1. Общая характеристика
Эпоха Просвещения – это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. XVIII век отмечен в истории Европы возвышением особого внимания общественной и
политической мысли, характеризующегося особым доверием в возможности разума, просвещения и основанного на них общественного активизма, нацеленного на положительное изменение общественных нравов и институтов, в первую очередь религиозных и политических. Это был возврат в обновленном виде сократовско-платоновских представлений о чу-
десных свойствах добродетельного знания.
В центре философских школ, систем, политических течений того времени находились, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривался в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека, как сущностная характеристика субъекта и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности и т.д.
Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них связывали свои надежды на пришествие «царства разума» с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций.
Человек, как разумное существо призван стать властелином мира, перестроит общественные отношения на разумных основаниях. Поэтому главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребности в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.
Таким образом, политических мыслителей эпохи Просвещения объединяет идея перестройки жизни на разумных началах, что можно, по их мнению, осуществить путем распространения положительных практически полезных знаний среди широких кругов образованных людей, особенно среди правителей, которые внедряют принципы разума в повседневную жизнь своих стран. Другими словами, деятели Просвещения желали утвердить на
земле «царство разума», где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества. Они полагали, что ход истории определяется взглядами людей – «мнение правит миром» и стоит доказать правильность каких-то принципов и все начнут им следовать.
Особым успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма (модификация идеи мудрого правителя), обогащенные соображениями о разумном государственном устройстве, системе законов, позволяющих философу на троне осуществлять свои благородные намерения. А так как новые, полученные путем обработки опытных данных знания о природе и обществе противоречили утверждениям христианской религии, то одной из главных задач мыслителей-просветителей была борьба с религиозными воззрениями.
XVIII векк следует считать Веком современных революций, сопровождавшимся размышлениями о возможных обновлениях на пути прогресса разума и улучшения общественных и политических нравов. Политические доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789- 1794 гг.). В процессе развития революции произошло неизбежное размежевание третьего сословия, объединявшего в своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ, проектов законодательных актов. Идеологи каждой из названных группировок опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных мероприятий и разработке конституционных актов.
Итак, век Просвещения, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной социально-политической идеологии.
Основным методом обоснования политических доктрин был рационализм. Просвещение освобождало политическую идеологию от теологии. Рационалистическое понимание государства, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде учений, доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих
на государство.
Буржуазная социально-политическая идеология Франции XVIII века в целом продолжила философско-теоретическую работу мыслителей предшествующих веков. Более глубокую разработку получили уже известные варианты преодоления политического отчуждения, свойственного феодализму. В трудах Ж.Ж. Руссо был по существу впервые четко
определена сама проблема политического отчуждения. Особенность Просвещения состоит в том, что эту проблему предполагалось решить политическими же способами: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования. В этот период было завершено развитие ряда социально-политических концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других. Особенность соотношения содержания социально-политических доктрин того времени и их программных положений состояла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.
Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. В процессе обсуждения принципов организации будущего общества постоянно ставился вопрос о связи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Буржуазной стала та социально-политическая идеология, которая либо признавала неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье и др.), либо предлагала смягчить крайности богатства и нищеты, в какой-то мере уравнять имущества людей, оставив собственность частной (Руссо и др.). От буржуазной отличалась коммунистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной собственности общностью
имущества. Важным дополнением к программе создания гражданского общества было представление теоретиков-коммунистов о необходимости материальных, экономических гарантий, прав и свобод личности.
Наряду с многообразием буржуазных социально-политических доктрин в период Просвещения складывалось разнообразие типов коммунистической социально-политической идеологии. Существенным отходом от традиционного, идущего от Платона идеала государственного коммунизма стали возникшие во Франции идеи безгосударственного коммунизма.
Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просвещения её могучее влияние на развитие всех направлений социально-политической мысли того времени последующих времен, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей.