екатеринбург, 2000.

  6. Н.Л Лейдерман, М. Н. Липовецкий. Современная русская литература 1950 – 1990-е годы: В 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 300 – 332. Т.2. С. 204 – 217.

  7. Мешков Ю. А. Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993.

  8. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

  9. Пискунов В., Пискунова С. Эстетика свободы // Звезда 1990. №1

  10. Солженицын А.И. С Варламом Шаламовым // Новый мир. 1999. № 4. С. 163 – 169.

  11. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. М., 2003.С. 208 – 242.