logo
Рус

Глава 4 Культура монологической речи

Важной и, скорее всего, главной, первостепенной частью речевой культуры является культура монологической речи.

Монологическая речь – это речевой акт, осуществляемый одним лицом на протяжении большего или меньшего времени и включающий в себя отдельные взаимосвязанные высказывания, которые в целом составляют какой-либо цельный и законченный рассказ, описание, рассуждение или их сочетание.

Монологическая речь может быть не только устной, но и письменной. В данной главе мы рассмотрим лишь устную монологическую речь, которая может быть реализована в виде бытового рассказа (о каком-то происшествии, событии), лекции преподавателя, репортажа корреспондента, ораторского выступления и др.

Чтобы речевой монолог был понят собеседником или группой слушателей, необходимо соблюдать определенные правила и нормы, т. е. культуру монологической речи. Эти правила выработаны человечеством уже много веков назад; многие из них достаточно известны, однако не так просто следовать им на практике. Одни правила подразумевают прежде всего связность, вразумительность речи, ее элементарную логичность, ясность, точность, другие – более специальные, специфичные – способствуют приданию речи красоты, увлекательности и требуют не только теоретического, но и практического усвоения. Существуют также правила особого рода – прагматические, обучающие ориентировать свою речь на конкретного собеседника или на конкретную группу слушателей, учитывать их интеллектуальные возможности восприятия содержания речи, психологические особенности и др.

Попытаемся рассмотреть вопросы культуры устной монологической речи посредством анализа ее главного понятия – «говорение».

Технические характеристики говорения

К культуре речи имеют непосредственное отношение, по существу, все технические характеристики говорения. Прежде всего именно ими должен овладеть человек, заботящийся о культуре своей монологической речи.

К техническим характеристикам говорения относятся внешние признаки этого процесса: свободная речь, автоматизм, скорость речи (говорения), беглость, плавность, автоматическая пробежка, экономичность речевого действия, гибкость, напряженность, динамичность, умения и навыки устной речи.

Свободная речь (свободное говорение) – это речь без затруднений, без мучительных поисков слов, без задержек и без речевых ошибок, логически стройная, складная, связная. Один и тот же носитель языка (родного или неродного) может говорить свободно на одни темы и испытывать затруднения, рассматривая другие темы. Например, школьники или студенты, бойко рассуждая о футбольном матче или прочитанном детективе, зачастую проявляют скованность на экзамене, даже если в целом знают материал. Свободная речь подчас может быть сильно искажена – например, речь иностранцев в связи с многообразной интерференцией родного для них языка. И у носителя русского языка часто речь бывает свободной, но неправильной, когда он изъясняется на каком-то жаргоне; приступая же к нормированной речи, он сразу испытывает затруднения, не в силах быстро подобрать нужные слова. Бывает также, что, являясь участником диалога, человек говорит свободно, произнося отдельные короткие реплики, но его монологическая речь, состоящая из нескольких предложений-высказываний, перестает быть свободной, характеризуясь неоправданными задержками, несогласованностью между словами и предложениями. Постоянно тренируясь, нужно добиваться, чтобы речь стала беглой, – в противном случае нельзя говорить о культуре речи.

Автоматизм речи – это совокупность устойчивых, выработанных длительной практикой речевых навыков и умений, речевые операции и рациональные и непроизвольные действия. Однако, как указывает Е.И. Пассов, «говорение нельзя автоматизировать полностью: оно предназначено для использования в бесконечно меняющихся ситуациях общения»

[9].

Скорость (темп) речи обусловливается автоматизмом говорения, степенью развитости речи, языковой и речевой компетентностью, предметной компетентностью и другими факторами. Естественно, скорость речи будет высокой, если все перечисленное в большой мере свойственно субъекту речи. При свободном говорении темп речи при обычных обстоятельствах не превышает норму; однако он не должен быть и замедленным, за исключением особых случаев. Средний темп речи носителя русского языка составляет 240–260 слогов в минуту (без ограничения естественных необходимых пауз), т. е. этот средний темп речи не должен влиять на ее синтагматичность (тоже неотъемлемое свойство естественной свободной речи), т. е. членение высказывания на речевые смысловые отрезки, синтагмы.

Экономичность речевого действия – это способность (обусловленная автоматизмом) осуществлять речевые операции, действия рационально, оптимально с точки зрения расхода времени и усилий. Уровень напряженности речи (говорения) обратно пропорционален уровню ее автоматизма. Свободное говорение характеризуется низким уровнем напряженности; ее уровень повышается, когда субъект говорит на недостаточно знакомом ему языке, когда речь сочетается с синхронной речемыслительной деятельностью повышенной сложности.

Гибкость речи – это готовность и способность успешно использовать речевые умения и навыки не в одной, а во многих ситуациях речи, в том числе нестандартных, новых; использовать для разных ситуаций разнообразный языковой и речевой материал.

Понятие «гибкость речи» близко к понятию «динамичность речи». «…Если гибкость навыка обеспечивает его перенос в аналогичную, подобную ситуацию, то динамичность обеспечивает говорящему его речевую деятельность в любой новой ситуации общения»

[10].

Единство гибкости и динамичности речи – один из важных и наиболее наглядных внешних показателей культуры речи, который проявляется в том, что человек может свободно произнести связный, хотя бы трехминутный монолог на разные темы. К этому должен стремиться человек, претендующий на наличие у него образованности и культуры. Как этого достигнуть? Это достигается путем каждодневного чтения художественной литературы и научной литературы, а также газет и журналов. Накапливаемая эрудиция, речевые выражения, специальные и неспециальные слова откладываются в памяти, систематизируются в ней, и это дает свои плоды: человек сам уже хочет и может говорить на многочисленные темы, в которых он уже является эрудитом. Необходимо пользоваться любым случаем (разговоры, дискуссии и т. д.), чтобы говорить на ту или иную тему, искать возможность для индивидуального монологического выступления, прося слово на собраниях, торжественных вечерах, активно отвечая на занятиях в аудитории. Именно так, посредством практики, развивается гибкость, т. е. беглость, свобода речи безотносительно к любой ситуации. Надо не только владеть информацией, но и уметь ее передать. По этому поводу существует известное выражение: «Знает, а сказать не может». Это достигается путем серьезной и длительной тренировки, во время которой развиваются рече-мыслительные механизмы.

Разумеется, не всегда человек, имеющий, как говорится, «хорошо подвешенный язык» (а это и есть гибкость речи), говорит что-то, представляющее ценность для окружающих, но это уже вопрос не внешней, а внутренней стороны культуры речи.

К техническим характеристикам говорения следует отнести также дикцию (степень отчетливости артикуляции звуков и четкости произношения слов, высказываний), громкость (интенсивность высказывания), стиль произношения (полный и неполный). Полный стиль произношения – это более тщательное выговаривание всех звуков и более медленный темп речи (у дикторов, ораторов, лекторов этот стиль является обязательным). Неполный стиль произношения – это не очень отчетливое или даже небрежное произношение звуков речи и слов в убыстренном темпе. Это тоже имеет отношение к культуре речи: тот или иной из этих стилей произношения нужно выбирать, сообразуясь с ситуацией речи.

Особенности монологической речи

Как уже упоминалось, монологическая речь реализуется как устный рассказ, репортаж с места события, лекция ученого и т. д. Однако представляется, что в наибольшей

полноте культура монологической речи проявляется в ораторской речи; именно в ней используется большинство стилистических приемов, с помощью которых достигаются ясность, четкость, стройность и другие качества, являющиеся неотъемлемыми признаками речевой культуры.

В связи с этим рассмотрим правила и приемы ораторской речи, которые, по нашему мнению, вбирают в себя правила и приемы любой хорошей монологической речи.

Риторика – это теория и искусство красноречия, подготовки и произнесения убедительных и красочных речей. Убедительность и красочность – обязательные признаки ораторской речи; при их отсутствии высказывание будет иметь вид сообщения или доклада, имеющих другие особенности и построенных в соответствии с иными правилами. Информация, содержащаяся в ораторской речи, непременно должна сопровождаться выражением эмоций – это повышает убедительность информации. Кроме того, должны быть использованы эффектные приемы – только тогда речь может произвести хорошее впечатление, а значит, стать эффективной. Главная задача оратора – полностью завладеть вниманием слушателей и заставить их верить ему, переживать, волноваться, возмущаться, восторгаться, плакать.

Цель и содержание речи

Сочиняя речь, необходимо сразу определить ее главную цель. Сформулировав ее, нужно постоянно помнить о ней – это облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку в таком случае будущий оратор станет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Например, цель поздравительной речи – сказать человеку что-то доброе и приятное, в связи с чем нужно использовать в речи комплименты, упомянуть о положительных для этого человека обстоятельствах, воздержаться от критических замечаний и намеков; цель выступления на митинге, собрании, перед возмущенными чем-то людьми – успокоить и обнадежить их; значит, надо признать какие-то недочеты, в чем-то оправдаться, используя мягкие выражения, пообещать что-то реальное.

Содержание речи – это информация, вводимая в нее: факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем-либо, элементы описания. Количество составных элементов содержания речи должно быть достаточным для раскрытия темы. Следует соблюдать и определенное количественное соотношение этих элементов. В частности, факты обязательно должны присутствовать в речи, иначе она станет голословной, а обсуждаемые положения или рассуждения оратора не будут в полной мере понятны слушателям. В то же время не рекомендуется перегружать речь многочисленными фактами, тем более однородными, – это ослабляет внимание слушателей и вызывает их раздражение. Из обилия фактов нужно выбирать самые интересные, важные и доходчивые – то же можно сказать и об использовании доводов (аргументов) и других элементов содержания речи.

Приведем несколько рекомендаций относительно отбора и представления фактов: новые, неизвестные аудитории факты будут восприниматься с большим интересом, чем известные; не стоит злоупотреблять статистическими данными – необходимо приводить только самые убедительные цифры, стараться включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты; можно приводить и всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не замечавшийся смысл, подчеркивать их неожиданную связь с другими явлениями. Например: Во многих наших загсах регистрируют брак обычно в субботу. А знаете ли вы, что до революции браки в субботу не заключались, потому что это противоречит церковным правилам?

Принципиальное значение имеет удачная подача фактов. Можно пользоваться уже давно выработанными словесными формулами введения или комментирования фактов, а можно изобрести собственные словесные формулы для придания оригинальности стилю речи. Так, сообщая убедительные яркие факты, часто употребляют следующие словесные формулы: Не буду голословным (чтобы не быть голословным), приведу некоторые факты…; Факты говорят сами за себя (комментарии, как говорится, излишни); сообщая малодоступные сведения: Я думаю, не всем известно, что… или Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянул(а) в последние номера британских газет, и там меня поразило такое сообщение… Важные, значительные факты нуждаются в подобной подаче, как драгоценные камни – в хорошем обрамлении.

Любая речь должна содержать аргументы, т. е. приемы убеждения. Можно убедить слушателей, доказав что-либо, но можно убедить, не приводя строгих доказательств, что чаще всего характерно для ораторской практики. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не склонны или не могут воспринимать сложные доказательства, их внимание рассеивается. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико-психологические приемы убеждения. Рассмотрим некоторые из них.

Аргументы к делу основаны на подлинных обстоятельствах дела, подтверждены фактами и практикой – например, такой-то человек не совершил такое-то преступление, потому что находился в это время в другом месте (алиби); или такой-то человек совершил преступление, потому что он, по утверждению некоторых лиц, договаривался с сообщником о его совершении. Это, разумеется, не строгие доказательства, но для большинства людей весьма убедительные.

Аргументы к человеку часто используются ораторами. Такие аргументы не имеют прямого отношения к объективному рассмотрению дела, установлению истины, но призваны воздействовать на чувства слушателей, а следовательно, и на их дальнейшие действия, их отношение к происходящему. Оратор, например, может стараться вызвать чувство жалости, воздействовать на самолюбие слушателей, в результате чего они могут изменить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Например, адвокат, будучи не в силах доказать невиновность подзащитного, стремится убедить судей в том, что ему нельзя выносить обвинительный приговор, поскольку современная тюрьма способствует лишь дальнейшей деградации личности, или использует в качестве убеждения сведения о плохом состоянии здоровья матери подсудимого и т. д. Это может произвести определенный эффект, т. е. обвиняемому может быть вынесен приговор о его условном наказании.

Аргументы к пользе побуждают людей отклониться от сути дела в целях защиты своих интересов, своей выгоды. Например, на собрании коллектива предприятия обсуждаются нерентабельность работы цеха и необходимость закупить новое оборудование, что в пять раз повысит объем выпускаемой продукции, однако кто-то поясняет, что это повлечет за собой сокращение половины работников цеха, – в этом случае коллектив вряд ли примет положительное решение о закупке более совершенного оборудования.

Аргументы – ссылки на признанные авторитеты для многих очень убедительны и вполне заменяют доказательства. Услышав, что такого-то мнения придерживается известный ученый-экономист, многие слушатели, не разбирающиеся в рассматриваемом экономическом вопросе, могут поддержать его точку зрения; чтобы реклама какого-то вида косметики была успешной, достаточно сказать, что им пользуется знаменитая артистка, и т. п.

Аргументы – ссылки на здравый смысл рассчитаны на обыкновенный житейский опыт и не более того: Вы утверждаете, что А. избил Б., но этого не может быть, потому что А. гораздо слабее физически; или: Вы говорите, что он много ворует и богат. А посмотрите, как он скромно живет, как бедно одевается! Разве богатый так живет?

О структуре (построении) речи

Любая ораторская речь должна состоять из трех композиционных частей: вступления, средней части (рассуждения) и заключения.

Во вступлении (приступе) нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить их к себе, подготовить к слушанию основной части, восприятию излагаемого вопроса. Для этого можно сказать, что тема вашего выступления очень важна, что дело, которое будет рассмотрено, весьма необычное, что слушатели узнают нечто из ряда вон выходящее, – т. е. как-то заинтриговать аудиторию. Исходя из ситуации можно подчеркнуть, что вы не хотели выступать, но решили внести ясность в обсуждаемый вопрос, потому что, по вашему мнению, предыдущие ораторы освещали его недостаточно полно или неправильно; или подчеркнуть, что вы выступаете, руководствуясь исключительно нравственным долгом, долгом чести и др. – все это способно привлечь к вам внимание, однако вы должны оправдать ожидания слушателей.

В самом начале речи следует высказать уважение к аудитории, не проявляя самоуверенности, чванства, надменности (подобные качества вообще не должны быть присущи оратору). Не надо начинать с цветастых и слишком складных фраз (они более уместны в ходе выступления): чересчур уверенное начало воспринимается слушателями, как правило, отрицательно. Не менее существенный момент – краткость вступления: оно должно длиться не более минуты.

В средней части излагается суть дела – информация, которую вы считаете нужным сообщить, ее толкование, ваша интерпретация и оценка. Рассуждая о предмете речи, вы приводите заранее продуманные аргументы, используете оценочные эмоциональные восклицания и др. Здесь тоже следует придерживаться определенных правил: ваше сообщение или рассуждение не должно быть слишком продолжительным, нудным, слишком детализированным или сумбурным. Нужно стремиться к яркости, наглядности выступления, время от времени проявлять эмоции, т. е. демонстрировать интерес к рассматриваемому вопросу.

Собираясь использовать несколько аргументов подряд, начните с самого слабого, наращивая силу убеждения, и закончите самым сильным – существует небезосновательное мнение, что аргументы, расположенные в такой последовательности, более действенны. В такой же последовательности располагайте и факты.

Никогда не следует пренебрегать третьей композиционной частью речи – заключением. По объему оно может превосходить вступление, но должно занимать не более 1,5–2 мин. В заключении обычно подчеркивают основную мысль речи или кратко повторяют все существенные мысли, соображения, соблюдая порядок их более подробного рассмотрения в средней части. Последняя фраза речи должна быть энергичной. Прав Д. Карнеги, осуждающий распространенную банальную концовку речи, состоящую из фразы: Ну вот, кажется, и все, что я хотел(а) сказать. У слушателя может создаться впечатление, что оратор, вероятно, сказал не все, что-то забыл, упустил. Лучше закончить речь более четко: Вот и все, что я хотел(а) сказать. Благодарю за внимание. Еще лучше – закончить речь каким-то парадоксальным или интригующим высказыванием, например: Если я не убедил(а) вас в моей правоте, вас убедит в ней жизнь – и очень скоро! Не игнорируйте традиционную фразу, которая является признаком хорошего тона: Благодарю за внимание.

О фигурах речи

Характернейшей особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т. е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория. Этому научиться нетрудно.

Фигуры речи оживляют речь, делают ее более яркой, способствуют ее лучшему восприятию. И в поэзии, и в ораторской речи встречаются подчас одни и те же фигуры речи, но в последней преобладают фигуры речи, нетипичные для других речевых сфер.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Рассмотрим наиболее типичные фигуры речи

[11].

Анафора – повторение слова, словосочетания, ритмических и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех; Говорят о соблюдении законов, говорят о нравственности и чести, говорят о необходимости воспитания молодежи, но чаще всего это все пустые слова. Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли. Сравните: У нас есть опыт, достаточные средства, необходимые помещения…

Слово или понятие, которое повторяется в одном и том же высказывании несколько раз, привлекает к себе внимание, поэтому анафора широко применяется в рекламных текстах.

Использование анафор не представляет труда – видимо, поэтому некоторые ораторы злоупотребляют ими. Речь, которая длится 10–12 мин, может содержать не более 2–3 анафор, в противном случае она становится банальной и вызывает отрицательную реакцию.

Градация (от лат. gradus – ступень, степень) – расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: Это живой, деятельный, стремительный человек; Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему; Для их компании одного нашего города маловато: им нужен весь наш район, вся область, вся страна! В градациях используются чаще всего 3–4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов в градации может создать ощущение ее недостаточности.

Антитеза – сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы зачастую используются при описании жизненных контрастов: Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека (М. Горький); С одной стороны – жалкие трущобы, с другой – роскошные особняки; Предложение этих товаров возрастает, но спрос на них падает. Особенно впечатляет каскад антитез. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи.

Сравнение – тоже хорошо известная и популярная фигура речи. К сожалению, зачастую употребляют банальные сравнения: орет как бешеный, бежали как угорелые, нужна как собаке пятая нога и т. п.

Задача оратора – снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями, например: Человечество похоже на больного, которому кажется, что ему будет легче, если он перевернется на другой бок.

Включая сравнения в свою речь, не следует злоупотреблять союзом как (вместо прекрасна, как принцесса можно сказать она напоминает принцессу; в ней есть что-то от принцессы; она прекрасней, чем тысяча принцесс).

Аллюзия (от лат. аlludere – намекать) – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выдающихся людей прошлого – мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых. Целесообразно также вставлять в свою речь краткие цитаты из Евангелия, приводить народные пословицы. Цитаты должны быть краткими и заключать в себе мудрость и оригинальность. Приводя цитату, следует использовать ее для развития собственных рассуждений. Например, высказывание

М. Монтеня «Я не хочу казаться лучше, чем я есть на самом деле» можно продолжить: «Но нам не надо казаться и хуже, чем мы есть на самом деле».

Другие примеры аллюзии: Как однажды выразился Себастьен Шамфор, один из деятелей французской революции, «чтобы выносить жизнь в Париже, нужно каждое утро проглатывать гадюку». А что он сказал бы о нашей нынешней жизни?; Сделав кому-то добро, не огорчайтесь, не получив ничего в ответ. Как выразился Сенека, «наградой за доброе дело служит свершение его».

Если слушателям, по вашим предположениям, известен автор цитаты, то не надо его указывать; если же вы подозреваете, что многие слушатели воспримут цитату как вашу собственную мысль, то лучше указать источник, освобождая себя при этом от ответственности за возможную неправильность или сомнительность высказывания. Кроме того, упоминание известного автора будет дополнительным аргументом в ваших рассуждениях.

Злоупотреблять аллюзиями не следует. Приводя множество чужих изречений, вы, конечно, блеснете начитанностью и образованностью, но зароните у слушателей сомнение относительно самостоятельности вашего мышления. Аллюзии должны подкреплять не мелкие факты и наблюдения или избитые истины, а ваши оригинальные суждения.

Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов); Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым (французский афоризм об изменениях, не затрагивающих существа дела; сменяются политические лидеры, конституции, законы, происходят революции, но все остается прежним).

Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо пояснить. Учитывайте уровень интеллекта ваших слушателей – ведь может так случиться, что, услышав, например, Ум хорошо, а два хуже, они могут подумать, что оратор несколько не в себе.

Антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: Не брал я твою книгу. Очень она мне нужна!; Очень мне нужно тебя обманывать! Можно придумать что-нибудь оригинальное, например: Я, право, в восхищении от современной молодежи! От ее бесконечного легкомыслия. От ее современных изящных танцев!

Гипербола – образное преувеличение, например: Инфляция может достигнуть космических размеров.

Банальных гипербол существует немало: Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать, и т. п. Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

Литота – подчеркнутое преуменьшение; эту стилистическую фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: За границу они поехать, конечно, не откажутся (т. е. с удовольствием поедут); Поверьте, я немного разбираюсь в этих делах» (в устах первоклассного специалиста в какой-то области).

Паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины – нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т. д.; Я мог(ла) бы еще многое сказать о нашем юбиляре – о его скромности, тактичности, его любви к людям, постоянной доброжелательности к окружающим, но стоит ли об этом говорить? Ведь это и так хорошо всем известно. Подобные построения могут содержать острую критику серьезных недостатков, причем слушатели будут убеждены, что оратор располагает большим фактическим материалом по данному вопросу, но по этическим причинам или из-за нехватки времени не хочет его подробно излагать. Паралипсис используется после обстоятельного анализа каких-то других явлений, подробного приведения фактов как окончание характеристики рассматриваемого объекта.

Антиципация – предвосхищение, предвидение событий. Применительно к ораторской речи это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. При этом создается впечатление объективности обсуждения проблемы, наглядного контакта оратора с аудиторией: Я предвижу возражения…; Мне, конечно, могут возразить, что…; Можно подумать, что это неправильно, потому что… (далее приводится опровержение возможных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки, а вовсе не по ходу речи). Например: Вы можете не согласиться со мной в оценке уровня передач наших телевизионных каналов, возразить, что если бы этот уровень был столь низким, то количество телезрителей не было бы таким большим. Однако, во-первых, «на безрыбье и рак – рыба», а во-вторых, уровень многих телезрителей зачастую не выше уровня нынешних телепередач.

Такая фигура речи не должна, однако, использоваться в одном выступлении более двух раз во избежание монотонности и замедленного изложения мыслей.

Коммуникация – общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Оратор формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и через 2–3 с дает свой заранее подготовленный ответ. Например: Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого, как сказал Козьма Прутков; Что такое дружба? Дружба в наше время – это, наверное, то же, что связи; Почему многие люди не соблюдают законы? Да потому, что не хотят, да и не могут их соблюдать.

Эта фигура активизирует аудиторию, однако нельзя использовать ее несколько раз подряд, превращая речь в подобие лекции-беседы.

Эпитет – экспрессивное определение, выражаемое обычно словом в переносном значении – прилагательным, наречием, существительным-приложением: Опять весна душистая повеяла крылом (А. Фет); Одеваться крикливо; И вот сама идет волшебница-зима (А. Пушкин).

Полисиндетон – повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения: И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин).

Апозиопеза – риторический прием, больше известный под названием «фигура умолчания»: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность самим сообразить, в чем дело. Например: Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но…; Вы ставите естественный вопрос: почему мы не установили, как собирались, контакты с этим популярным банком? Я бы мог (могла) дать вам исчерпывающие и убедительные объяснения, но я хотел(а) бы, чтобы вы поняли все без объяснений.

Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство – возмущение, радость, удивление и др.: Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия?!; Где же тут логика?!; Воины-победители той страшной войны – не с них ли нам нужно брать пример?!

Риторическим вопросом иногда целесообразно завершить какое-то рассуждение, перечисление фактов, доводов: И вот, когда мы знаем все эти обстоятельства, спрашивается: будет ли хоть какой-нибудь прок от этого предлагаемого мероприятия?!

Именительный представления – простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением: Экономика… Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!; Наши дети… Никто не поручится за их будущее.

Используя эту фигуру речи, оратор как бы акцентирует внимание слушателей на определенном предмете, предлагая им в течение небольшой паузы немного осмыслить, осознать его, а затем начинает рассуждать о нем.

Параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом: «Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому…, но он был властолюбив, и я убил его» (из речи Брута); «Ябыл скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался«(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

Антисторфа – повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке: «Возьмите… «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают» (В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя»).

Антономасия – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным: Вполне возможно, что кто-то из этих озорных и непоседливых детей – будущий Гагарин, Титов, Калашников, Вавилов.

Период – возможно, самая важная и популярная фигура речи. Это структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей – восходящей и нисходящей: «Когда человек покупает себе самоуважение дорогой ценой полезного и неустрашимого труда, когда он поддерживает в себе это чувство ежедневными усилиями ума и воли, направленными к великим общечеловеческим целям, – тогда самоуважение облагораживает его, то есть постоянно укрепляет его на новые подвиги труда и борьбы». (Д.И. Писарев. «Реалисты»).

Запоминание и произнесение речи

Оратор должен произносить речь наизусть, а не зачитывать ее, как доклад, – в противном случае он рискует произвести на слушателей очень невыгодное для себя впечатление (в этом случае слово «оратор» даже неуместно).

Текст речи легче запомнить, если он хорошо структурирован, т. е. характеризуется стройностью структуры, логическим соединением отдельных композиционных частей и подчастей, ясной и простой логикой их расположения. Самые важные положения и формулировки нужно выучить особенно тщательно, чтобы у слушателей не закралось сомнение в том, что оратор сам их плохо осознает. Так же тщательно нужно выучить торжественные, патетические фразы, чтобы не попасть впросак, запнувшись и вспоминая их продолжение. Если оратор все же забыл, что следует говорить дальше, нельзя этого показывать аудитории, делая длинную паузу, – нужно продолжить речь, заменив забытые фрагменты речи другими.

Существуют следующие правила произнесения речи:

• говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;

• избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;

• не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно – следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от ее содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;

• не переводить слишком громко дыхание;

• делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать ее и подчеркивая ее значимость;

• не вытирать постоянно лицо платком;

• не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;

• не демонстрировать слишком обильную мимику, так же как ее полное отсутствие;

• не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге; правая нога должна быть немного выдвинута вперед;

• не делать сомкнутыми руками различные нервные движения;

• не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;

• не расхаживать перед аудиторией.

Если оратора перебивает кто-нибудь из слушателей (вопросом, недоброжелательной репликой), то он может реагировать в зависимости от конкретной ситуации, применяя известные приемы. На заданный вопрос можно ответить: Я об этом скажу немного позже; на недоброжелательные реплики можно не обращать внимания или дать остроумный ответ. При возникновении в зале шума можно понизить голос и сделать небольшую паузу – шум прекратится, но он должен быть сигналом для оратора, что люди потеряли интерес к его речи, поэтому следует постараться вновь заинтересовать их.

Типичные недостатки ораторской речи

Бедность словаря. Очень часто выступающий обходится небольшим количеством слов, а следовательно, постоянно повторяет многие из них в своей речи. Это действует удручающе и свидетельствует о слабой образованности и низком интеллектуальном уровне оратора. Словесное однообразие, банальность стиля наводят на мысль, что и содержание речи тоже банально. В речи должны присутствовать синонимы, красочные обороты, сравнения и т. д.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили, т. е. о делах ничтожных нельзя говорить высоким словом, о важных – низким, о печальных – веселым. Сравните: Мой дед воевал, дошел до Берлина. У него куча медалей, даже орден какой-то есть. – Мой дед прошел всю войну, участвовал в штурме Берлина. Получил много наград. Есть у него и орден. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов, а стилистически низкие слова (жаргон, просторечие) полностью исключаются. Слова слишком сниженного звучания («классный» – в значении «отличный»; «хохма», «натринкаться» и т. д.) вообще нельзя употреблять в ораторской речи.

Кроме того, не следует говорить слишком напыщенно или слащаво – это делает речь неестественной, искаженной.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4–5 и более простых предложений, – разбивке на 2–3 предложения.

Излишняя краткость. Оратор, опуская какую-то информацию, что-то не договаривая, делает свое выступление не совсем понятным для слушателей. Излагая ключевые мысли, рассуждения, он должен дать пояснения, подчеркнуть суть своих высказываний. Говорить нужно не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять.

Неясность речи может обусловливаться также употреблением малоизвестных иностранных слов, узкоспециальных терминов, устаревших слов. Если их нельзя избежать, а реакция аудитории свидетельствует о том, что эти слова непонятны ей, можно кратко объяснить их значение.

Неблагозвучие. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (или, как они еще называются, слов-паразитов) типа э-э-э-э-…, м-м-м-м-…, как бы…, как это?…, как его?.. и др. Нужно также заботиться о том, чтобы в речи не было неблагозвучных сочетаний (например, министр встретился с…).

Виды речи

Существует около 20 видов ораторских речей. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Производственная речь произносится перед коллегами на производственных собраниях, деловых совещаниях, презентациях. Это может быть или запланированное выступление, или выступление в прениях экспромтом, или итоговое выступление ведущего (председателя). Содержание такой речи должно соответствовать обсуждаемой проблеме: оратор излагает свою позицию, подчас анализируя и критикуя другие точки зрения или, наоборот, поддерживая их. Заключительная речь председателя собрания должна быть выдержана в деловых и конструктивных тонах. Обобщая все выступления, председатель должен стремиться оценить каждое из них, не обходя молчанием острые выступления и выступления инициативного характера. Он должен найти одобрительные и поощрительные слова для оценки одних речей и вежливые, дипломатичные выражения в случаях несогласия и неприятия других идей и предложений, стараясь мотивировать свою реакцию.

Главные особенности речи на презентации – приподнятость стиля, деловитость, рекламирование своего предприятия, его возможностей, достижений и др. Здесь уместны и радушные приглашения к сотрудничеству, и торжественные заверения, обещания.

Речь на открытии совещания и речь на презентации можно подготовить заблаговременно, однако заключительную речь нужно составлять по ходу совещания.

Митинговая речь рассчитана на большое количество людей, в том числе незнакомых оратору. В этом случае доминируют призывный, лозунговый стиль, демонстрация эмоций, которые оратор стремится передать публике. В зависимости от ситуации оратор может в разной степени повышать тон, выражая недовольство своими политическими противниками, опровергая все, что не нравится ему или группировке, которую он представляет. Собственная программа действий подается в оптимистических тонах и оснащена броскими призывами. Речь на митинге не должна содержать глубоких рассуждений, скрупулезных доказательств: собравшаяся толпа не будет им внимать и не поймет их. Рекомендуется использовать лозунги, рассчитанные на человека со средним уровнем интеллекта, отдельные разительные факты, привычные эмоциональные выражения. В качестве примера приведем отрывок из пламенной речи, которую произносит адвокат Камилл Демулен в пьесе Р. Роллана «Четырнадцатое июля»:

«Свобода! Свобода! Она парит над нашими головами. Она увлекает меня в свой священный полет. Пусть она осенит нас своими крылами! Вперед к победе! Рабству приходит конец… Да, оно позади! Восстаньте! Обратим молнию против злодеев, которые вызвали ее! Во дворец! К королю!.. Смотрите на меня, притаившиеся шпионы! Это я, Камилл Демулен, призываю Париж к восстанию! Я не боюсь ничего! Что бы ни случилось, живым я не дамся! Я страшусь только одного – вновь увидеть Францию порабощенной. Но мы этого не допустим. Она будет свободной, как и мы, или умрет вместе с нами… Братья! Мы будем свободны! Мы уже свободны! Каменным бастилиям противопоставим твердыню наших сердец, несокрушимую крепость свободы!..»

[12].

Парламентская речь, как видно из названия, звучит обычно в палатах парламентов (например, в Госдуме), а также представительно-законодательных органов более низкого порядка. Существует две разновидности такой речи: речь типа доклада и речь – выступление в прениях. Особенности парламентской речи – выдвижение какого-то предложения общегосударственного, областного или городского значения и четко выраженный элемент совещательности, т. е. защита своей или отвержение чужой позиции не в митинговой манере (этого в парламентской речи не должно быть), а в стиле взвешенного рассмотрения проблемы, объективности оценок реального положения и перспектив общественной жизни. Однако все же в политических речах типа парламентских по традиции еще со времен Демосфена и Цицерона присутствуют и страстность, и острота слога. Приведем отрывки из парламентских речей В. Гюго, который, как известно, был не только талантливым писателем, но и политическим деятелем, нередко выступавшим в Учредительном собрании Франции:

«Господа, я не принадлежу к тем, кто считает, что на этом свете можно уничтожить страдания. Страдание – Божий закон. Но я принадлежу к тем, кто считает и утверждает, что можно уничтожить нищету. Заметьте, господа, я не сказал: уменьшить, ослабить, сократить, ограничить, – я сказал: уничтожить. Нищета – это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным…

Я не хочу опережать события и строить какие бы то ни было мучительные догадки о последствиях тех ошибок, которые вы уже начали совершать. Я останавливаюсь. Но я не могу не сказать, что ужас охватывает честных граждан, когда они видят, что правительство устремляется по наклонной плоскости вниз, прямо в пропасть! Я не могу не сказать, что мы уже не раз видели, как правительства спускались по наклонной плоскости, но никто еще никогда не видел правительства, которое сумело бы взобраться по ней обратно. Я не могу не сказать, что мы… по горло сыты глупостями, провокациями, реакцией, нелепостями, совершаемыми от чрезмерной ловкости, и безрассудствами от чрезмерной мудрости. Мы по горло сыты людьми, которые губят нас, прикидываясь нашими спасителями. Я не могу не сказать, что мы не хотим больше революций. Я не могу не сказать, что тогда как прогресс будет благотворен для всех, революции уже не будут благотворны ни для кого»

[13].

Юбилейная речь, застольная речь (спич) – это социально-бытовые речи, которые произносятся на официальном собрании или во время застолья по случаю какого-либо юбилея, знаменательной даты, знаменательного события, большого праздника, дня рождения, свадьбы, защиты диссертации и др. Для таких речей характерны панегирические, прославляющие, хвалебные слова и выражения, лестные факты и оценки. Конечно, желательно использовать не банальные, а оригинальные выражения, вспомнить или выявить малоизвестные, но важные факты.

Приведем фрагмент из книги А. Вьюркова «Рассказы о старой Москве»:

«Господа! – заговорил профессор. – Тише! Я поднимаю бокал за русскую науку, за Московский университет! Я ни разу не прошел мимо него, не обнажив головы. Московский университет охраняет нашу страну, как солнце. Он дал нам и всему миру замечательных людей. В области просвещения и культуры мы стали передовой страной. Кем зачитывается Европа? Нашим Толстым и Достоевским. Кому принадлежит честь открытия электрического освещения и радио? Русским ученым. Кто первый изобрел паровую машину? Русский Ползунов… И все это пошло от первого рассадника просвещения – Московского университета. Много еще в нашем быту косности… сохранились и Тит Титычи, и Ноздревы, и Пришибеевы, но я верю, со временем изживутся и они, и поможет нам в этом наша дорогая альма-матер! Да здравствует страна талантливого народа и все ее культурные учреждения!»

[14]

Скорбная речь произносится обычно на похоронах и содержит перечисление заслуг покойного перед обществом, положительных человеческих качеств, которые ему были присущи. В такой речи нельзя говорить о суетном, производственных делах, житейских пустяках, но уместно выразить высокие духовные переживания, мысли о вечном.

Пример – речь В. Гюго на похоронах О. де Бальзака:

«Господа! Человек, которого только что опустили в эту могилу, был один из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры теперь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну… Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха… Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных. Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом… Его смерть как громом поразила Париж. Несколько месяцев назад он вернулся во Францию. Чувствуя приближение конца, он захотел еще раз увидеть родину; так накануне далекого путешествия приходят проститься с матерью… Жизнь его была коротка, но насыщенна. Этот неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот поэт, этот гений жил среди нас той жизнью, полной бурь, распрей, борьбы и битв, которою во все времена живут великие люди. Теперь он обрел покой. Он ушел от раздоров и ненависти… Быть может, полезно, быть может, необходимо в такую эпоху, как наша, чтобы время от времени смерть великого человека вызывала религиозное потрясение в умах, пожираемых сомнением и скептицизмом. Провидение знает, что делает, когда таким образом ставит людей лицом к лицу с высшей тайной и заставляет их размышлять о смерти, которая всех уравнивает и всем несет великое освобождение»

[15].

Приветственная речь произносится на открытии конференций, форумов и других подобных мероприятий. Ее цель – продемонстрировать радушие, гостеприимство, подчеркнуть важность мероприятия, приветствовать участников, вдохновить их на творческое общение, создать им оптимистическое настроение. В связи с этим можно, например, упомянуть о том, что в конференции участвуют известные ученые, теоретики и практики, что ожидаются интересные доклады и сообщения, а в конце речи пожелать всем плодотворной работы.

Приведем пример приветственной речи на открытии международной конференции:

«Уважаемые коллеги!

Мы уже четвертый раз проводим научно-методическую конференцию, посвященную методике преподавания вузовских дисциплин.

В последние годы все больше и больше осознается насущная необходимость такого направления научной работы. Ведь многие десятилетия методика преподавания относилась только к школе, к среднему образованию, позже – к преподаванию иностранных языков в вузе; и только в последнее время стало понятным, что преподавание в высших учебных заведениях всех учебных дисциплин тоже нуждается в своей методической науке, в научно обоснованной системе, в отборе и презентации содержания каждой дисциплины, в адекватных и рациональных методах, средствах обучения студентов – с учетом их возрастной психологии, полученной школьной подготовки, специальности и специализации.

Методика вузовского обучения, по существу, только зарождающаяся наука. Еще нет широко известных фундаментальных монографических исследований в данной сфере знаний – ни по общей методике, ни по частным методикам вузовского обучения. Сейчас лишь начальный этап создания всего этого, в который включились многие исследователи из разных вузов. Мы полагаем, что наш вуз – Московский государственный университет сервиса – в этом отношении находится совсем не на последнем месте.

На этой конференции уже есть что и есть кому сказать. Предполагаются интересные доклады по проблемам применения инновационных технологий, непрерывно-преемственного образования, математического моделирования, психологических аспектов лингвистической подготовки, преподавания иностранных языков, правового образования, гуманитарной подготовки специалистов, дистантного обучения и др.

Интересные материалы прислали наши коллеги из ряда городов России, Украины. Нам приятно, что сделанное нами приглашение нашло достаточно широкий отклик.

Все кафедры нашего университета также представлены на конференции. Многие преподаватели уже давно и плодотворно работают над совершенствованием преподавания учебных курсов, над вопросами улучшения организации учебного процесса, подготовки современных специалистов в различных сферах, связанных с сервисом, творчески изучая отечественный и зарубежный опыт, разрабатывая стратегию обучения, основанную на современных научных подходах, ориентированную на нынешние социальные запросы и потребности, вырабатывая как целостную систему вузовского преподавания, так и ее отдельные участки, практически реализуя полученные теоретические наработки, накапливая ценный практический опыт. Мы представляем это все на суд широкой научной общественности.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, успехов, надеюсь, что каждый из вас, слушая коллег, получит для себя что-то ценное, нужное и, в свою очередь, не оставаясь в долгу, поделится со всеми важными результатами своих исследований».

Контрольные задания

I

Ответьте на вопросы:

1. Каковы особенности монологической речи?

2. Каково различие между политическим выступлением и отчетным докладом на производственном собрании; между ораторской речью и научным описанием чего-либо в лекции преподавателя?

3. Что общего может быть в ораторской речи и репортаже корреспондента с места событий?

4. Какие фигуры речи можно отнести к числу наиболее ярких, впечатляющих?

5. Какие фигуры речи можно использовать в начале (приступе) речи и какие – в ее заключении?

6. Для какой аудитории целесообразно применять в основном аргументы к делу и аргументы к пользе, а для какой – аргументы к человеку и аргументы – ссылки на авторитет?

7. Какие интересные факты вы подобрали бы, составляя речь на тему «О дружбе» («День Победы», «О состоянии современной экономики», «О социальных проблемах спорта»)?

II

Задание 1. Назовите фигуры речи, использованные в приведенных ниже фразах. Использовав эту структуру, сформулируйте другие предложения.

1. «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, тогда ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не может поколебать или изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности» (Д.И. Писарев. «Реалисты»).

2. «А найдется ли среди нас человек, который время от времени не чувствовал бы и не сознавал бы в себе разлада между словом и делом, между волей и задачей, между жизнью и учением вообще?» (Г. Ибсен. Речь к норвежским студентам).

3. «…Не говорите: вот человек, который глубоко понимает назначение человека и цель жизни, который стремится делать добро, но, лишенный энергии души, не может сделать ни одного доброго дела и страдает от сознания своего бессилия – скажите: вот Гамлет! Не говорите: вот чиновник, который подл по убеждению, зловреден благонамеренно, преступен добросовестно – скажите: вот Фамусов! Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души – скажите: вот Молчалин! Не говорите: вот человек, который во всю жизнь не ведал ни одной человеческой мысли, ни одного человеческого чувства, который во всю жизнь не знал, что у человека есть страдания и горести, кроме холода, бессонницы, клопов, блох, голода и жажды, есть восторги и радости, кроме спокойного сна, сытного стола, цветочного чаю, что в жизни человека бывают случаи поважнее съеденной дыни, что у него есть занятия и обязанности, кроме ежедневного осмотра своих сундуков, амбаров и хлевов, есть честолюбие выше уверенности, что он первая персона в каком-нибудь захолустье; о, не тратьте так много фраз, так много слов – скажите просто: вот Иван Иванович Перерепенко…» (В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя»…).

4. «У нас было много талантов и талантиков, но мало, слишком мало художников по призванию, то есть таких людей, для которых писать и жить, жить и писать, одно и то же, которые уничтожаются вне искусства, которым не нужно протекций, не нужно меценатов, или, лучше сказать, которые гибнут от меценатов, которых не убивают ни деньги, ни отличия, ни несправедливости, которые до последнего вздоха остаются верными своему святому призванию» (В.Г. Белинский. «Литературные мечтания»).

5. «Помните ли вы то блаженное время, когда в нашей литературе пробудилось было какое-то дыхание жизни, когда появлялся талант за талантом, поэмы за поэмою, роман за романом, журнал за журналом, альманах за альманахом; то прекрасное время, когда мы так гордились настоящим, так лелеяли себя будущим и, гордые нашею действительностью, а еще более сладостными надеждами, твердо были уверены, что имеем своих Байронов, Шекспиров, Шиллеров, Вальтер Скоттов?» (В.Г. Белинский. «Литературные мечтания»).

6. «Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Для Достоевского же это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность божества – эта идея есть вместе и величайшее добро, и высочайшая истина, и совершеннейшая красота. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение – уже во всем есть конец и цель и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир» (В.С. Соловьев. «Три речи в память Достоевского»).

7. «Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на местах высадки, мы будем сражаться в полях, на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы никогда не сдадимся» (У. Черчилль).

Задание 2.

1. Изучите композиционные особенности приведенных ниже выступлений, а также использование в них риторических фигур и приемов аргументации. Особо отметьте все эпитеты, употребленные ораторами.

Речь, произнесенная В. Гюго на открытии конгресса 14 сентября 1869 г.

«Мне недостает слов, чтобы выразить, до какой степени я растроган оказанным мне здесь приемом. С глубоким волнением я приветствую конгресс, приветствую это собрание людей отзывчивых и великодушных.

Граждане, вы правильно сделали, избрав местом своей встречи эту благородную альпийскую страну. Во-первых, она свободна; во-вторых, она величественна. Да, именно здесь, перед лицом этой изумительно-прекрасной природы, подобает объявить великие решения, подсказанные гуманностью, в частности решение положить конец войнам.

На этом конгрессе один вопрос главенствует над всеми другими.

Позвольте же, раз вы оказали мне высокую честь, избрав меня председателем, позвольте мне изложить этот вопрос. Я сделаю это в немногих словах. Мы все, здесь присутствующие, к чему мы стремимся? К миру. Мы хотим мира, страстно хотим его. Хотим его непреклонно, безоговорочно, хотим мира между всеми людьми, между всеми народами, между всеми расами, между враждующими братьями, между Каином и Авелем. Хотим великого умиротворения всех злых страстей.

Но какого именно мира мы хотим? Мира любой ценой? Мира без всяких условий? Нет! Мы не хотим мира, при котором, согбенные, не смели бы поднять чело; не хотим мира под ярмом деспотизма, не хотим мира под палкой, не хотим мира под скипетром!

Первое условие мира – это освобождение. Для освобождения, несомненно, потребуется революция, изумительнейшая их всех революций, и, быть может, – увы! – война, последняя из всех войн. Тогда все будет достигнуто. Мир, будучи нерушимым, станет вечным. Исчезнут армии, исчезнут короли. Прошлое сгинет бесследно. Вот чего мы хотим.

Мы хотим, чтобы народ свободно жил, возделывал землю, свободно покупал, продавал, трудился, говорил, любил и думал свободно; хотим, чтобы были школы, готовящие граждан, и чтобы не было больше королей, приказывающих изготовлять пушки. Мы хотим великой Республики всего континента, хотим Соединенных Штатов Европы. И я закончу словами:

Наша цель – свобода! Свобода обеспечит мир!»

Речь У. Черчилля, произнесенная 13 мая 1940 г. в Палате общин

«… Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу только предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Пред нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий.

Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной Богом; начать войну против ужасной тирании, невиданных даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика.

Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым не был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала; исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели.

Я принимаю возложенные на меня обязанности, преисполненный бодрости и надежды. Я верю, что люди не допустят, чтобы наше дело постигла неудача.

Я чувствую себя вправе в данном положении, в данное время потребовать содействия и сказать: «Так идите же, вместе пойдем вперед, объединив наши силы»…»

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!

Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнения от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

2. Напишите речь – подражание одной из приведенных речей, сохранив ее структуру и порядок использования выразительных средств, но выбрав другую тему.

Задание 3. Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках: а) для студенческой аудитории; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов.

Задание 4. Составьте краткую приветственную речь по случаю Дня учителя: а) от имени студента; б) от имени вузовского преподавателя, учитывая их различный жизненный опыт и различный менталитет.

Задание 5. Проанализируйте речь известного политического оратора в соответствии с приведенными ниже критериями.

Критерии оценки речей

Задание 6. Используя не менее 10 различных риторических фигур, 2–3 интересных и показательных факта, вставляя аргументы к делу и к человеку, составьте речь, композиция которой должна предусматривать приступ, срединную часть и заключение, на одну из следующих тем:

1. Дорога к Храму.

2. Отцы и дети.

3. Кто твой ближний?

4. Ученье – свет.

5. России верные сыны.

6. Уважайте старость.

7. О пользе тишины.

8. Еще раз про любовь.

9. Ода здоровому образу жизни.

10. Ода студенчеству.

11. Легко ли быть молодым?

12. О пользе путешествий.

13. Ода автомобилю.

14. Ода пешеходу.

15. У природы нет плохой погоды…

16. О красоте.

17. Дарите людям радость.

18. Ода улыбке.

19. Человек в большом городе.

20. Берегите лес!

21. Человек и природа.

22. Читайте, читайте, читайте!

23. О великий, могучий русский язык! (Речь в защиту русского языка.)

24. Вот моя деревня, вот мой дом родной.

25. О времена! О нравы!

26. Мой дом – моя крепость!

27. Все на субботник!

28. Реклама – двигатель торговли.

29. Вашей фирме 1 год (10 лет, 50 лет, 100 лет).

30. Примите меня на работу!

31. Ох уж эти экзамены!

32. Мужчины 8 Марта и всегда.

33. Вручение премии (благодарственная речь).

34. Презентация.

35. Поздравление, адресованное юбиляру.